Как проводится эвакуация при пожаре в школе?

Правила пожарной безопасности в школе – комплекс мероприятий, направленных на предупреждение массовой давки и купирование факторов распространения огня. На каждое учебное заведение заранее разрабатывается план оперативных действий по ликвидации огня и эвакуации людей.

Здания школ и учреждений интернатного типа относят к постройкам I и II степени огнестойкости, отдельно встречаются объекты, возведенные из трудногорючих материалов III и IV класса. Чтобы предупредить массовую давку во время пожара, типовые здания школ строятся по принципу коридорной планировки с односторонним расположением дверей.

Противопожарный режим в школах

Правила поведения и эвакуации при пожаре в школе

На каждое общеобразовательное учреждение, расположенное в зоне контроля ПЧ, разрабатывается план эвакуации и тушения возгораний, который доводится до сведения всех сотрудников. В нем указывают:

  • особенности планировки здания;
  • тип конструкции по классу огнестойкости;
  • допустимую пожарную нагрузку;
  • установленные системы ППЗ;
  • особенности электроснабжения;
  • места массового скопления людей в случае возникновения ЧС;
  • план эвакуации, разработанный руководством учебного заведения.

Сложность возгораний в школах составляет быстрое нагнетание угарного газа из-за горения бумаги и мебели. Отравление продуктами горения считается причиной массовой гибели людей в 50-80% случаев.

Основные причины возникновения пожара в школе:

  • неосторожное обращение с огнем;
  • поджог;
  • неисправная электропроводка;
  • отсутствие системы противопожарной защиты;
  • неправильная эксплуатация путей эвакуации.

Алгоритм действий при пожаре в школе

Общий план действий при возникновении пожара в учебном заведении:

  • сообщение о возгорании в пожарную часть;
  • включение системы оповещения;
  • оповещение директора учебного заведения о возникшей ситуации;
  • организация сотрудников школы по выводу детей.

Сообщение о пожаре

В пожарную часть сообщение о возгорании передает сотрудник учебного заведения. Если очаг возгорания обнаружил ребенок, то школьник сообщает об этом любому взрослому. Пожарную охрану вызывают по телефону 101.

Правила поведения и эвакуации при пожаре в школе

При вызове сообщают:

  • адрес и номер учебного заведения;
  • потенциальную опасность для жизни детей и персонала;
  • место локализации пожара;
  • источник возгорания и характер находящихся в опасной зоне предметов;
  • свои контактные данные.

Пока диспетчер не скажет, что машина выехала, необходимо оставаться на связи. Это поможет передать новые данные или получить инструкции по дальнейшим действиям.

Оповещение о ЧС

Оповещение о пожаре считается сигналом для начала экстренной эвакуации. Можно использовать приемы:

  • голосом по громкой связи;
  • включением сигнализации;
  • подачей сигнала тревоги при помощи школьного звонка.

Правила поведения и эвакуации при пожаре в школе

Алгоритм эвакуации при пожаре в школе

Эвакуацию начинают до момента прибытия пожарных. Для этого используют заранее определенные пути согласно утвержденному плану вывода людей из горящего здания. Ответственными за учеников считается учитель, проводивший урок на момент поступления сигнала о пожаре.

С целью уменьшения нагрузки на коридоры и для предотвращения давки необходимо соблюдать очередность эвакуации. Сначала выводят учащихся, которые оказались ближе всего к источнику возгорания. Затем тех, кто находится на верхних этажах, начиная с младших школьников.

Выбирают самый безопасный и короткий путь. Дети строятся парами. Впереди идет учитель, замыкают колонну физические развитые мальчики, которые при необходимости смогут оказать помощь слабым.

Перед эвакуацией дети обязательно закрывают нос платком, чтобы избежать отравления угарным газом. После выхода из класса обязательно надо закрыть дверь  в кабинет, чтобы снизить интенсивность распространения огня.

Правила поведения и эвакуации при пожаре в школе

При сильном задымлении колонна строится по одному. Дети выбираются ползком. Представители администрации выходят из здания последними, убедившись, что в помещении школы не остались люди.

