Какие существуют виды коррекционных школ?

Большинство родителей (особенно пап) с трудом выносят сами слова «нарушение», «коррекционный» применительно к своим детям. Но что же делать, если в вашей семье растет особый малыш? Чем ближе к 6-7 годам, тем острее встает вопрос о получении образования и тем мучительнее дается ответ на него.

Закон об образовании гарантирует всем гражданам страны право на обучение. И выбирать, где и как учиться ребенку, могут сами родители. В принципе.

Особая школа. Виды коррекционных школ. Другие дети

Что такое коррекционная школа и какие классы существуют

По закону

Для детей с проблемами развития, как гласит тот же закон, государство должно создать подходящие условия для обучения. Коррекционные школы и классы и есть те самые «условия». И получить там можно полноценное среднее образование. Или просто — читать, писать и ориентироваться в быту. Выбор программы зависит от тяжести случая.

А если коррекция прошла успешно и ребенок догнал ровесников, можно перевести его в обычный класс.

Школы особого вида:

  • 1 вида — для глухих
  • 2 вида — для слабослышащих и позднооглохших
  • 3 вида — для незрячих и детей с остаточным зрением
  • 4 вида — для слабовидящих и поздноослепших
  • 5 вида — для детей с тяжелыми нарушениями речи
  • 6 вида — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  • 7 вида — для детей с задержкой психического развития
  • 8 вида — для детей с умственной отсталостью

Для детей с тяжелыми соматическими заболеваниями создаются школы надомного обучения. Для ослабленных детей и детей с психоневрологическими заболеваниями — школы санаторного типа.

Трудный выбор

В теории все звучит хорошо, правда? Так почему же родители, как от чумы, бегут от коррекционных школ и готовы нанимать репетиторов чуть не с первого класса, лишь бы пойти в «обыкновенное» учебное заведение?

Нередко папы и мамы просто не готовы смириться с особостью своего ребенка. «Это учителя не умеют его учить» (и они зачастую действительно не умеют).

«С ним надо больше заниматься» (да — если знать, как именно). «Надо просто построже спрашивать» (а вот это может кончиться очень печально). Записывать ребенка в «отстающие» не хочется. Да и страшно — вдруг «слабый» старт захлопнет перед ним двери в большой мир?

Не будем забывать еще о том, что нередко коррекционные школы — это интернаты. Ребенок живет там пять дней в неделю, возвращаясь домой только на выходные. Почему? Мало специалистов, умеющих работать с «проблемными» детьми. Возить особого ребенка два часа в одну сторону — мучение. А оставить одного — мучительней втройне.

Что такое коррекционная школа и какие классы существуют

Что же на другой чаше весов?

Многие родители все-таки решаются отдать ребенка в «спецшколу» или класс коррекции. В массовой школе ребенку с задержкой в развитии придется нелегко: в ней нет специалистов, знающих и понимающих, как с ним работать. Маленький, не очень здоровый человек должен в одиночку справиться со своими проблемами.

В жертву предполагаемому успешному будущему приносится настоящее, в котором поселяются страхи, неврозы, тревоги, частые болезни. Самое страшное, что может подстерегать особого ребенка в обычном классе, — не насмешки детей и не жадное любопытство взрослых, а постоянное ощущение «я хуже всех».

То, что у других получается играючи, от него требует напряжения всех сил. Долго ли ребенок сможет догонять одноклассников без надежды сравняться с ними? Тревожность («Продержаться бы сегодня… сейчас… еще один урок…») переходит в апатию («А зачем стараться? Все равно не получается!»).

Апатия перетекает в депрессию («У меня никогда ничего не выйдет!») или протест («Все плохо? Так пусть будет еще хуже!»). В результате ребенок не просто останавливается в развитии, но и теряет с трудом завоеванные крупицы знаний и умений. Происходит то, что психологи называют «тотальным регрессом».

Уверенность «я — неудачник» остается с человеком на всю жизнь, нередко определяя все ее дальнейшее течение и ставя под угрозу то самое светлое будущее, ради которого все и затевалось.

