Планируете сдавать ЕГЭ по обществознанию в 2019 году – первым документом, с которым вам стоит ознакомиться должен стать кодификатор элементов содержания и требований, разработанный ФИПИ.
Данный документ, определяющий структуру КИМов, разработан на основе государственных образовательных стандартов, установленных приказом Минобразования РФ № 1089 (от 05.03.2004) для учебных заведений с базовым и профильным изучением предмета.
Кодификатор ЕГЭ по обществознанию в 2019 году
Содержание кодификатора
В 2019 году предложенный ФИПИ кодификатор для ЕГЭ по обществознанию состоит из двух разделов:
- Перечень основных элементов содержания.
- Требования к уровню подготовки выпускников.
Раздел 1
Так, в первом разделе в виде таблицы представлены все темы, вынесенные на экзамен в 2018-2019 учебном году по таким блокам:
- Человек и общество (18 тем).
- Экономика (16 тем).
- Социальные отношения (13 тем).
- Политика (15 тем).
- Право (20 тем).
Важно! В список вошли не только темы базового уровня. В билетах встречаются вопросы из профильного курса, что потребует от учащихся общеобразовательных школ дополнительной подготовки по предмету.
Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ
1. Человек и общество%
- Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции).
- Мировоззрение, его виды и формы.
- Виды знаний.
- Понятие истины, её критерии.
- Мышление и деятельность.
- Потребности и интересы.
- Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность.
- Системное строение общества: элементы и подсистемы.
- Основные институты общества.
- Понятие культуры. Формы и разновидности культуры.
- Наука. Основные особенности научного мышления.
- Естественные и социально-гуманитарные науки.
- Образование, его значение для личности и общества.
- Религия.
- Искусство.
- Мораль.
- Понятие общественного прогресса.
- Многовариантность общественного развития (типы обществ).
- Угрозы XXI в. (глобальные проблемы).
2. Экономика:
- Экономика и экономическая наука.
- Факторы производства и факторные доходы.
- Экономические системы.
- Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение.
- Постоянные и переменные затраты.
- Финансовые институты. Банковская система.
- Основные источники финансирования бизнеса.
- Ценные бумаги.
- Рынок труда. Безработица.
- Виды, причины и последствия инфляции.
- Экономический рост и развитие. Понятие ВВП.
- Роль государства в экономике.
- Налоги.
- Государственный бюджет.
- Мировая экономика.
- Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.
3. Социальные отношения:
- Социальная стратификация и мобильность.
- Социальные группы.
- Молодёжь как социальная группа.
- Этнические общности.
- Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
- Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации.
- Социальный конфликт.
- Виды социальных норм.
- Социальный контроль.
- Семья и брак.
- Отклоняющееся поведение и его типы.
- Социальная роль.
- Социализация индивида.
4. Политика:
- Понятие власти.
- Государство, его функции.
- Политическая система.
- Типология политических режимов.
- Демократия, её основные ценности и признаки.
- Гражданское общество и государство.
- Политическая элита.
- Политические партии и движения.
- Средства массовой информации в политической системе.
- Избирательная кампания в Российской Федерации.
- Политический процесс.
- Политическое участие.
- Политическое лидерство.
- Органы государственной власти Российской Федерации.
- Федеративное устройство Российской Федерации.
5.Право:
- Право в системе социальных норм.
- Система российского права. Законотворческий процесс.
- Понятие и виды юридической ответственности.
- Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации.
- Законодательство Российской Федерации о выборах.
- Субъекты гражданского права.
- Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
- Имущественные и неимущественные права.
- Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора.
- Правовое регулирование отношений супругов.
- Порядок и условия заключения и расторжения брака.
- Особенности административной юрисдикции.
- Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты.
- Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени).
- Споры, порядок их рассмотрения.
- Основные правила и принципы гражданского процесса.
- Особенности уголовного процесса.
- Гражданство Российской Федерации.
- Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба.
- Права и обязанности налогоплательщика.
- Правоохранительные органы. Судебная система.
Раздел 2
Второй раздел содержит требования к уровню подготовки выпускника 11-го класса. Все пункты данного раздела соответствуют требованиям Государственного стандарта РФ, и следовательно, едины для образовательных учреждений всех регионов.
Кодификатор 2019 года четко устанавливает, какие теоретические знания, а также практические навыки и умения будут проверяться на ЕГЭ по обществознанию.
Знать и понимать:
- Биосоциальную сущность человека;
- Основные этапы и факторы социализации личности;
- Место и роль человека в системе общественных отношений;
- Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
- Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- Основные социальные институты и процессы;
- Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- Особенности социально-гуманитарного познания;
Уметь:
- Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
- Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
- Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- Формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
- Подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу;
- Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Где скачать кодификатор?
Найти актуальный кодификатор, разработанный специально для ЕГЭ по обществознанию, которое пройдет в грядущем 2019 году, можно на сайте ФИПИ. Там же можно найти спецификации к экзамену и демоверсии 2018 и 2019 года.