Эвакуация невозможна

Если развитие пожара не позволяет вывести детей и персонал на безопасное расстояние, до прибытия пожарных люди остаются на местах. Если есть возможность сообщить о своем переходе в безопасное место, детей переводят в помещение вне зоны возгорания.

Если пути выхода заблокированы, то люди должны оставаться в том классе, где они получили сообщение о пожаре. При этом детей сажают на пол ближе к окнам и просят прикрыть рот и нос платком. Окна слегка приоткрывают для доступа кислорода.

Пожарные, приехавшие по вызову, должны сразу же приступить к выводу людей, оставшихся в горящем здании.

Алгоритм действий при пожаре ответственных лиц

Руководитель учебного заведения

  1. Контролирует передачу данных о возникновении опасной ситуации в ПЧ. Если оповещения не было, самостоятельно оформляет вызов.
  2. Дает распоряжение о включении системы оповещения.
  3. Контролирует включение стационарной системы пожаротушения, установленной в школе.
  4. Организует эвакуацию людей до приезда пожарных.
  5. Встречает прибывшее по вызову подразделение, обозначает на плане место возгорания, расположение подъездных путей и люков гидрантов.
  6. Проверяет по спискам выведенных из опасной зоны детей и персонал школы.
  7. Отчитывается перед прибывшими спасателями о проделанной работе, сообщает о возможных рисках и оставшихся в здании людях.
  8. Организует вынос ценных вещей.

Правила поведения и эвакуации при пожаре в школе

Персонал школы, учитель

  1. Организует учащихся, предупреждая панику и давку.
  2. Проводит разведку путей эвакуации, проверяет, свободны ли выходы.
  3. Готовит для детей простейшие средства защиты от дыма (влажные носовые платки) и инструктирует, как ими пользоваться.
  4. Контролирует построение учащихся, проверяет всех по списку.
  5. Выводит детей по путям эвакуации в безопасное место.

Учащиеся

  1. При обнаружении источника возгорания оповещают учителя.
  2. Во время эвакуации находятся в зоне контроля коллектива учителем и выполняют его распоряжения.
  3. Выходят из школы исключительно по утвержденным путям в сопровождении взрослых.
  4. В задымленном помещении используют простейшие средства защиты органов дыхания.
  5. При выходе из школы не покидают свою группу и дожидаются проверки по спискам в безопасном месте.

Учащимся запрещено принимать участие в тушении пожара и в эвакуации имущества.

Алгоритм действия сторожа школы при пожаре

  1. Сообщает о пожаре в ПЧ.
  2. Оповещает руководство школы о случившемся.
  3. Включает систему оповещения.
  4. Открывает запасные выходы.
  5. Помогает выводить пострадавших из опасной зоны.
  6. Проверяет все доступные помещения с целью обнаружения спрятавшихся людей.
  7. Отключает электроснабжение объекта.
  8. При возможности применяет первичные средства пожаротушения.
  9. Участвует в организации эвакуации материальных ценностей.
  10. Встречает пожарных и оказывает им помощь.

Правила поведения и эвакуации при пожаре в школе

Алгоритм поведения во время пожара отрабатывается на ежегодных учениях, в ходе которых разбирают нюансы действий в моделируемых ситуациях.

Что делать если в школе случился пожар: как действовать, план эвакуации

Школа является местом массового скопления людей. При экстренной ситуации часто возникает паника, что провоцирует увеличение количество пострадавших. Именно поэтому важно знать правила поведения при пожаре в школе. Это позволит действовать правильно, спасти людей и не ухудшить ситуацию сильнее.

Почему возникают пожары

К причинам возникновения возгорания стоит отнести:

  1. Неосторожное обращение с огнем;
  2. Неисправность электропроводки, электрических приборов или замыкание;
  3. Умышленный поджог;
  4. Гроза и удар молнии.

Правила поведения и эвакуации при пожаре в школе

Перечисленные причины являются основными и чаще всего приводят к возгораниям.

Признаки начинающегося пожара

Своевременное обнаружение проблемы позволит сократить риск плачевных последствий. Потому важно знать признаки начинающегося возгорания. Среди них:

  • Запах дыма;
  • Появление огня;
  • Внезапное погашение света из-за низкого напряжения электросети;
  • Запах горящей резины или пластмассы, звуки потрескивания электропроводки, характерные для возгорания.

