Какие существуют разновидности культуры?

Понятие культуры (от лат. возделывание, обрабатывание), поэтому изначально в Древнем Риме означало земледелие. Только с XVII века термин культура стало восприниматься как «воспитанность» и «образованность».

Культура — результат развития человеческой жизнедеятельности, накопленный веками и передаваемый из поколения в поколение.

Культура: формы и разновидности

В широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;

В узком смысле:процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Виды культур:

  • Материальная культура — результат производства, все, что имеет отношение к материальному миру и служит для удовлетворения материальных потребностей человека или общества, т.е. продукт экономики: предметы и вещи, используемые в повседневной жизни, различные технологии и др.
  • Духовная культура — совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению (знания, идеи, ценности — продукт искусства, науки, религии, морали);
  • Информационная культура— знания об информационной среде, умение правильно ориентироваться в информационных потоках. Формой информационной культуры является речь.
  • Физическая культура —развитие физических способностей человека, все что связано с телом человека: комплекс упражнений, навыков, которые способствуют физическому развитию и красоте тела.

Между собой эти культуры тесно взаимосвязаны, т.к. без знаний нельзя построить дом.

Формы культуры:

  1. Элитарная — создается привилегированной частью общества. Изящное искусство высокого уровня, создающее культурные каноны. Узкий круг ценителей и потребителей. Как правило, интеллигенции: учёным, учителям, художникам. Имеет некоммерческий характер и требует интеллектуальной расшифровки: классическая музыка и литература.
  2. Народная — мифы, легенды эпосы, сказки, песни, танцы, где авторы, как правило, не известны. Носит некоммерческий характер;
  3. Массовая — потребляемая массами, с низким уровнем сложности. Направлена на развлечение широкой аудитории: кино, телесериалы, ток-шоу, мода, поп-музыка и т.д. Носит коммерческий характер.

Разновидности культур:

  1. Субкультура — культура не отвергает культуру большинства, но отклоняется от нее. Часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе (молодежная субкультур, субкультура врачей, субкультура студенчества и др.)
  2. Контркультура — субкультура, находящаяся в конфликте с господствующей культурой. Оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (хиппи и панки; левые радикалы и др.).

Типы культур:

  • Национальная — мировая;
  • Светская — религиозная (связь с религией);
  • Восточная — западная (средиземноморская, латиноамериканская и др.) (региональная принадлежность);
  • Традиционная — индустриальная — постиндустриальная (принадлежность к историческому типу общества);
  • Сельская — городская (связь с территорией);
  • Обыденная — специализированная (специализация);
  • Высокая (элитарная) — массовая — народная (вид аудитории).

Источник: https://bingoschool.ru/blog/101/

Понятие культуры. Формы и разновидности культуры:

  • в широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;
  • в узком смысле: процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности. 1

Основные функции культуры:

  • познавательная — это формирование целостного представления о народе, стране, эпохе;
  • оценочная — осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций;
  • регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения);
  • информативная — осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений;
  • коммуникативная — сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение;
  • социализации — усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию. 2

Формы и разновидности культуры. Типология культур:

В зависимости от классифицирующего признака выделяют следующие формы и разновидности культур:

  • по связи с религией: религиозная и светская;
  • по региональному признаку: культура Востока и Запада;
  • по национальному признаку: русская, французская и т.д.;
  • по принадлежности к историческому типу общества: культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;
  • по связи с территорией: сельская и городская культура;
  • по сфере общества или виду деятельности: культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.;
  • по характеру удовлетворяемых потребностей: материальная и духовная.
  • по уровню мастерства и типу аудитории: элитарная (высокая), народная, массовая.

Различают также материальную (всё, что создаётся в процессе материального производства: техника, материальные ценности, производство) и духовную (религия, искусство, мораль, наука, мировоззрение) культуру.

Главным основанием разграничения материальной и духовной культур является характер потребностей (материальные или духовные) общества и человека, удовлетворяемых произведёнными ценностями. 3

Элитарная, массовая и народная культуры

Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шнитке, трудна для понимания неподготовленного человека.

Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется.

К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — “искусство для искусства”.

Элитарная культура предназначена для узкого круга высокообразованной публики и противостоит как народной, так и массовой культуре. Она обычно непонятна широким массам и требует хорошей подготовки для правильного восприятия.

К элитарной культуре можно отнести авангардные направления в музыке, живописи, кинематографе, сложную литературу философского характера.

Часто творцы такой культуры воспринимаются как жители «башни из слоновой кости», отгородившиеся своим искусством от реальной повседневной жизни.