Хорошая коррекционная школа предлагает ребенку то, чего не найдешь больше нигде, — от дефектолога и психолога до фитобара, кислородных коктейлей, иппотерапии и специального массажа… Маленькие классы, спокойный темп, учитель со специальной подготовкой — очевидные плюсы.

Но — клеймо «класса для дураков». Но — искусственная среда, никак не готовящая к выходу в большой жестокий мир. Но — ограниченность общения («За кем он будет тянуться?» — спрашивают родители). Наконец — «Мой ребенок учится в школе для детей с задержкой психического развития». Для многих — невыносимо.

Все вместе

Довольно симпатичный вариант, который только-только начинает появляться в России, — это школы интегрированного обучения. Здесь учатся вместе все дети, независимо от наличия или отсутствия диагнозов. Все движутся в общем потоке, но каждый в своем темпе — по здоровью и по способностям.

Ну, где вы еще найдете команду специалистов (врач, психолог, нейропсихолог, дефектолог), которая к каждому ребенку подходит индивидуально и разрабатывает план действий для педагогов, родителей и учеников? А семейный психолог помогает папам и мамам понять и принять особенности ребенка.

Казнить нельзя помиловать

Вбросить особого ребенка в массовую школу, где никто не знает, что с ним делать, — поступок бесчеловечный. Учебное заведение должно быть готово принять ребенка, а тот — следовать школьным порядкам и учебной программе без ущерба для психического и физического здоровья. Задача родителей — привести эти непростые требования к общему знаменателю. И сделать этот выбор придется с открытыми глазами.

Читайте также:  Как проходит медосмотр в школе?

Источник: https://www.7ya.ru/article/Osobaya-shkola/

Что значит коррекционная школа и какие классы есть?

Что такое коррекционная школа и какие классы существуют

Коррекционная школа — это образовательная организация, где обучают ребятишек с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с патологией речи, нарушениями интеллекта или задержкой в развитии. Учебную программу таких заведений разрабатывают с учетом особенностей деток, чтобы они усваивали новые знания эффективно, в комфортном для себя темпе.

Чем отличается от обычной

Основное отличие коррекционной школы от обычной в том, что здесь учитывают особенности физического и интеллектуального развития ребенка:

  • небольшие классы, от 6 до 15 человек;
  • предметы ведут преподаватели со специальным образованием, прошедшие курсы и повышение квалификации для работы с особенными детками;
  • ребенок не чувствует себя «белой вороной», он в среде таких же, как и он;
  • часть предметов исключают из учебной программы, остальные предметы адаптируют и дают в объеме, комфортном для усвоения ребятишками.

Виды коррекционных школ

Государство коррекционные школы относит к образовательным учреждениям, где создают условия для получения образования деткам с ограниченными возможностями здоровья. В понятие «ограниченные возможности здоровья» попадает и школа для умственно отсталых детей, и для глухих, слепых, с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Какие бывают по форме обучения:

  • специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад;
  • коррекционная общеобразовательная;
  • общеобразовательная школа-интернат.

В зависимости от патологии ребенка, его направляют в образовательное учреждение определенного вида. Всего есть 8 видов коррекционных школ:

  • для глухих детей;
  • для слабослышащих, но сохранивших остаточный слух и самостоятельную речь;
  • для незрячих;
  • для слабовидящих;
  • для ребятишек с тяжелыми нарушениями речи;
  • для деток с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • с задержкой развития;
  • коррекционная школа 8 вида принимает учеников с умственной отсталостью.

Как обучают детей в разных видах школ

В зависимости от вида школы, формируется педсостав, учебная программа, контролируется наполняемость класса.

Как обучают в школе 1 вида

Дети в школе 1 вида воспринимают все через зрение и осязание. Им трудно определять свойства, причины и следствия. Их мыслительные процессы основаны на образах и действиях, а не на речи. В обучении задействуют специальную акустическую аппаратуру, сурдоаппаратуру. С учителем и между собой дети общаются жестами и мимикой. В класс набирают не больше 6 человек.