По указанным признакам можно вовремя заметить проблему и начать эвакуировать людей.

Общие требования безопасности

Есть общие правила эвакуации при пожарах в школе. Эти требования должны соблюдаться детьми и сотрудниками учебного заведения. Следует внимательно их изучить. От этого зависит безопасность всех участников ЧП.

Правила для персонала образовательных учреждений

Персоналу школы предстоит организовать правильную эвакуацию детей из заведения, услышав звуки пожарной тревоги или сообщения о возгорании. Для этого нужно соблюдать ряд правил.

Важно! Нельзя паниковать. При пожаре важно сохранять спокойствие и действовать рационально.

Порядок действий для учителей и персонала:

  1. По команде выстроить учеников в колонну по несколько человек;
  2. Убедиться, можно ли безопасно покинуть помещение. Не мешает ли задымление и огонь покинуть кабинет;

Важная информация! Следует потрогать дверную ручку. Если она горячая, стоит искать другие пути для выхода. Не приближаться к помещениям с сильным задымлением.

  1. Взять классный журнал. Вещи учеников оставляют в классе, не теряя времени;
  2. Покидать здание через запасные выходы.

Если есть возможность, смочить платки и раздать детям. Максимально возможное спокойствие и собранность сотрудников школы позволит не допустить паники среди детей.

Правила поведения и эвакуации при пожаре в школе

Правила поведения для детей

Школьникам необходимо сначала найти кого-то из взрослых и рассказать о возгорании, Затем вызвать пожарных, набрав с мобильного телефона 112 или с городского 101.

Диспетчеру потребуется информация о точном адресе пожара, его величине. Нужно сообщить какова опасность для окружающих людей, в каком именно помещении замечено пламя, что загорелось. Окончанием разговора будет сообщение о том, что помощь в указанную школу отправлена. При эвакуации обязательно слушать все, что говорят старшие и выполнять их указания.

Документы школы

В любом учебном заведении должна быть документация, связанная с чрезвычайными ситуациями, к которым относится пожар. К обязательным документам относится:

  • Инструкция по технике безопасности;
  • Инструкция о том, как должны вести себя сотрудники школы при возгорании в дневное и ночное время (последнее для охраны);
  • Инструкция по технике безопасности в различных кабинетах;
  • Приказы, в том числе об ответственном за пожарную безопасность лице, проведении плановых инструктажей, практических занятий по эвакуации.

Обратите внимание! Также должны быть планы проведения  инструктажей, плакаты с описанием подробных действий в такой ситуации. На этажах должны быть планы эвакуации и указатели к запасным выходам.

Сообщение о пожаре

Существуют правила, касающиеся сообщения о возгорании. Не стоит бегать по учреждению и кричать о пожаре. Ведь важно не допустить паники. Для оповещения окружающих можно использовать собственный голос, ясно сказав о возгорании, подать сигнал тревоги при помощи ручного звонка. Также можно нажать тревожную кнопку или воспользоваться громкоговорителем.

Что делать во время пожара

Пожарная эвакуация в школе проводится, согласно установленной инструкции. Сотрудники и ученики должны быть осведомлены о том, что делать, как грамотно вывести людей из здания и прочее.

Первые действия при пожаре

В первые минуты после обнаружения огня следует перекрыть газ и электричество. Отключают от сети электроприборы, если они стали виновниками ЧП. Дополнительно их накрывают мокрой материей. Окна и двери плотно закрывают, чтобы сократить поступление кислорода и не допустить усиления возгорания. Если пламя небольшое, стоит воспользоваться огнетушителем.

Читайте также:  Как составить заявление на работу несовершеннолетнего?

Предварительно из помещения выводят людей. Детей нужно собрать в одном месте, построить колонну и увести из здания. Все вещи остаются в школе. Нельзя тратить время на сборы портфелей и прочее. Следует опуститься на пол и двигаться ползком, если в помещении скопилось много дыма.

Правила поведения и эвакуации при пожаре в школе

Что нужно знать про эвакуацию заранее

Заранее необходимо знать, где расположены эвакуационные выходы и как к ним добраться. Все сотрудники школы и учащиеся должны быть готовы к ЧП. Поэтому регулярно проводят учения, инструктажи, тренировки. Все действия и правила поведения при эвакуациях в школе заранее отрабатываются с учениками.

