Рекомендации о том, как писать эссе по обществознанию

Эссе – это форма самостоятельной работы учащегося творческого характера на заданную преподавателем или свободную тему. Однако это не простое сочинение, а прозаический литературный жанр.

При помощи такой работы выражается индивидуальное переживание автора, вопросы и взгляды, а также ответ на поставленный вопрос. В статье ниже будут приведены рекомендации, как писать эссе по обществознанию, структура, клише, пример плана, а также критерии получения хорошей оценки.

Как написать эссе по обществознанию для ЕГЭ

Эссе – это набросок в прозе на выбранную тему, где выражается свое личное мнение. Написание эссе становится трудновыполнимой задачей, если автор не имеет представления, из каких частей обязательно состоит работа, какая структура и план должны быть. Упростить ее можно при помощи имеющихся общих клише, по которым можно быстро и легко составить текст. Чтобы написать эссе, необходимо:

  • прочитать предложенные темы, а после выбрать ту, в которой автор будет наиболее хорошо разбираться или что ему будет интересно;
  • определить главную мысль и сформулировать ее своими словами;
  • набросать на черновике структуру и примерный план работы, ключевые термины, точки зрения специалистов и ученых, теоретические положения;
  • высказать личное суждение и отношение к теме, свое понимание смысла высказывания;
  • тщательно подойти к подбору аргументов (мнения ученых, исторические факты, жизненные факты и др.);
  • изложить все сведения, аргументы и личные мнения в четкой последовательности;
  • завершить работу выводом и личными рассуждениями.

Крайне важно не путать эссе и сочинение, так как это две разных работы. Сочинение – это анализ художественного произведения, а эссе – авторская точка зрения, позиция по отношению рассматриваемого вопроса.

Структура

Как и любая другая творческая самостоятельная работа учащегося, эссе всегда предусматривает определенную типовую структуру. Благодаря этому можно грамотно структурировать и выстроить имеющийся объем информации. Если это будет эссе по обществознанию структура следующая:

Вступительная часть. При помощи введения можно заинтересовать читателя или слушателя в прочтении работы от начала до самого конца. Здесь должны быть следующие пункты:

  • формулировка проблемы;
  • суть проблемы;
  • риторический вопрос;
  • цитата и что-то подобное для создания эмоционального настроя читателя.

Основная часть. Здесь обязательно затрагивается история исследуемого вопроса, разные точки зрения по теме. Внутри основной части также присутствуют подпункты:

  • тезис – автор приводит доказываемое суждение;
  • обоснование – указываются аргументы, доказывающие этот тезис;
  • подвывод – частичный ответ на ранее заявленный вопрос.

Особое внимание уделяется аргументации, автор должен найти такие суждения, при помощи которых возможно убедить читателя в истинности приведенной точки зрения. Это могут быть исторические факты, ситуации из жизни, мнения ученых, доказательства. Аргументация строится по следующему плану – утверждение, пояснение, наглядный пример, подведение итога, заключение.

Заключение. Здесь необходимо воссоединить все те выводы, что были сделаны в ходе работы по каждому заявленному тезису. На основании приведенных аргументов читателя должен сделать вывод. Сначала формулируется проблема, а следом указывается ее заключение.

Если вступительная часть направлена на максимальное вовлечение интереса читателя, то заключение добавляет целостности картине, наталкивает на размышления и оставляет впечатление в памяти.

Клише для эссе

Чтобы правильно составить текст эссе по обществознанию клише станут настоящей палочкой-выручалочкой. Определить количество таких клише можно в ходе написания, отталкиваясь от структуры и плана работы. Но, как правило, это несколько пунктов:

  • Шаблонные фразы для формулировки понимания высказывания и проблемы внутри темы, их актуальности. Например:

Шаблон эссе по обществознанию

  • Шаблонные фразы для выражения собственной позиции касательно темы и поставленного вопроса. Например:

Шаблон эссе по обществознанию

  • Примерные образцы, как сформулировать многоаспектность анализа высказывания, например:

Шаблон эссе по обществознанию

  • Два уровня аргументации, чтобы максимально убедить читателя в актуальности темы. А именно:

Шаблон эссе по обществознанию
Шаблон эссе по обществознанию

  • Шаблонные фразы, как составить идеальный вывод в пункте с заключениями:

Шаблон эссе по обществознанию

Пример плана написания

Не стоит сразу же перед написанием работы составлять приблизительный шаблон плана. Гораздо легче будет составлять черновой вариант, который будет редактироваться в процессе написания. Основное преимущество эссе – отсутствие рамок и ограничений, пунктами плана могут быть самые основные мысли.

