Эссе – это форма самостоятельной работы учащегося творческого характера на заданную преподавателем или свободную тему. Однако это не простое сочинение, а прозаический литературный жанр.
При помощи такой работы выражается индивидуальное переживание автора, вопросы и взгляды, а также ответ на поставленный вопрос. В статье ниже будут приведены рекомендации, как писать эссе по обществознанию, структура, клише, пример плана, а также критерии получения хорошей оценки.
Как написать эссе по обществознанию для ЕГЭ
Эссе – это набросок в прозе на выбранную тему, где выражается свое личное мнение. Написание эссе становится трудновыполнимой задачей, если автор не имеет представления, из каких частей обязательно состоит работа, какая структура и план должны быть. Упростить ее можно при помощи имеющихся общих клише, по которым можно быстро и легко составить текст. Чтобы написать эссе, необходимо:
- прочитать предложенные темы, а после выбрать ту, в которой автор будет наиболее хорошо разбираться или что ему будет интересно;
- определить главную мысль и сформулировать ее своими словами;
- набросать на черновике структуру и примерный план работы, ключевые термины, точки зрения специалистов и ученых, теоретические положения;
- высказать личное суждение и отношение к теме, свое понимание смысла высказывания;
- тщательно подойти к подбору аргументов (мнения ученых, исторические факты, жизненные факты и др.);
- изложить все сведения, аргументы и личные мнения в четкой последовательности;
- завершить работу выводом и личными рассуждениями.
Крайне важно не путать эссе и сочинение, так как это две разных работы. Сочинение – это анализ художественного произведения, а эссе – авторская точка зрения, позиция по отношению рассматриваемого вопроса.
Структура
Как и любая другая творческая самостоятельная работа учащегося, эссе всегда предусматривает определенную типовую структуру. Благодаря этому можно грамотно структурировать и выстроить имеющийся объем информации. Если это будет эссе по обществознанию структура следующая:
Вступительная часть. При помощи введения можно заинтересовать читателя или слушателя в прочтении работы от начала до самого конца. Здесь должны быть следующие пункты:
- формулировка проблемы;
- суть проблемы;
- риторический вопрос;
- цитата и что-то подобное для создания эмоционального настроя читателя.
Основная часть. Здесь обязательно затрагивается история исследуемого вопроса, разные точки зрения по теме. Внутри основной части также присутствуют подпункты:
- тезис – автор приводит доказываемое суждение;
- обоснование – указываются аргументы, доказывающие этот тезис;
- подвывод – частичный ответ на ранее заявленный вопрос.
Особое внимание уделяется аргументации, автор должен найти такие суждения, при помощи которых возможно убедить читателя в истинности приведенной точки зрения. Это могут быть исторические факты, ситуации из жизни, мнения ученых, доказательства. Аргументация строится по следующему плану – утверждение, пояснение, наглядный пример, подведение итога, заключение.
Заключение. Здесь необходимо воссоединить все те выводы, что были сделаны в ходе работы по каждому заявленному тезису. На основании приведенных аргументов читателя должен сделать вывод. Сначала формулируется проблема, а следом указывается ее заключение.
Если вступительная часть направлена на максимальное вовлечение интереса читателя, то заключение добавляет целостности картине, наталкивает на размышления и оставляет впечатление в памяти.
Клише для эссе
Чтобы правильно составить текст эссе по обществознанию клише станут настоящей палочкой-выручалочкой. Определить количество таких клише можно в ходе написания, отталкиваясь от структуры и плана работы. Но, как правило, это несколько пунктов:
- Шаблонные фразы для формулировки понимания высказывания и проблемы внутри темы, их актуальности. Например:
- Шаблонные фразы для выражения собственной позиции касательно темы и поставленного вопроса. Например:
- Примерные образцы, как сформулировать многоаспектность анализа высказывания, например:
- Два уровня аргументации, чтобы максимально убедить читателя в актуальности темы. А именно:
- Шаблонные фразы, как составить идеальный вывод в пункте с заключениями:
Пример плана написания
Не стоит сразу же перед написанием работы составлять приблизительный шаблон плана. Гораздо легче будет составлять черновой вариант, который будет редактироваться в процессе написания. Основное преимущество эссе – отсутствие рамок и ограничений, пунктами плана могут быть самые основные мысли.