Также изучить содержание документа вы сможете на страницах нашего сайта. Предлагаем скачать кодификатор и использовать его в режиме офлайн на этапе подготовки к ЕГЭ по обществознанию 2018-2019 учебного года.
Другие документы ЕГЭ по обществознанию
Также в подготовке к Единому Государственному Экзамену вам поможет спецификация КИМ для экзамена 2019 года. В этом документе содержатся:
- все основные требования к проведению ЕГЭ;
- структура экзаменационного билета;
- количественное разделение заданий по блокам и уровням сложности;
- принципы оценивания экзаменационных работ;
- информация о минимальных проходных баллах;
- основные изменения 2019 года;
- обобщенный план билета ЕГЭ;
- перечень нормативно-правовых актов.
Также при подготовке полезными будут различные издания, в которых структурирована и удобно подана основная информация по предметам. Больше советов по подготовке вы найдете в соответствующей статье «ЕГЭ по обществознанию в 2019 году».
Источник: https://pro2019god.ru/kodifikator-ege-po-obshhestvoznaniyu-v-2019-godu/
Кодификатор ЕГЭ по обществознанию в 2020 году
Как и в прошлые годы, в 2020 выпускники школ не будут сдавать обществознание в обязательном порядке. Сертификат о прохождении экзамена по этой дисциплине понадобится лишь тем, кто планирует в дальнейшем поступать на такие специальности как юридические, экономические, педагогические и т. п.
В целом, спектр профессий, где необходимы положительные результаты ЕГЭ по обществознанию, чрезвычайно разнообразен и широк.
Учащимся последних классов, выбравшим вышеуказанные или смежные с ними направления будущей деятельности, первым делом следует внимательно ознакомиться с кодификатором ЕГЭ по обществознанию. Это официальный документ, которые содержит перечень тем, подлежащих сдаче в ходе экзамена, и требований к выпускникам.
Кодификатор разработан специально для учебных заведений в соответствии с госстандартами в сфере образования. Выпускникам, уже твердо определившимся со своей профессией, необходимо заранее заполнить и сдать заявление на прохождение тестирования. После чего следует незамедлительно начать подготовку к заданиям.
Календарь ЕГЭ 2020 по обществознанию
Для начала, рекомендует ознакомиться с календарем ЕГЭ на 2020 год. Дни проведения испытаний по обществознанию в рамках предварительной сессии, ФИПИ озвучит ближе к ноябрю месяцу, а расписание основного периода уже существует. Для дисциплины «обществознание» оно будет таким:
Основной день | Резерв |
8 июня 2020 года понедельник | 30 июня 2020 года вторник |
3 июля 2020 года пятница |
Содержание экзамена (первый раздел)
Как указывалось выше, кодификатор ЕГЭ состоит из двух разделов. В первом указываются темы, подлежащие сдаче, во втором — требования к знаниям и умениям учащихся школ. Все проверочные позиции отражены в табличной форме и распределены по следующим блокам:
- Человек и общество (18 пунктов).
- Экономика (16 пунктов).
- Соцотношения (14 пунктов).
- Политика (15 пунктов).
- Право (20 пунктов).
Важно отметить, что в вышеприведенный перечень включены не только вопросы базового уровня подготовки. Учащимся придется ряд пунктов прорабатывать дополнительно, сверх того объема знаний, что давали на школьных занятиях.
В рамках указанных дисциплин готовятся конкретные тестовые задания (всего их дается 29). Они подразделяются на два типа: те, на которые достаточно дать краткий ответ, и, наоборот, требующие подробного изложения материала. К тестам первого типа относятся задачи с 1 по 20, второго типа — с 21 по 29.
Каждый из типов, в свою очередь, содержит задания разной степени сложности. В тестах первого типа вопросы с 1 по 8 относятся к базовому уровню, с 9 по 20 — к повышенному. В заданиях второго типа пункты с 21 по 22 считаются простыми, остальные — усложненными. В целом, нужно признать, что готовиться к ЕГЭ следует серьезно, поскольку требования к знаниям и навыкам предъявляются очень высокие.
Содержание экзамена (второй раздел)
Во втором разделе кодификатора ЕГЭ 2020 обозначены требования практического и теоретического плана, которым обязан соответствовать каждый учащийся, выбравший обществознание в качестве обязательной к сдаче дисциплины. Проще говоря, это то, что должен знать, понимать и уметь делать воспитанник школы.
Так, к примеру, следует быть осведомленным в вопросах социализации личности, законах и тенденциях развития государства и общества, важности и необходимости правового регулирования и т. п.
Необходимо научиться излагать социальные факты, обстоятельства, явления с точки зрения науки, находить причинно-следственные связи между ними и объяснять их.
В рамках проверки знаний ученик должен доказать на конкретных примерах понимание пройденных теоретических учений, уметь найти нужную информацию из первичных источников, систематизировать и обобщить, обосновать и сформулировать на ее основе собственные выводы.