Как правило, элитарная культура является некоммерческой, хотя иногда может оказаться финансово успешной и перейти в разряд массовой культуры.

Современные тенденции таковы, что массовая культура проникает во все области «высокой культуры», смешиваясь с ней. При этом массовая культура снижает общекультурный уровень ее потребителей, но в то же время сама постепенно поднимается на более высокий культурный уровень.

Народная культура

Народная культура признается особой формой культуры. В отличие от элитарной культуры народная, культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений неизвестны.

Народную культуру называют любительской (не по уровню, а по происхождению) или коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы.

По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор — ещё одно название народного творчества, которое создается различными слоями населения. Фольклор локализован, т.

е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие. К современным проявлениям народной культуры можно отнести анекдоты, городские легенды.

Массовая культура 

Массовая или общедоступная культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи, магнитофоны, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной.

Читайте также:  Как оформить титульный лист доклада для школы?

Популярная и эстрадная музыка — яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его.

Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура — сленговое название массовой культуры, а китч — ее разновидность.

Экранная культура — вариант массовой культуры, демонстрируемой на экранах (кинофильмы, видеоклипы, телесериалы и телепрограммы, компьютерные игры, PSP, игровые приставки и др.).

Субкультура

Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская, профессиональная, криминальная). Составляющие: знания, ценности, стиль и образ жизни, социальные институты как система норм, навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности.

Молодежная субкультура — культура демонстративного потребления, развивающаяся чаще всего на основе стилей в одежде и музыке.

Причины:

  • рост жизненного уровня;
  • развитие общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь;
  • возрастание роли и значения свободного времени, досуга.

Молодежная культура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье, ведет масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.

Контркультура

Контркультура — направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества (либо официальной культуре; андерграунд как контркультура).

Источник: https://oege.nnewer.ru/ege/chelovek_i_obshhestvo/110_ponyatie_kultury_formy_i_raznovidnosti_kultury.html

Формы и разновидности культуры

Многообразие культур можно понимать по-разному. Можно указать на культуру национальную и мировую, светскую и религиозную, западную и восточную и т.д. Под многообразием культур подразумеваются и такие три формы культуры, как элитарная, народная, массовая и две ее разновидности – субкультура и контркультура.

Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами и включает изящное искусство, высокоинтеллектуальную литературу и т.д. Круг ее потребителей – высокообразованная часть общества.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Иначе народную культуру называют любительской и коллективной (мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы и т.д.).

Массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью электронных носителей.

Появилась она в середине XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись и магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной.

Как правило, она обладает незначительной художественной ценностью, но у нее самая широкая аудитория. По отношению к своему потребителю она выступает в качестве регулятора общественных настроений, средства социального программирования, формируя при помощи новейших технологий массовые предпочтения.

Массовая культура служит в современном мире одним из средств первичной социализации индивида, предлагая ему набор стереотипных моделей поведения и соответствующую систему первичных ценностных предпочтений.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой.

Поскольку общество распадается на множество групп – национальных, демографических, социальных, профессиональных, – постепенно у каждой их них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения (субкультура).

Субкультура –часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.

Говорят о молодежной субкультуре, которая создает свой сленг, моду, музыку, нравственный климат, субкультуре пожилых людей, национальных меньшинств, профессиональной, криминальной субкультуре.

Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями, но она не противостоит доминирующей культуре, как это происходит в случае контркультуры.

Контркультура представляет такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями. Например, субкультура террористов противостоит человеческой культуре, молодежное движение хиппи в 60‑е годы ХХ века отрицало господствующие американские ценности.

Контркультура направлена на пересмотр базисных принципов актуального типа культуры, основными принципами которой являются:

  • острый конфликт с «официальной» культурой, демонтаж существующей системы ценностей;
  • построение альтернативного культурного пространства;
  • стремление к его максимальному расширению, в идеале – к полному господству в качестве нового культурного канона («культурная революция»).

Основной творец альтернативной культуры – культура официальная, слепо отбрасывающая «неприемлемые» формы расширения ее пространства.

В свою очередь, совокупность субкультур, базисные принципы которых оцениваются с точки зрения господствующего культурного канона как чуждые или враждебные, составляет пространство маргинальной культуры.

Социокультурный статус маргинальных субкультур определяется их размещением на «окраинах» соответствующих культурных систем, пересечением с каждой из них и лишь частичным признанием с их стороны.