Если предполагается эссе по обществознанию план может быть следующим:
- Цитата.
- Проблема, ее актуальность.
- Перефразирование смысла высказывания.
- Приведение своего мнения.
- Теоретическая аргументация:
- понятия;
- термины;
- тезисы.
Предлагаем в качестве образца примерный шаблон плана эссе по обществознанию:
Критерии оценки эссе по обществознанию
Чтобы грамотно составить эссе по обществознанию и другим дисциплинам, учащемуся важно следовать не только типовой структуре, правилам написания и шаблонам, но и критериям оценивания по итогу. Базовые принципы работы на «отлично» следующие:
- Раскрытие смысла темы – автор должен максимально понятно и лаконично передать понимание сути цитаты. Все мысли излагаются четко и структурировано, проверяющий не должен сделать вывод, что тема раскрывается поверхностно.
- Четкое структурирование текста – несмотря на отсутствие рамок и ограничений по поводу плана эссе, автору следует придерживаться важных пунктов, чтобы прослеживалась логика повествования, грамотность.
- Число и качество аргументов – автор приводит примеры, максимально касающиеся рассматриваемой темы, дисциплины и проблемы, они должны глубоко раскрывать суть и личное мнение. Использовать сведения можно из научной литературы, СМИ, истории.
Основные критерии оценивания эссе – это содержание, стиль изложения, грамотность передачи собственных мыслей.
Как получить максимальный балл
Чтобы получить максимальную оценку по эссе, учащемуся стоит прислушаться к нескольким ценным рекомендациям:
- В тексте чередуйте длинные предложения с короткими, чтобы работа получилась динамичной и легко читалась.
- Исключите сложные термины, непонятные слова и жаргонизмы, проверяющий и аудитория слушателей должна понимать, о чем идет речь.
- Как можно меньше в тексте должно встречаться общих фраз, пусть эссе будет уникальным и максимально индивидуализированным, а не списанием и перефразированием чужих работ.
- Юмор уместен, но в минимальном количестве и максимальной деликатности, а вот сарказм и дерзость могут стать причиной негативного эмоционального настроения у читателя.
- В качестве убеждения читателя можно привести личный опыт, воспоминания и впечатления.
- Не стоит отклоняться от темы и основной идеи, описывая ненужные термины, детали и прочее.
- После окончания работы ее стоит перечитать вслух, чтобы удостовериться в логике и последовательности изложения.
- Чтобы рассматриваемой теме придать больше убедительности, можно привести факты и результаты собственных исследований.
Правила грамотно составленного эссе:
- соответствие теме, смысловое единство информации;
- творческое восприятие и осмысление рассматриваемой темы;
- самостоятельно приведенные суждения;
- грамотное апеллирование историческими терминами и фактами;
- содержательность и правдивость материала;
- корректность и четкость, доказательность основных положений;
- суждения и выводы четко по приведенным аргументам;
- грамотность и правдивость каждого аргумента;
- легкость в оперировании цитатами и примерами из общества, подтверждающими точку зрения;
- уместность аналогий.
Заключение
Важно, чтобы автор максимально был компетентен в рассматриваемой теме и области. Работа должна быть лаконичной, но информативной со своей индивидуальностью. Каждую деталь прорабатывают основательно (тезис + аргумент), а чужие мнение и цитаты обязательно содержат указание авторства.
Источник: https://obrazovan.online/blog/kak-napisat-esse-po-obshhestvoznaniyu.html
Инструкция: как писать эссе на МЭ по обществознанию
Сложность с началом эссе знакома многим, в том числе и мне. Помню, как в 10 классе полчаса просидела перед белым листом, боясь начать писать. Чтобы избежать этого, необходимо преодолеть барьер в виде чистого листа. Просто начните! Есть несколько способов начать эссе:
- с известного высказывания;
- с риторического вопроса по теме;
- с постановки проблемы.
Не бойтесь начать неправильно. Если по ходу эссе к вам пришло вдохновение и вы нашли лучший вариант — смело зачёркивайте и пишите вступление выше, ниже или в конце, но обязательно с пометкой, куда относится эта часть!