Читайте также:  Где представлен словарь паронимов?

Если предполагается эссе по обществознанию план может быть следующим:

  1. Цитата.
  2. Проблема, ее актуальность.
  3. Перефразирование смысла высказывания.
  4. Приведение своего мнения.
  5. Теоретическая аргументация:
  • понятия;
  • термины;
  • тезисы.

Предлагаем в качестве образца примерный шаблон плана эссе по обществознанию:

Шаблон эссе по обществознанию

Критерии оценки эссе по обществознанию

Чтобы грамотно составить эссе по обществознанию и другим дисциплинам, учащемуся важно следовать не только типовой структуре, правилам написания и шаблонам, но и критериям оценивания по итогу. Базовые принципы работы на «отлично» следующие:

  1. Раскрытие смысла темы – автор должен максимально понятно и лаконично передать понимание сути цитаты. Все мысли излагаются четко и структурировано, проверяющий не должен сделать вывод, что тема раскрывается поверхностно.
  2. Четкое структурирование текста – несмотря на отсутствие рамок и ограничений по поводу плана эссе, автору следует придерживаться важных пунктов, чтобы прослеживалась логика повествования, грамотность.
  3. Число и качество аргументов – автор приводит примеры, максимально касающиеся рассматриваемой темы, дисциплины и проблемы, они должны глубоко раскрывать суть и личное мнение. Использовать сведения можно из научной литературы, СМИ, истории.

Основные критерии оценивания эссе – это содержание, стиль изложения, грамотность передачи собственных мыслей.

Как получить максимальный балл

Чтобы получить максимальную оценку по эссе, учащемуся стоит прислушаться к нескольким ценным рекомендациям:

  1. В тексте чередуйте длинные предложения с короткими, чтобы работа получилась динамичной и легко читалась.
  2. Исключите сложные термины, непонятные слова и жаргонизмы, проверяющий и аудитория слушателей должна понимать, о чем идет речь.
  3. Как можно меньше в тексте должно встречаться общих фраз, пусть эссе будет уникальным и максимально индивидуализированным, а не списанием и перефразированием чужих работ.
  4. Юмор уместен, но в минимальном количестве и максимальной деликатности, а вот сарказм и дерзость могут стать причиной негативного эмоционального настроения у читателя.
  5. В качестве убеждения читателя можно привести личный опыт, воспоминания и впечатления.
  6. Не стоит отклоняться от темы и основной идеи, описывая ненужные термины, детали и прочее.
  7. После окончания работы ее стоит перечитать вслух, чтобы удостовериться в логике и последовательности изложения.
  8. Чтобы рассматриваемой теме придать больше убедительности, можно привести факты и результаты собственных исследований.

Правила грамотно составленного эссе:

  • соответствие теме, смысловое единство информации;
  • творческое восприятие и осмысление рассматриваемой темы;
  • самостоятельно приведенные суждения;
  • грамотное апеллирование историческими терминами и фактами;
  • содержательность и правдивость материала;
  • корректность и четкость, доказательность основных положений;
  • суждения и выводы четко по приведенным аргументам;
  • грамотность и правдивость каждого аргумента;
  • легкость в оперировании цитатами и примерами из общества, подтверждающими точку зрения;
  • уместность аналогий.

Заключение

Важно, чтобы автор максимально был компетентен в рассматриваемой теме и области. Работа должна быть лаконичной, но информативной со своей индивидуальностью. Каждую деталь прорабатывают основательно (тезис + аргумент), а чужие мнение и цитаты обязательно содержат указание авторства.

Источник: https://obrazovan.online/blog/kak-napisat-esse-po-obshhestvoznaniyu.html

Инструкция: как писать эссе на МЭ по обществознанию

Сложность с началом эссе знакома многим, в том числе и мне. Помню, как в 10 классе полчаса просидела перед белым листом, боясь начать писать. Чтобы избежать этого, необходимо преодолеть барьер в виде чистого листа. Просто начните! Есть несколько способов начать эссе:

  • с известного высказывания;
  • с риторического вопроса по теме;
  • с постановки проблемы.

Не бойтесь начать неправильно. Если по ходу эссе к вам пришло вдохновение и вы нашли лучший вариант — смело зачёркивайте и пишите вступление выше, ниже или в конце, но обязательно с пометкой, куда относится эта часть!