Если люди не могут выбраться из горящего здания

Если выход отрезан, нельзя пытаться пройти сквозь пламя. Нужно найти свободное помещение, желательно с окнами. Изолировать его при помощи тряпок. Их засовывают в щели и отверстия с вентиляцией. Тряпки предварительно смачивают водой.

Если в изолированное помещение продолжает поступать дым, следует лечь на пол и прижать к лицу мокрую ткань.

Обратите внимание! Открыть окна до приезда пожарных не стоит. По приезду спасателей, криками сообщают, где находятся.

Тушение пожара доступными средствами

Осторожно и организованно можно попробовать справиться с огнем до приезда пожарных. Для этого подается в ведрах вода из крана в место с очагом ЧП. Можно использовать огнетушитель.

Он в обязательном порядке должен присутствовать в учебном заведении. Предпринимать такие действия можно только, если жизни и здоровью ничего не угрожает, а очаг пожара четко видно. Если подход к огню небезопасный, следует отказаться от идеи тушить самостоятельно.

Что делать, если загорелась одежда

Горящую одежду сначала тушат, затем стараются снять. Нельзя бегать или размахивать конечностями, это лишь увеличит пламя. Сбить огонь можно, упав на землю и катаясь по ней. Обязательно вызывается скорая помощь. Место возгорания остужают холодной водой. Дополнительно можно дать пострадавшему обезболивающее.

Правила поведения и эвакуации при пожаре в школе

Горит человек

В первую очередь стараются потушить одежду. При возгорании у человека начинается приступ боли и паники. Бегать ему нельзя, но именно это от шока большинство пострадавших делают. Необходимо успокоить его и потушить.

Достаточно повалить на землю, облить водой, накрыть плотной материей. Если на улице зимнее время, отлично для тушения подойдет снег. Важно при этом не закрыть пострадавшему головы, чтобы избежать ожогов дыхательных путей.

Обратите внимание! Затем одежда снимается. Действовать нужно аккуратно. Можно ее срезать. Затем человеку оказывают первую помощь.

Первая помощь при ожогах

При легкой форме ожога действовать нужно так:

  1. Убрать одежду с пораженного места;
  2. Сделать холодный компресс. Лед не подойдет;
  3. Обработать область антисептиком. Недопустимо использовать йод, масло или жирные кремы;
  4. Накладывают стерильную повязку. Не должна быть тугой.

Дополнено можно дать обезболивающее.

Если ожоги тяжелой степени:

  1. Убрать одежду с пораженного участка;
  2. Накрыть область стерильной повязкой. Не должна прилегать плотно;
  3. Разместить человека так, чтобы место ожога было выше уровня сердца.

Дополнительно можно увлажнить участок холодной повязкой. Обязательно вызывают скорую помощь при любой степени ожога.

Правила поведения и эвакуации при пожаре в школе

Чего нельзя делать

Нельзя предпринимать следующее:

  1. Игнорировать сигналы тревоги;
  2. Пытаться в одиночку самостоятельно потушить пламя, если оно большое, очаг возгорания не видно;
  3. Проходить через задымленный или огненный проход;
  4. Спускаться с верхнего этажа при помощи связанных между собой вещей;
  5. Прыгать из окна.

Каждый пункт важен. Потому соблюдая указанные рекомендации, удастся избежать печальных последствий при возникновении пожара. Нужно четко следовать инструкциям, стараться не паниковать и обязательно вызвать пожарных и врачей.

Правила поведения и эвакуации при пожаре в школе

Что делать при пожаре в школе:

  1. Вызвать пожарных.
  2. Сообщить о возгорании, включить сигнализацию, если она не сработала.
  3. Эвакуировать детей и взрослых.
  4. Если пожар неопасный, начать тушить его самостоятельно.

Причины пожаров в школе

Пожары в образовательных учреждениях особо опасны. Распространенные причин возгораний в школах:

  • неисправность электрических сетей, электроприборов;
  • отсутствие или неисправность автоматизированной системы пожаротушения;
  • неосторожное обращение с огнем;
  • умышленные поджоги.