Как обучают в школе 2 вида

Слабослышащие дети сохраняют остаточный слух, они накапливают словарный запас. Степень их развития зависит от того, как рано они потеряли способность хорошо слышать. Основной упор в обучении — научить детей зрительному восприятию, чтобы они умели читать по губам и научились читать самостоятельно книги. В классе обучаются не больше 6 человек.

Школа 3 и 4 видов

Незрячие и ослепшие ребятишки, дети с косоглазием, амблиопией воспринимают мир вокруг себя через слух и осязание. Обучение направлено на развитие полисенсорного опыта, чтобы опираться не только на слух и тактильные ощущения, развивать речь. Внимание у таких деток неустойчивое, учеба направлена на развитие концентрированности и памяти.

В классы для слепых набирают в группу не больше 8 человек, в классы для слабовидящих и поздноослепших — до 12 человек.

5 вид

А вот что такое школа 5 вида — это образовательное учреждение, где занимаются дети с тяжелой патологией речи (немые, с недоразвитой речью, с нарушением произношения отдельных звуков, с такими патологиями: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия).

Ребятишек обучают через развитие моторики, гимнастику, ритмику, музыку. Учителя стремятся развить у детей стойкий интерес к обучению, что формирует в дальнейшем адекватную самооценку. В класс берут не больше 12 человек.

Как обучают в школе 6 вида

Здесь обучаются дети с врожденными или приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, с ДЦП, с параличами, парезами и парпарезами. У ребятишек отстает в развитии формирование понятий, абстракций.

В учебе организуют оздоровительный двигательный режим, посильную трудовую деятельность комбинируют с обучением, чтобы снижать вялость, переключать внимание и дать детям ощутить свою значимость. В классе обучаются не больше 10 человек.

7 вид

Специальная коррекционная школа 7 вида создана для обучения детей с задержкой развития. У таких детей есть возможность развивать интеллект, но у них снижены темпы психических процессов, они быстро устают, обычное обучение дается им нелегко.

Обучение в такой школе рекомендовано ребятишкам с поврежденным психическим развитием, искаженным развитием, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, реактивным расстройством привязанности детского возраста.

В учебе стараются создать атмосферу доброжелательности, спокойствия, следят за частой сменой активности и пассивности, учитывают быструю утомляемость деток. В классах с задержкой психического развития обучаются не больше 12 человек в одном классе.

Как обучают в школе 8 типа

Специальная школа 8 вида, что это такое — это образование, адаптированное для детей с глубоким недоразвитием познавательных процессов. Детей учат говорить, писать, считать, читать. Основной упор делают на обучение трудом, выпускникам помогают трудоустроиться.

Читайте также:  Как оформить титульный лист доклада для школы?

Максимальная наполняемость класса по закону:

  • для умственно отсталых — до 12 человек включительно;
  • для глубоко умственно отсталых — 10 человек;
  • для ребятишек, имеющих сложные дефекты, — 5 человек.

Кто принимает решение о переводе ребенка в коррекционную школу

Решение о переводе принимают родители. Попасть в такое заведение получится только после прохождения ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии). Комиссию ребенок проходит только с письменного согласия родителей (законных представителей).

На комиссии специалисты комплексно диагностируют ребенка и дают рекомендации: стоит ему обучаться в обычной школе или перевестись в коррекционную. На комиссию направляют администрация школы (по просьбе учителя, завуча) или родители. После прохождения комиссии родителям дают рекомендации, каких врачей посетить, у кого наблюдаться, стоит ли позаниматься с логопедом или психологом.

Не стоит отмахиваться от ПМПК и рекомендаций врачей из страха, что на ребенке поставят клеймо «дурачка». Самый пугающий для родителей 8 вид обучения в школе, что это — это квалифицированная помощь, возможность не мучить детей с ограниченными возможностями стандартной учебной программой. Особые ребятишки требуют особого подхода, внимания, комфортной среды.

Перед принятием решения взвешивают все факторы: состояние ребенка, отзывы о коррекционке и учителях, которые там преподают, рекомендации комиссии. Родителям стоит лично оценить атмосферу учебного заведения, посмотреть, как учителя общаются с детьми, как дети общаются друг с другом.

Это поможет определиться, есть ли смысл переводиться в коррекционную школу, понять, где условия комфортнее и полезнее для дальнейшего развития и обучения ребенка.