Шаг 1: постановка проблемы

Правильность постановки проблемы — это один из первых критериев, по которым вас будут оценивать. Лучшим методом при постановке проблемы будет вопрос, который к ней можно задать.

  • О чем задумывался автор?
  • В ответ на какое явление или вопрос он сформулировал это высказывание?
Читайте также:  Как охарактеризовать проблему и позицию?

После ответа на эти вопросы вам будет гораздо легче понять логику автора. Лучше всего попытаться мысленно сформулировать диалог, в ходе которого предложенный афоризм мог бы быть создан.

Также важным фактором здесь служит выделение ключевых понятий, опираясь на которые, можно задать вопрос к высказыванию. Но, к сожалению, ключевые слова можно выделить не всегда. Если выделить их не получилось, возвращайтесь к предыдущему совету.

Слова, которые вы выделили как ключевые, не обязательно должны быть в самой проблеме. Часто бывает как раз так, что эти слова в нее не входят, а лишь подталкивают к формулировке проблемы.

Алгоритм постановки проблемы на конкретном примере

Вам дано высказывание французского философа К. Гельвеция: «Законы обязаны своей силой нравам». Что нужно делать, чтобы его написать?

  • Представьте диалог, в ходе которого мог бы возникнуть такой афоризм;
  • Выделите ключевые слова: «сила законов» и «нравы»;
  • Задайте вопрос к высказыванию: От чего зависит сила или эффективность работы законов?
  • Сформулируйте проблему: причины, от которых зависит эффективность работы законов.

Шаг 2: выделение базовой науки

Базовая наука — это наука, с позиции которой вы будете рассматривать проблему. В олимпиадах по обществознанию их несколько: экономика, социология, философия, политология, культурология, правоведение.

Очевидно, что, выбрав тему, связанную с законами, вы будете ссылаться на правовую сферу. В основном раздел бывает понятен по ключевым словам, и определить его несложно.

Важно здесь другое! Год из года одним из самых главных негласных критериев для членов жюри в оценке эссе служат так называемые метапредметные связи.

Это означает, что в своём эссе вам необходимо показать взаимосвязь базовой науки с другими и продемонстрировать, как рассматриваемое явление влияет на другие сферы общества. Например, при написании эссе по экономике можно показать, как данное экономическое явление сказывается на социальном неравенстве, социальной мобильности и так далее.

Шаг 3: формулировка собственной точки зрения

На этом шаге необходимо обосновать и сформулировать свою точку зрения на предложенную проблему. Здесь вас не просят выражать свое согласие или несогласие с автором. Постарайтесь ответить на вопрос: в чём заключается ваша точка зрения на конкретную обществоведческую проблему (а не на высказывание)?

Шаг 4: аргументы

Важно при подготовке к этому шагу, да и к самой олимпиаде в целом, различать эссе олимпиадное и ЕГЭшное. Здесь в аргументах у вас смотрят на качество примера, а не на его источник.

В этом разделе эссе оценивают по четырём основным критериям.

  • Внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений;
  • Опора на научные теории, владение понятиями курса;
  • Опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;
  • Примеры из произведений духовной культуры (литература, театр).

Не забывайте упоминать в аргументах научных деятелей и вводить их взгляд на проблему. Тут отлично помогут пособия, прикрепленные в предыдущей статье о МЭ по обществознанию в целом. Указав, как ту или иную проблему рассматривали учёные, вы покажете свой кругозор и понимание проблемы.

Шаг 5: заключение и логические выводы

Здесь необходимо повторить поставленную проблему в другой формулировке и, опираясь на свои примеры и рассуждения, прийти к соответствующим выводам. Заключение нужно сформулировать кратко, иначе появляется опасность отойти от темы.

Эссе — это чёткое следование критериям или творчество?

Как уже было сказано ранее, эссе по ЕГЭ и эссе на олимпиаде — это разные вещи. На олимпиаде, помимо попадания в критерии, оцениваются ваши творческие способности.

Жюри готовы закрыть глаза на ваши мелкие недочеты, если вы смело и креативно излагаете свою мысль. Вот пример достаточно сильного эссе, которое как раз иллюстрирует такой случай.

Не бойтесь творчества, не бойтесь применять новые идеи и форматы, но и не забывайте про критерии!

Источник: https://www.abitura.pro/news/entries/essay-me

Ссылка на основную публикацию