Ему потребуется произвести оценку действий субъектов с точки зрения общественных норм и практической целесообразности. Каждый выпускник должен знать, как подготовить реферат, рецензию, отзыв по изучаемой проблеме и т. д.
Проведение экзамена
В 2020 году тестирование по кодификатору будет вестись по тем же правилам, что и в предыдущие годы, за одним исключением — местом проведения. Теперь оно подлежит организации в любом учебном заведении, но при определенных условиях.
Так, ответственным лицам следует заранее позаботиться об оснащении выделенных аудиторий видеокамерами, наблюдательными постами.
Прохождение тестирования в стенах родной школы, по мнению Министерства образования, поможет выпускникам снизить градус напряженности во время и без того сложного испытания, каковым является ЕГЭ.
Востребованность итогов экзамена по обществознанию обусловлена тем, что он включает в себя проверку основ обширного спектра знаний в сферах социологии, экономики, права, культурологии, философии и устанавливает высокую планку требований к выпускникам. Даже для того, чтобы получить самый низкий из возможных баллов, нужно немало потрудиться.
Изложение материала по этим дисциплинам потребует досконального знания научных определений и терминов, хорошего владения литературным языком, а не бытовым, структурированной подачи информации.
Желающие могут ознакомиться с актуальным кодификатором 2020 на сайте ФИПИ fipi.ru. Там же доступны демонстрационные версии предыдущих лет для самостоятельной подготовки.
Источник: https://2020-god.com/kodifikator-ege-po-obshhestvoznaniyu-v-2020-godu/
Кодификатор ЕГЭ по обществознанию 2019 ?
В кодификатор включены все темы, которые ученики должны знать для того, чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию. Он составляется ФИПИ для того, чтобы выпускники и преподаватели могли определить содержание заданий экзамена.
Важно! На данный момент действует кодификатор для экзамена 2018-2019 учебного года.
Какие темы по обществознанию нужно знать на ЕГЭ?
В кодификаторе содержится 82 темы, разделенные на пять разделов:
- Человек и общество
- Экономика
- Социальные отношения
- Политика
- Право
Темы обществознания по разделу «Человек и общество»:
- Природное и общественное в человеке (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)
- Мировоззрение, его виды и формы
- Виды знаний
- Понятие истины, её критерии
- Мышление и деятельность
- Потребности и интересы
- Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность
- Системное строение общества: элементы и подсистемы
- Основные институты общества
- Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
- Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
- Образование, его значение для личности и обще-ства
- Религия
- Искусство
- Мораль
- Понятие общественного прогресса
- Многовариантность общественного развития (типы обществ)
- Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)
Темы обществознания по разделу «Экономика»:
- Экономика и экономическая наука
- Факторы производства и факторные доходы
- Экономические системы
- Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение
- Постоянные и переменные затраты
- Финансовые институты. Банковская система
- Основные источники финансирования бизнеса
- Ценные бумаги
- Рынок труда. Безработица
- Виды, причины и последствия инфляции
- Экономический рост и развитие.
- Понятие ВВП
- Роль государства в экономике
- Налоги
- Государственный бюджет
- Мировая экономика
- Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина
Темы обществознания по разделу «Социальные отношения»:
- Социальная стратификация и мобильность
- Социальные группы
- Молодёжь как социальная группа
- Этнические общности
- Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения
- Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации
- Социальный конфликт
- Виды социальных норм
- Социальный контроль
- Семья и брак
- Отклоняющееся поведение и его типы
- Социальная роль
- Социализация индивида
Темы обществознания по разделу «Политика»:
- Понятие власти
- Государство, его функции
- Политическая система
- Типология политических режимов
- Демократия, её основные ценности и признаки
- Гражданское общество и государство
- Политическая элита
- Политические партии и движения
- Средства массовой информации в политической системе
- Избирательная кампания в Российской Федерации
- Политический процесс
- Политическое участие
- Политическое лидерство
- Органы государственной власти Российской Федерации
- Федеративное устройство Российской Федерации
Темы обществознания по разделу «Право»:
- Право в системе социальных норм
- Система российского права. Законотворческий процесс
- Понятие и виды юридической ответственности Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации
- Законодательство Российской Федерации о выборах
- Субъекты гражданского права.
- Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности
- Имущественные и неимущественные права
- Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора
- Правовое регулирование отношений супругов.
- Порядок и условия заключения и расторжения брака
- Особенности административной юрисдикции
- Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты
- Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)
- Споры, порядок их рассмотрения
- Основные правила и принципы гражданского процесса
- Особенности уголовного процесса
- Гражданство Российской Федерации
- Воинская обязанность, альтернативная граждан-ская служба
- Права и обязанности налогоплательщика
- Правоохранительные органы. Судебная система
Источник: https://edu-ege.ru/exam/kodifikator-egeh-po-obshhestvoznaniju-2019/