Действия при пожаре

Руководство образовательной организации заранее разрабатывает и утверждает алгоритм действий при пожаре в школе, чтобы не оказаться неподготовленными, встретившись лицом к лицу с проблемой. Самое важное в такой ситуации — не паниковать. Соберитесь, успокойтесь. Действуйте быстро, будьте внимательны ко всем деталям.

Вызвать пожарных

Пожарную службу вызывают по стационарному телефону или с мобильного.

Телефоны вызова:

  • 01 — телефон единой службы спасения;
  • 101 — вызов со стационарного городского телефона;
  • 112 — вызов с мобильного телефона (единая служба спасения);
  • дополнительно доступны такие мобильные номера вызова пожарной охраны — 001 (для абонентов Билайн), 010 (для абонентов МТС и МегаФон), 01 (для абонентов TELE2).

Что важно сообщить:

  • адрес возгорания, номер школы;
  • рассказать, где горит (в каком помещении, на каком этаже);
  • рассказать, что горит, как это происходит;
  • дать другие сведения, которые помогут в тушении (с какой стороны удобнее заезжать, где подъезд к школе свободен, где возможности проехать нет);
  • назвать свои фамилию, имя, отчество, номер телефона;
  • не заканчивайте разговор первым, возможно, от вас потребуются дополнительные данные и информация.

Сообщить о пожаре

О пожаре сообщают учителям, службе охраны, другим взрослым в школе. Не допускаются фразы и крики «Горим», «Пожар», чтобы не провоцировать панику.

Если есть автоматизированная система извещения, об эвакуации объявляют по ней. Порядок действий сотрудников образовательной организации и правила поведения при пожаре в школе предусматривают:

  • включение пожарной сигнализации, если она не сработала;
  • сообщение о путях эвакуации;
  • извещение директора школы или исполняющего обязанности;
  • повторное сообщение в пожарную охрану и сообщение о пожаре начальнику управления образования.

Одновременно с этим начинают эвакуацию из здания.

Вывести детей и взрослых из здания

Главная задача после сообщения о возгорании — срочно вывести детей и взрослых из здания. После сигнала о пожаре вахтер или охранник объявляет пожарную тревогу, открывает двери аварийных и запасных выходов, распашные решетки. Он следит за эвакуацией, чтобы не пересекались потоки людей, не создавалась давка.

Обязанность организовать детей и вывести их из школы лежит на учителе, который ведет уроки в классе. Самые первые действия учителя при пожаре в школе: прекратить уроки, занятия, объявить порядок эвакуации.

Взять с собой аптечку первой помощи, классный журнал, мобильный телефон. Остальные вещи оставляют в кабинете. Учитель выбирает по плану эвакуации самый короткий путь и оперативно, без паники, организованным строем выводит детей из кабинета.

Учитель проверяет, что в классе никого не осталось, отключает электроприборы, гасит свет, закрывает окна, форточки, двери, чтобы помешать распространению огня.

Эвакуируемых детей выводят в место, заранее определенное эвакуационным планом. Детей строят по классам. Учитель по классному журналу проверяет, все ли покинули здание. Если среди выведенных детей кто-то отсутствует, об этом сообщают пожарным и организуют поиск пропавшего.

При проведении противопожарного инструктажа в классе и на учениях детей заранее знакомят с тем, какие действия при пожаре в школе для учеников правильны во время эвакуации:

  • когда учитель объявил эвакуацию, первым кабинет покидает ряд, ближний к двери, за ним — средний ряд, и за средним идет ряд, что у окна;
  • учащиеся кладут руку на плечо идущего впереди школьника, двигаются цепочкой по двое, не обгоняя и не толкая друг друга;
  • запрещено собирать портфели, забегать в раздевалку, брать личные вещи, переобуваться или переодеваться, с собой берут только мобильный телефон;
  • старшеклассники пропускают вперед младших и помогают им.

Тушение огня своими силами

Если возгорание не представляет угрозы для жизни и здоровья человека, его пробуют потушить водой от пожарного крана или доступными средствами первичного пожаротушения. Это делают, только когда очаг возгорания хорошо просматривается и к нему есть безопасный доступ на длину струи гидранта.