Объективными условиями формирования маргинальной культуры являются:

  • процессы трансформации общества (модернизация, «перестройка» и т.п.);
  • изменения социальной структуры (появление новых социальных групп или потеря ими прежнего статуса);
  • различные формы взаимодействия культур (от военных конфликтов до экономического сотрудничества и культурного обмена).

Каждое человеческое общество имеет собственную специфическую культуру, или социокультурную систему, которая в некоторой степени совпадает с другими системами.

Различие среди социокультурных систем связано с физическими условиями и ресурсами, диапазоном возможностей, свойственных различным областям деятельности, типом языка, ритуалов и традиций, изготовления и использования инструментов, степенью социального развития.

На отношения, ценности, идеалы и верования индивида культура среды его обитания оказывает большое влияние, и, конечно, индивид может жить или перемещаться в рамках нескольких различных культур.

Сегодня наиболее актуальными направлениями во взаимодействии культур ученые называют следующие:

  1. этническое направление, характерное для отношений между локальными этносами, историко-этнографическими, этно-конфессиональными социальными общностями;
  2. межнациональное направление, основанное на диалоге различных государственно-политических структур и политических элит;
  3. цивилизационное направление, основанное на диалоге культур, который наиболее продуктивен с точки зрения культурно-инновационной деятельности.

В настоящее время в Республике Беларусь переход к устойчивому развитию страны связан не только со сбалансированием экологических и экономических требований, но и с созданием новой системы нравственно-духовных и социально-этических ценностей общества, во многом зависящих от состояния культуры.

Благодаря целенаправленной поддержке государством программ возрождения белорусской культуры, сохранен культурный потенциал Республики Беларусь, дальнейшее развитие получило профессиональное искусство, поддерживается историко-культурное наследие, увеличилось число театров, музеев, выпуск книг и брошюр.

Стратегической целью государственной политики в области культуры является развитие и эффективное использование культурного потенциала страны, обеспечение преемственности развития белорусской культуры наряду с поддержкой культурных инноваций.

Главной целью развития культуры в период до 2010 года является развитие и укрепление инфраструктуры отрасли, обеспечивающей доступ граждан страны к культурным благам и информационным ресурсам.

Читайте также:  Какие основные термины по истории России?

Сегодня с уверенностью можно говорить, что устойчивое развитие страны требует бережной защиты и передачи следующим поколениям исторического опыта общества и его достижений в области культуры.

Источник: https://studopedia.su/7_55986_formi-i-raznovidnosti-kulturi.html

Формы и разновидности культуры

Когда речь идет о многообразии культур, то оно пони­мается по-разному.

Типология культуры

Основа классификации Типы культуры
Связь с религией Культуры религиозные и светские
Региональная принадлежность Восточная и западная, средиземномор­ская, латиноамериканская
Регионально-этни­ческая особенность Русская, французская и т. д.
Принадлежность к историческому типу общества Культуры традиционного, индустриаль­ного и постиндустриального общества
Хозяйственный уклад Культура охотников и собирателей, земледельцев, скотоводов, индустриаль­ная культура
Сфера жизни общества или вид деятельности Культура производства, экономическая, политическая, педагогическая, экологи­ческая, художественная и пр. культуры
Связь с территорией Сельская и городская культуры
Специализация Обыденная и специализированная куль­туры
Уровень мастерства и вид аудитории Высокая, или элитарная, народная, массовая культуры

Однако чаще всего, говоря о многообразии культур, под­разумевают три формы культуры: элитарную, народную, массовую и две ее разновидности: субкультуру (от лат. sub — под) и контркультуру (от лат. contra — против).

Народная – культура, создаваемая народом и отражающая национальный характер, его жизнь, традиции, мировосприятие, ценности, наиболее важные события истории.

Как правило, произведения народной культуры анонимны и нередко передаются устно.

Фольклор (мифы, легенды эпосы, сказки, песни, танцы), анекдоты, профессиональные субкультуры (военная, школьная), субкультуры различных возрастных групп.

Элитарная – культура, рассчитанная на узкий круг потребителей подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений. Создается при­вилегированной частью общест­ва» либо по ее за­казу профессио­нальными творцами

Коммерческая выгода не является целью элитарного искусства: создатели, прежде всего, стремятся к самовыражению и воплощению своих идей, приёмов и образов для массовой культуры.

Массовая культура (поп-культура) – культура, появившаяся в индустриальном обществе и связанная с развитием массового производства, технических средств коммуникации; культура общедоступная (стандар­тизация культуры), отражающая насущные духовные потребности широких масс, ритм жизни общества.

Произведения массовой культуры не рассчитаны на глубокое осмысление и не предъявляют каких-либо требований к общекультурному уровню потребителя.