Источник: https://littleone.com/publication/0-6859-chto-takoe-korrekcionnaya-shkola

Виды коррекционных школ: специальные для детей, отстающих в развитии

Особенные младенцы появляются на свет довольно часто, что погружает родителей в депрессию. Некоторые мамы и папы, отойдя от первого шока, прилагают усилия, чтобы помочь малышу вырасти счастливым, другие, стремятся сделать вид, что у них обычное дитя.

Попадая в обычную школьную среду, особенный ученик не может выполнить требования программы. Учителя не имеют дополнительного образования и не знают, что им делать с малышом. Нередко такое дитя страдает от насмешек в классе и замыкается в себе.

В школе с коррекцией есть правильный подход и системное обучение. В классах 6–15 учеников. С учениками работают психологи-дефектологи, педагоги и врачи, которые регулярно повышают квалификацию. Программа направлена на развитие потенциальных навыков и адаптацию малышей.

Существуют несколько видов школ с учётом особенностей развития малышей. Некоторые из них работают в формате интерната, поскольку не всегда узкие специалисты доступны в отдалённых уголках страны. Выделяют следующие школы:

  • для глухих учеников;
  • для слабослышащих и потерявших слух в более позднем возрасте;
  • для слепых и с остаточным зрением;
  • для слабовидящих и потерявших зрение в более позднем возрасте;
  • для малышей с нарушениями речи;
  • для малышей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • для детишек с задержкой психического развития;
  • для умственно отсталых детишек.

При некоторых тяжёлых заболеваниях, учителя приходят на дом. Для некоторых групп малышей подходят школы санаторного типа. Программы в таких школах ориентированы на развитие навыков общения, адаптацию и освоение знаний.

Методики позволяют развить остаточные возможности отсутствующих функций или заместить их другими. Слабослышащим ученикам дают возможность «услышать» звук музыкального инструмента с помощью вибраций, используя осязание.

Современные методы обучения позволяют аутистам наладить отношения с внешним миром через домашних животных: лошадей или собак. Педагоги используют арт-терапию, когда глухие ученики играют музыкальные спектакли или танцуют.

При правильном подходе малыши с ДЦП мало чем отличаются по своим возможностям от обычных малышей. Помимо этого, маленький человек попадает в доброжелательную атмосферу, где он не становится изгоем из-за своего отличия от других.

Отставание в развитии – это не всегда патология или умственная отсталость. Некоторая задержка может быть связана с прохождением беременности или невниманием к младенцу. Маленький человек не отличается от своих сверстников: ну речь похуже или говорить стал позже. Основные проблемы начинаются в школе.

Он катастрофически не справляется со школьной программой. Начинаются «двойки», возмущение педагогов и упрёки родителей. Малыш начинает чувствовать себя самым плохим. Порой, родители награждают маленького человека нелестными эпитетами: «тупица» и пр.

На самом деле, малыш просто не в состоянии справится с программой, ему нужен корректирующий класс. Психолог или педагог, разобравшиеся в ситуации могут предложить родителям перевести ученика в класс коррекции, но не все с этим согласны.

Коррекционный класс – это не «класс дураков», а место, где ученику помогут освоить необходимые знания. Преимущества такого класса:

  • небольшое количество учащихся, что позволяет учителю уделить внимание каждому;
  • профессиональная подготовка педагогов;
  • возможность улучшить свои познавательные способности;
  • возможность получить среднее образование в доступной форме;
  • переход в обычный класс через 2-3 года работы в коррекционном.

Последнее показывает, что класс коррекции предназначен для здоровых учеников, которым что-то помешало сформировать вовремя свои способности. Впрочем, ученик может закончить своё обучение и в корректирующем классе, что не уменьшит его прав на поступление в вуз.

Получить достойное образование имеет право любой ученик, вне зависимости от особенностей его развития. Для каждой группы особенностей есть свои школы или классы.

Источник: https://www.wday.ru/deti/vospitanie-detei/kakie-suschestvuyut-vidyi-korrektsionnyih-shkol/

Ссылка на основную публикацию