Если потушить огонь своими силами нет возможности, важно закрыть все окна и двери, чтобы изолировать горящее помещение от поступления в него свежего воздуха (от этого огонь разгорается сильнее). После этого отключают электроэнергию и немедленно покидают помещение.

Если помещение задымлено, не пытайтесь потушить огонь, уходите. В дыме содержится угарный газ, который приводит к потере сознания и смерти.

Что делать, если выходы из школы перекрыты

Во время распространения огня возможны ситуации, когда дым и огонь отрезают пути выхода из здания.

Что делать в этом случае:

  1. Завести детей в незадымленные классы или другие помещения.
  2. Закрыть двери, щели прикрыть смоченной водой тканью. Если в помещении есть вентиляционные отверстия, завесить их тканью.
  3. Окна не открывать, это способно усилить тягу и скорость задымления комнаты.
  4. Если дым попал в комнату, лечь на пол, у самого пола остается пространство с чистым воздухом. Дышать через мокрую ткань или через одежду.
  5. Не паниковать. Пожарные обязательно приедут, найдут отрезанных огнем людей и начнут спасательную операцию.
  6. Если увидели, что подъехали пожарные, откройте окно, позовите на помощь.

Инструкция: кому, что и как делать

В каждой учебной организации есть утвержденная инструкция при пожаре в школе, в которой разработан и утвержден порядок действий сотрудников и учащихся.

№ п/п Наименование действий Порядок и последовательность выполнения Должности, фамилии исполнителей
1 Сообщение о пожаре Немедленное сообщение по телефону 01 в пожарную часть при обнаружении возгорания или его признаков.

Сообщение сотруднику, принимающему информацию:

  • адрес учреждения;
  • место возникновения пожара;
  • наличие угрозы людям;
  • свою фамилию;
  • номер телефона.
Первый, кто обнаружил пожар.
2 Включение системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре Включает пожарную сигнализацию, если она не сработала.
Сообщение о путях эвакуации ответственным за эвакуацией на этажах.
Дежурный администратор.
3 Сообщение о пожаре Повторное сообщение о возгорании в пожарную охрану.
Сообщение о возгорании начальнику управления образования.
Директор школы.
4 Действия директора школы Прекращение всех работ в здании, кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации огня.

  • Удаление за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении.
  • Осуществление общего руководства по тушению.
  • Обеспечение соблюдения требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении.
  • Организация эвакуации и защиты материальных ценностей.
  • Организация встречи подразделений пожарной охраны.
  • Организация оказания первой медицинской помощи.
Директор школы.
5 Отключение сети электроснабжения На электрощите подачи электроэнергии в здании школы необходимо перевести рубильники в положение «выкл.». Заместитель директора по АХЧ.
6 Контроль за запасными выходами Контроль за выполнением требований к путям эвакуации, состоянием эвакуационных выходов. Заместитель директора по АХЧ.
7 Эвакуация учащихся из здания согласно схеме эвакуации Учащиеся выводятся из здания через коридоры и запасные выходы немедленно при обнаружении возгорания или по сигналу оповещения в соответствии с планом эвакуации: в первую очередь из помещения, где возникло возгорание, и из помещений, которым угрожает опасность распространения огня и продуктов горения. Учителя-предметники, проводившие занятия, учителя-предметники, ведущие следующий урок (при пожаре на перемене).
8 Организация и контроль за эвакуацией учащихся Руководит эвакуацией, при необходимости указывает маршрут эвакуации, следит, чтобы в кабинетах не осталось детей. Заместители директора.
9 Сверка списочного состава с фактическим наличием эвакуированных из здания учащихся Проверка учащихся, эвакуированных из здания, проводится по имеющимся спискам и классным журналам.