Отличительная черта – коммерческий характер (произведения являются объектами купли-продажи и направлены на извлечение прибыли). Она транслируется СМИ и может оказывать серьезное влияние на формирование общественного и индивидуального сознания.

Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества

Позитивное:

  • Утверждает простые и понят­ные представления о мире лю­дей, о взаимоотношениях меж­ду ними, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в современ­ном, быстро меняющемся мире
  • Ее произведения не выступают средством авторского самовыра­жения, а непосредственно обра­щены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы
  • Отличается демократичностью (ее «продуктами» пользуются представители разных социаль­ных групп), что соответствует нашему времени
  • Произведения массовой культуры отражают ритм жизни общества и направлены на развлечение и отвлечение человека от повседневных проблем (массовая культура имеет развлекательный характер). Они помогают преодолевать стрессовые ситуации, решать некоторые психологические проблемы современного человека.
  • Имеет свои вершины — литера­турные, музыкальные, кинема­тографические произведения, ко­торые уже по сути могут быть от­несены к «высокому» искусству.

Негативное:

  • Снижает общую планку духовной культуры общества, поскольку потакает невзыскатель­ным вкусам «массового человека»
  • Ведет к стандартизации и унификации не только об­раза жизни, но и образа мыслей миллионов людей
  • Рассчитана на пассивное потребление, так как не стимулирует никаких творческих импульсов в духовной сфере
  • Насаждает мифы в созна­нии людей («миф Золуш­ки», «миф простого пар­ня» и т. д.)
  • Формирует у людей через массированную рекламу искусственные потребности
  • Используя современные СМИ, подменяет для мно­гих людей реальную жизнь, навязывая опреде­ленные представления и предпочтения

Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи «элитарного ис­кусства» через некоторое время перестают быть новаторски­ми и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моделей оказывать поддержку «творцам» элитарного искусства.

Экранная – культура, формирующаяся на этапе перехода к постиндустриальному обществу и связанная с информационными технологиями и виртуальным миром.

Субкультуры(от лат. sub — под) – культуры, создаваемые представителями отдельных социальных групп (половозрастных (женская, детская, молодёжная), территориальных, профессиональных (научное сообщество, современный бизнес, военные), конфессиональных, этнических, криминальных и др.).

Молодежная субкультура часто рассматривается как девиантная (отклоняющаяся), выражающая некую степень оп­позиции господствующей культуре.

Она развивается чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и свя­зана с развитием общества потребления, создающего все но­вые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь. Молодежная культура — это культура демонстративного потребления.

Ее возникновение связано также с по­вышением роли и значения свободного времени, досуга, во­круг которого и формируются все отношения. Молодежная субкультура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье.

Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масштабные экс­перименты с образом жизни, поиск иных, отличных от куль­туры взрослых, культурных оснований своего существования.

Господствующая культура определяет магистральное направление развития, а субкультуры отражают своеобразие образа жизни, символов и ценностей, мировосприятия, стандартов поведения конкретных социальных групп.

Контркультура(от лат. contra — против):

  1. социокультурная система противостоящая господствующей культуре, стремящаяся вытеснить её (в случае если локальная культура начинает претендовать на универсальность).
  2. ценностная система асоциальных групп населения (битники, хип­пи и панки; левые радика­лы; андеграунд и др.)
  3. новаторские элементы культуры

Диалог культур – взаимодействие, обмен ценностями между различными культурными образованиями (субкультурами, контркультурами) в рамках крупных культурных зон, между культурными регионами, сформировавшими на заре истории человечества свой комплекс специфических черт.

Культурная глобализация, взаимопроникновение и взаимообогащение, сохранение уникальности и самобытности. Взаимодействие культур должно осуществляться в форме диалога, в котором каждая культура участвует как равноправный партнёр, взаимно обогащая друг друга, не уничтожая при этом уникальность каждой из культур.

Пример: открытие студии восточных танцев или единоборств в европейском городе.

Духовная жизнь реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельнос­ти, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.

Духовная жизнь человека возникает на основе его практиче­ской деятельности, является особой формой отражения окру­жающего мира и средством взаимодействия с ним.

К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремле­ния и цели людей. Взятые в единстве они составляют духов­ный мир личности.

Духовная жизнь тесно связана с другими сферами общест­ва и представляет собой одну из его подсистем.

Элементы духовной сферы жизни общества: мораль, наука, искусство, религия, право.

Духовная жизнь общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эс­тетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.

Источник: https://cyberpedia.su/5xa088.html

Ссылка на основную публикацию