Шаг 1: постановка проблемы
Правильность постановки проблемы — это один из первых критериев, по которым вас будут оценивать. Лучшим методом при постановке проблемы будет вопрос, который к ней можно задать.
- О чем задумывался автор?
- В ответ на какое явление или вопрос он сформулировал это высказывание?
После ответа на эти вопросы вам будет гораздо легче понять логику автора. Лучше всего попытаться мысленно сформулировать диалог, в ходе которого предложенный афоризм мог бы быть создан.
Также важным фактором здесь служит выделение ключевых понятий, опираясь на которые, можно задать вопрос к высказыванию. Но, к сожалению, ключевые слова можно выделить не всегда. Если выделить их не получилось, возвращайтесь к предыдущему совету.
Слова, которые вы выделили как ключевые, не обязательно должны быть в самой проблеме. Часто бывает как раз так, что эти слова в нее не входят, а лишь подталкивают к формулировке проблемы.
Алгоритм постановки проблемы на конкретном примере
Вам дано высказывание французского философа К. Гельвеция: «Законы обязаны своей силой нравам». Что нужно делать, чтобы его написать?
- Представьте диалог, в ходе которого мог бы возникнуть такой афоризм;
- Выделите ключевые слова: «сила законов» и «нравы»;
- Задайте вопрос к высказыванию: От чего зависит сила или эффективность работы законов?
- Сформулируйте проблему: причины, от которых зависит эффективность работы законов.
Шаг 2: выделение базовой науки
Базовая наука — это наука, с позиции которой вы будете рассматривать проблему. В олимпиадах по обществознанию их несколько: экономика, социология, философия, политология, культурология, правоведение.
Очевидно, что, выбрав тему, связанную с законами, вы будете ссылаться на правовую сферу. В основном раздел бывает понятен по ключевым словам, и определить его несложно.
Важно здесь другое! Год из года одним из самых главных негласных критериев для членов жюри в оценке эссе служат так называемые метапредметные связи.
Это означает, что в своём эссе вам необходимо показать взаимосвязь базовой науки с другими и продемонстрировать, как рассматриваемое явление влияет на другие сферы общества. Например, при написании эссе по экономике можно показать, как данное экономическое явление сказывается на социальном неравенстве, социальной мобильности и так далее.
Шаг 3: формулировка собственной точки зрения
На этом шаге необходимо обосновать и сформулировать свою точку зрения на предложенную проблему. Здесь вас не просят выражать свое согласие или несогласие с автором. Постарайтесь ответить на вопрос: в чём заключается ваша точка зрения на конкретную обществоведческую проблему (а не на высказывание)?
Шаг 4: аргументы
Важно при подготовке к этому шагу, да и к самой олимпиаде в целом, различать эссе олимпиадное и ЕГЭшное. Здесь в аргументах у вас смотрят на качество примера, а не на его источник.
В этом разделе эссе оценивают по четырём основным критериям.
- Внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений;
- Опора на научные теории, владение понятиями курса;
- Опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;
- Примеры из произведений духовной культуры (литература, театр).
Не забывайте упоминать в аргументах научных деятелей и вводить их взгляд на проблему. Тут отлично помогут пособия, прикрепленные в предыдущей статье о МЭ по обществознанию в целом. Указав, как ту или иную проблему рассматривали учёные, вы покажете свой кругозор и понимание проблемы.
Шаг 5: заключение и логические выводы
Здесь необходимо повторить поставленную проблему в другой формулировке и, опираясь на свои примеры и рассуждения, прийти к соответствующим выводам. Заключение нужно сформулировать кратко, иначе появляется опасность отойти от темы.
Эссе — это чёткое следование критериям или творчество?
Как уже было сказано ранее, эссе по ЕГЭ и эссе на олимпиаде — это разные вещи. На олимпиаде, помимо попадания в критерии, оцениваются ваши творческие способности.
Жюри готовы закрыть глаза на ваши мелкие недочеты, если вы смело и креативно излагаете свою мысль. Вот пример достаточно сильного эссе, которое как раз иллюстрирует такой случай.
Не бойтесь творчества, не бойтесь применять новые идеи и форматы, но и не забывайте про критерии!
Источник: https://www.abitura.pro/news/entries/essay-me