  1. Доклад директору о количестве выведенных детей.
  2. Организация розыска отсутствующих после пожара.
  3. Оказание медицинской помощи пострадавшим.
Учителя-предметники, классные руководители.
Мед. работник.
10 Организация выноса верхней одежды В случае холодной погоды выносят верхнюю одежду через запасной выход из раздевалок. Гардеробщица, дежурный учитель.
11 Тушение огня работниками учреждения до прибытия пожарной части Прибытие по тревоге к месту возгорания работников, не занятых эвакуацией детей.
Тушение пожара организуется и проводится немедленно.
Для тушения используются все имеющиеся в учреждении средства пожаротушения (огнетушители).
Преподаватель-организатор ОБЖ, заместитель директора.
12 Встреча пожарной команды Встреча пожарной команды на улице, у въезда на территорию образовательного учреждения.
Встречающий информирует начальника команды о случившемся и указывает кратчайший путь к месту возникновения возгорания.
Директор школы, лицо, вызвавшее пожарную команду.
13 Эвакуация документов, имущества Эвакуация документов и ценного имущества осуществляется в зависимости от ситуации, по решению директора школы. Ответственные за эвакуацию, зам. директора по АХЧ.
14 Размещение эвакуированных учащихся При условии обширного возгорания и невозможности продолжения учебных занятий:

  1. Вызов автотранспортных средств.
  2. Развоз детей по возможности домой, если невозможно, то в ближайшее ОУ с последующим сообщением родителям.
Директор школы, классные руководители.
Читайте также:  Как составить индивидуальный учебный план?

Отдельно разрабатывают план действий администрации и работников в случае пожара:

Наименование действий Порядок и последовательность действий Исполнители
Вызов пожарной части При пожаре или задымлении необходимо немедленно вызвать пожарную часть по телефону 01. Первый обнаруживший пожар или задымление.
Встреча пожарной части Место встречи — на подъезде к зданию школы. Встречающий обязан проводить прибывшего начальника караула к месту пожара ближайшим путем и одновременно сообщить ему, где и что горит, угрожает ли детям опасность. Лицо, вызвавшее пожарную часть, или представитель администрации школы.
Эвакуация учащихся и персонала При обнаружении пожара или задымления немедленно осуществляется оповещение учащихся, во всех классах прекращаются занятия, игры, принятие пищи. Всех детей одевают и направляют к ближайшим эвакуационным выходам. Эвакуация производится по утвержденному плану.
Эвакуация персонала осуществляется по планам эвакуации для каждого служебного помещения.
Администрация школы, дежурный администратор. Входит в действия охраны при возникновении пожара в школе. Учителя, проводившие занятия на момент начала эвакуации при пожаре.
Сверка списочного состава с фактическим наличием эвакуированных из здания учащихся и сотрудников школы Все эвакуированные из здания учащиеся проверяются по классным журналам поименно, а сотрудники школы — по списку штатного расписания.
После сверки списочного состава учащиеся размещаются в соседних ДОУ (зимой).
В летнее время отпускаются по домам.
Администрация школы, дежурный администратор, классные руководители.
Тушение пожара персоналом школы до прибытия пожарной части Тушение пожара организуется и производится немедленно с момента его обнаружения всеми сотрудниками школы, не занятыми эвакуацией детей. Для тушения используются все имеющиеся средства пожаротушения (огнетушители). Все сотрудники школы, не занятые эвакуацией учащихся.

Пожары в общеобразовательных учреждениях

В первую очередь при обнаружении пожара необходимо сообщить об этом педагогическим работникам, службе охраны, любому взрослому в школе. Вызвать пожарную охрану по городскому телефону 101 или мобильному телефону по номеру 112. Перед звонком необходимо успокоится. Вам обязательно ответят и внимательно выслушают.

 

Услышав ответ диспетчера: «Пожарная охрана», необходимо сообщить следующие сведения:

  • адрес пожара, номер школы;
  • наличие и характер опасности жизни и здоровью людей, особенно школьникам;
  • место возникновения (на каком этаже возник пожар, в каком помещении и т.д.);
  • что горит или характер ЧС, другого происшествия;
  • сведения о пожаре, которые могут повлиять на успешное выполнение задачи по его тушению;
  • назвать фамилию, имя, отчество (в том числе свой номер телефона).

Не торопитесь выключить телефон. Будьте готовы ответить на поставленные дежурным диспетчером дополнительные вопросы. Опрос заявителя диспетчер заканчивает фразой: «Пожарные машины выехали – встречайте!», после чего вы можете закончить разговор. По возможности организуйте встречу подразделений пожарной охраны и окажите помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара.

Не надо кричать «Пожар». Известны случаи, когда крик «Пожар» вызывал панику с человеческими жертвами, хотя никакой угрозы для жизни людей не было.

Способов объявления об эвакуации может быть несколько: оповещение голосом, подачей тревоги с помощью ручных или электрических звонков, при оборудовании здания громкоговорящей системой оповещения включением трансляции по всему зданию заранее подготовленного текста.

Каждый преподаватель и ученик должны быть готовы к действиям в экстремальной ситуации. В первую очередь необходимо провести эвакуацию людей из школы.

Администрация школы заранее разрабатывает план эвакуации людей на случай пожара, изучает его с персоналом школы и периодически отрабатывает действия с детьми. При возникновении пожара в школе необходимо по команде учителя построится в колонну по двое.

Эвакуацию осуществлять по заранее определенным путям под руководством классных руководителей или педагогов, проводящих занятия в классе. При этом учителю необходимо взять с собой учебный журнал для проверки наличия учащихся. Замыкающими ставят наиболее физически подготовленных мальчиков. Двигаться быстрым шагом, но не бежать.

При нахождении дыма на путях эвакуации необходимо прикрыть органы дыхания платком и передвигаться согнувшись. Основными путями эвакуации являются лестничные клетки и стационарные пожарные лестницы.

Иногда для вывода детей из задымленных помещений в безопасное место используют незадымленные помещения, расположенные в противоположной части здания, с последующим их выводом из здания.

Старшеклассники могут оказать помощь педагогам в эвакуации детей начальной школы (помочь одеться, отвести в теплое помещение и т.д.).

Сбор эвакуируемых детей осуществляется в заранее определенном месте. Обычно это школьный двор. Не разбегайтесь после выхода из школы на свежий воздух. Постройтесь по классам. Вас проверят по журналам и в случае отсутствия кого-либо из учащихся сообщат об этом сотрудникам пожарной охраны и организуют поиск.

Школьников размещают, особенно в зимний период, в ближайших тёплых помещениях, которые должны быть предусмотрены заранее.

Если основные пути эвакуации отрезаны огнем или дымом, а вы находитесь в верхних этажах здания школы, не паникуйте. Не пытайтесь проскочить. Зайдите в класс или в другое любое помещение с окнами, где нет дыма.

Необходимо позаботиться об изоляции помещения, в котором вы находитесь, от проникновения в него дыма и огня. Закройте дверь и законопатьте тряпками все щели в двери и вентиляционной решетке. Тряпки лучше сначала смочить.

В качестве ткани можно использовать занавески с окон, детали одежды. Окна не открывайте. Это может усилить тягу и приток дыма. Если в помещение попал дым, приоткройте окно и лягте на пол. Примерно в 15-ти сантиметрах от пола есть пространство с чистым воздухом. Дышать лучше через мокрую ткань или закрыв органы дыхания одеждой.

Самое главное — не паниковать. Вас обязательно спасут. Норматив времени прибытия пожарных подразделений в Москве составляет не более 10 минут. Пожарные по прибытии на пожар в первую очередь выявляют отрезанных огнем и дымом людей, направляют все силы и средства на их спасение.

При приезде пожарных необходимо открыть окно и позвать на помощь голосом и взмахами рук. Из горящих и отрезанных дымом помещений пожарные спасают учащихся через окна по ручным пожарным лестницам, спасательным рукавам, с помощью спасательных верёвок. Могут применяться пневматические спасательные устройства и натяжные полотна.

Ликвидировать горение можно попытаться самостоятельно с помощью подачи воды от пожарного крана или первичных средств пожаротушения.

Самостоятельное тушение пожара оправдано только в том случае, если не представляет угрозы для жизни и здоровья человека — очаг возгорания (пламя) виден, к нему можно безопасно подойти на длину огнетушащей струи, то есть на начальном этапе горения.

В противном случае необходимо предпринять меры к изоляции горящего помещения от поступления в него свежего воздуха (необходимо закрыть все окна и двери), отключить электроэнергию и немедленно покинуть помещение. Снижение кислорода в воздухе до 17% приводит к прекращению горения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector