Как написать анализ стихотворения по литературе?

В огромнейшем массиве художественных произведений поэзию можно назвать самой рациональной и менее подверженной проведению такого приема, как анализ. Именно поэтому подобное задание вызывает больше всего вопросов у школьников. Знание схемы анализа стихотворения необходимо и студентам, обучающимся на филологическом факультете.

И если раньше подобный вопрос находился в тени, то на сегодняшний день он является весьма актуальным. Ведь в современных школьных программах проведение анализа стихотворения требуется все чаще.

В чем заключена сложность работы?

План анализа стихотворения по литературе

Это связано с необходимостью успешного прохождения ЕГЭ, ответы на вопросы которого подразумевают овладение поэтическими навыками и знание терминологии.

Требования к ученикам с каждым годом усложняются. И уже на сегодняшний день им необходимо осваивать достаточно обширный пласт информации, а также хорошо ориентироваться в различных литературоведческих нюансах.

Схема анализа стихотворения может быть различной. В одних из них большее внимание уделяют форме. В других же упор делают на смысловое содержание стихотворения. В конечном итоге все будет зависеть от поставленной цели.

Схема анализа стихотворения в школе используется более простая. Здесь больше внимания уделяется образам, идее и содержанию. В вузе она сложнее и многоаспектнее. Студентам необходимо акцентировать внимание на типах строфики и ритмах, художественных средствах и лексике.

Несмотря на то что четкая схема анализа стихотворения дается как учащимся школ, так и студентам вузов, все же жесткого алгоритма для выполнения подобного задания не существует. Ведь поэтический текст достаточно живой и начинает тускнеть при унифицированном подходе к его разбору и стремлении вогнать строки в заранее зафиксированные рамки.

Применять схему анализа стихотворения нелегко. Дело в том, что разрушить существующую гармонию поэтического произведения проще простого. В этом случае происходит разрыв тонкой ткани смысла, выражающей все самое сокровенное, сказанное автором. Восприятие лирических произведений тесно связано с субъективностью. Именно поэтому применение схемы разбора при анализе стихотворения является настоящим искусством понимания поэта.

План анализа стихотворения по литературе

Помимо этого, выполнение задания значительно усложняется в связи с уникальностью каждого отдельного поэтического произведения. Ведь для одних из них важен размер, а для других – лирический сюжет. Различными являются и задачи поэта.

Так, порой стихотворение призвано выразить то внутреннее состояние, которое характерно для лирического героя. Иногда же автор стремится создать поэтическую музыку или донести до читателя философскую мысль в форме определенных образов.

Именно поэтому любая схема анализа лирического стихотворения является условной. В связи с этим исследовательский текст или свободный комментарий могут начинаться с различных направлений. В конечном итоге все будет продиктовано логикой рассуждения учащегося.

Основные рекомендации

Прежде чем приступать к исполнению схемы анализа лирического стихотворения, необходимо решить для себя, зачем выполняется эта работа. Стоит отметить, что получение отметки педагога – цель вовсе не подходящая.

Если возникло желание передать эмоции и чувства, возникающие при чтении поэтического произведения или после этого, то не стоит ограничивать себя. На бумагу должно быть переложено все то, что творится на душе.

При желании внимательнее рассмотреть литературоведческие аспекты схема анализа стихотворения должна быть логичной и последовательной. В этом случае важно не отступать от плана. Должны быть также рассмотрены рифма и тема, исторический контекст, а также взаимодействие и связь всех этих частей.

Перед тем как применить схему анализа стихотворения по литературе, следует зафиксировать тезис. Это утверждение, которое должно быть либо доказано, либо опровергнуто. Тезис следует повторять каждый раз при рассмотрении новой части анализа. Только в таком случае полученный результат будет завершенным и целостным.

В схеме анализа поэтического произведения можно менять пункты местами, соединять их или добавлять свои. Главная задача при этом заключается в том, чтобы теоретически грамотно и эстетически красиво изложить собственное мнение о тексте, пытаясь при этом до конца понять автора.

При написании анализа следует также использовать цитаты. Это также придаст завершенность выполненной работе. Рассмотрим схему целостного анализа стихотворения.

Название произведения

При рассмотрении стихотворения оно должно быть указано в первую очередь. Здесь же следует назвать и имя автора. Ведь стоит помнить о том, что текст не возник сам по себе. Его кто-то создал. И этот кто-то является очень важным для нас, ведь он автор.

К сожалению, нередко учащиеся этот пункт пропускают. Однако даже в том случае, когда анализ выполняется в форме сочинения, внесение данных сведений является обязательным. Ведь название произведения является ключом к его пониманию. И даже если его нет, то это тоже дает нам пищу для размышления.

Например, при составлении схемы анализа лирического стихотворения «Дождливое лето» необходимо указать на его автора. Им является Афанасий Фет. Этот поэт в своих произведениях уделял большое внимание природным явлениям. При этом описывал он их с удивительной точностью и мастерством.

Красота российской природы вдохновляла Фета на создание замечательных стихов, одним из которых является «Дождливое лето».

История создания

Каждое из стихотворений написано в то или иное время. И указание такого периода является весьма важным для понимания всего произведения. Ведь что-то определенное происходило в эти годы в культуре и в политике, в науке и в сфере общественных отношений. Эти события могли каким-либо образом повлиять на контекст труда в целом.

План анализа стихотворения по литературе

В этом же пункте анализа рассматривается и история создания стихотворения, освещаются те факты, которые каким-либо образом связаны с лирическим сюжетом. Порой такие произведения имеют посвящения. Об этом также стоит упомянуть.

Осмысление данного пункта при проведении анализа позволит выяснить то место, которое стихотворение занимает в творчестве поэта. При этом следует упомянуть, когда и где оно впервые было опубликовано.

Жанр

Схема художественного анализа стихотворения непременно содержит и этот пункт. Важно определить жанр поэтического произведения. Это может быть ода или элегия, сатира или мадригал и т. д. При этом следует обосновать свои выводы.

После этого необходимо дать ответы на вопросы о том, какое место данный жанр занимает в творчестве поэта и является ли он для него типичным. Выделяют и то литературное течение, к которому относится творец. Например, стихотворение может быть написано в традициях аскетизма или футуризма, модернизма, реализма, романтизма и т. д.

Тема

Следующим пунктом анализа является выделение основы заданного текста. Это и есть тема произведения. С ее определением у учащихся порой возникают определенные сложности. Для начала принято указать основную тему, подобрав наиболее подходящий вариант из нескольких традиционных.

Например, это может быть описание пейзажа или рассказ о дружбе. Тема может быть также философской и любовной, гражданской и т. д. Желательно при этом дать описание главных мотивов произведения, которыми может быть вражда и одиночество, тоска и изгнание, встреча и разочарование.

Читайте также:  Какие примеры обособленных определений?

Только после определения темы произведения можно будет понять его основной смысл и подтекст. Это является немаловажной частью выполнения задания. Так, проведенный по схеме анализ стихотворения «Зимнее утро» А. С. Пушкина позволяет определить тему произведения. Ею является человек и природа, а также взаимосвязь его души с ее миром. Автором даны красочные и достоверные образы зимнего солнечного утра. В данной поэтической работе они соединены с любовными мотивами.

План анализа стихотворения по литературе

Анализ композиции и сюжета

Следующим пунктом плана является развитие действий и конфликта стихотворения. Здесь стоит кратко пересказать сюжет (при его наличии) и выделить основные из происходящих в нем событий.

Сделать это необходимо, даже если в поэтическом произведении дается лишь описание природы. В этом случае указывается на то, что «герой любуется …». В лирико-эпическом жанре сюжет, как правило, развернутый. В лирических стихотворениях, напротив, заметно ослаблен.

Идея

Данный пункт следует после выяснения основной темы, мотивов и развития конфликтов поэтического произведения. Для определения идеи рекомендуется дать ответ на проблемные вопросы. При этом важно определить суть стихотворения и его подтекст. Проблема, как правило, редко формулируется автором открыто. Ее следует искать в подтексте.

Очень часто школьники не могут уловить отличие идеи от темы. Не проводят четкую границу между этими понятиями и некоторые учителя. Стоит помнить о том, что тема – это именно то, о чем ведется рассказ в этом произведении.

Идея стихотворения заключена в том, для чего оно написано. Именно идею автор облекает в поэтическую форму, придумывая при этом конкретное содержание. Именно она и появляется первой. Идея в произведении играет главную роль, определяет его форму и тему, а также художественные средства.

Настроение

Определение данной характеристики также считается немаловажным пунктом. Учащимся следует определить то настроение, с которым написано поэтическое произведение, а также его изменения по ходу сюжета. Как правило, чувства автором описываются в динамике.

Герой

Его выделение также важно при анализе стихотворения. Но даже среди ученых-литературоведов существует различное мнение о границах данного понятия. Очень часто герой поэтического произведения проявляется через эмоции. Именно поэтому его полностью уподобляют автору. Однако это неверно. Автор и лирический герой могут иметь различную связь.

Порой выделяется лирический субъект. Считается, что описанный мир пропущен через призму выдуманного «я». Иногда герой считается «двойником» автора, который помогает раскрыть его сознание.

Что касается философских поэтических произведений, то в них определить лирического героя намного сложнее. В этом случае на первом плане оказывается проблематика, а не чувства и эмоции.

Композиция

Для ее определения текст понадобится разделить на смысловые части. После этого намного проще определиться с сюжетом темы, трансформацией настроения, понять главную мысль поэта.

План анализа стихотворения по литературе

В этом случае следует определиться с написанием строфы. Является ли она законченной мыслью или ее выражают несколько из них? В этом пункте анализа существует один нюанс. Отдельно следует написать о той роли, которую играет последняя строфа. При этом указывается, насколько значимой она является для раскрытия общей идеи и содержит ли вывод.

Стоит отметить то, что далеко не каждое стихотворение обладает выраженной композицией. Все зависит от специфики текста. При составлении схемы анализа стихотворения «Море» В. Жуковского произведение условно делят на три части. Их отличия состоят в смысловом содержании и в интонации.

В первой части читатель видит море спокойным, полным безмятежности и мира. Неизменным спутником такой стихии является чистое небо.

В этой части стихотворение имеет неторопливые интонации и плавный, завораживающий ритм. Уже с пятого четверостишья автор рисует бурю.

План анализа стихотворения по литературе

Море при этом враждебно. Тревожной становится интонация. Ритм стихотворения ускоряется. Третья часть показывает нам море после бури. С неба уже ушли тучи. Однако водная стихия все еще не пришла в спокойное состояние. Интонация вновь понижается, но тревожные нотки все еще слышны.

Лингвистический анализ

После рассмотрения всех изложенных выше пунктов указывается та лексика, которая используется автором в своем произведении. Схема лингвистического анализа стихотворения содержит в себе перечисление всех литературных приемов, художественных средств и точное определение стихотворного размера.

Указать в данном пункте следует и использованные в произведении архаизмы и неологизмы, окказионализмы, а также лексику (бытовую и публицистическую, книжную и повседневную).

При проведении анализа школьники чаще всего ограничиваются размером строк стихотворения, указывая на применение ямба или хорея, дактиля, анапеста или амфибрахия.

Также они изображают его графический рисунок и определяют количество стоп – единиц поэтического произведения.

Также школьниками указываются тропы, которыми являются сравнения и эпитеты, аллегории и олицетворения, метафоры и гиперболы.

План анализа стихотворения по литературе

Студентам университетов анализ необходим более детальный. Они должны подробно расписать те средства, которые используются в поэтическом синтаксисе.

Для выполнения задания понадобится дать указание и на интонационные фигуры, в числе которых обращение и восклицание, риторический вопрос и анафора, стык и градация, параллелизм и пропуск, антитеза и эпифора, бессоюзие и инверсия, сопоставление противоположностей и инвектива.

Помимо этого, по требованиям вуза в таком анализе должна быть детально расписана поэтическая лексика, подробно обозначена рифма (точная, смежная, мужская), указаны ритмообразующие компоненты (концевые паузы, метрические ударения, внутренние созвучия и проч.).

Правильно составленный анализ произведения позволит открыть в нем что-либо новое, незамеченное при чтении. Также выполнение подобного задания позволит развить литературные навыки и память. Аналогичной является и схема сопоставительного анализа стихотворений. Только в этом случае рассматриваются два произведения, которые сравниваются между собой по всем вышеизложенным пунктам.

Источник: https://www.syl.ru/article/370916/shema-analiza-stihotvoreniya-po-literature

План анализа стихотворения

Анализ лирического стихотворения

Методика анализа диктуется идейно-художественными особенностями произведения, учитывает интуитивно-иррациональное, поэтическое постижение и теоретико-логическое начало. Существуют общие принципы научного анализа поэтических произведений, основывающиеся на типологических свойствах жанров, типах лирических композиций и т.п. Анализ не должен быть случайным, фрагментарным, не должен сводиться к простой передаче впечатления или пересказу.

Анализ лирического стихотворения выявляет соответствия между распределением грамматических категорий и метрическими, строфическими корреляциями, семантикой текста. Ниже дается примерная схема целостного (многоаспектного) анализа лирического стихотворения в единстве его формальных и содержательных сторон (в соответствии с поэтическим миром и художественной системой автора).

Схема разбора

План анализа стихотворения

  • Творческая история произведения (дата написания, текстология-история возникновения и судьба текста художественного произведения);
  • место стихотворения в творческой биографии поэта;
  • историко-литературный, бытовой контекст;
  • реально-биографический комментарий, критические оценки.

Тип лирического стихотворения

  • медитативная (философская: передает переживания, размышления поэта о жизни и смерти, о природе, любви, дружбе ),
  • медитативно-изобразительная,
  • изобразительная лирика.

Специфика жанровой формы

  • элегия,
  • баллада,
  • сонет,
  • послание и др.

В современных филологических исследованиях творчески используются и дополняют друг друга методологии различных научных систем, каждая из которых по-своему значима в истории критической мысли.

Читайте также:  Как составить тезисный план текста?

Анализ поэтического произведения

План анализа стихотворения

  • Элементы к стихотворению:
  1. Время (место) написания, история создания;
  2. Жанровое своеобразие;
  3. Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.);
  4. Пояснение неясных мест, сложных метафор и прочие расшифровки.
  • Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя.
  • Движение авторской мысли, чувства от начала к концу стихотворения.
  • Взаимообусловленность содержания стихотворения и его художественной формы:
  1. Композиционные решения;
  2. Особенности самовыражения лирического героя и характер повествования;
  3. Звуковой ряд стихотворения, использование звукозаписи, ассонанса, аллитерации;
  4. Ритм, строфика, графика, их смысловая роль;
  5. Мотивированность и точность использования выразительных средств.
  • Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные — любые).
  • Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения.
  • Дополнительные (свободные) размышления.

Анализ поэтического текста

Приступая к анализу поэтического произведения, необходимо определить непосредственное содержание лирического произведения — переживание, чувство.

Определить «принадлежность» чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении: лирический герой (образ, в котором выражены эти чувства):

  • определить предмет описания и его связь с поэтической идеей (прямая — косвенная);
  • определить организацию (композицию) лирического произведения;
  • определить своеобразие использования изобразительных средств автором (активное — скупое);
  • определить лексический рисунок (просторечие- книжно-литературная лексика…);
  • определить ритмику (однородная — неоднородная; ритмическое движение);
  • определить звуковой рисунок;
  • определить интонацию (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику.

Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики — синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов.

  • выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
  • определить своеобразие и активность использования тропов
  1. ЭПИТЕТ — художественное определение;
  2. СРАВНЕНИЕ — сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого;
  3. АЛЛЕГОРИЯ (иносказание) — изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы;
  4. ИРОНИЯ — скрытая насмешка;
  5. ГИПЕРБОЛА — художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление;
  6. ЛИТОТА — художественное преуменьшение;
  7. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ — даром речи, способностью мыслить и чувствовать;
  8. МЕТАФОРА — скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.
  • риторические вопросы, обращения, восклицания — они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа;
  • повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений;
  • антитезы – противопоставления;

Использование звукоподражаний, звукозаписи — звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.)

  1. Аллитерация – повторение согласных звуков;
  2. Ассонанс – повторение гласных звуков;
  3. Анафора — единоначалия;

Необходимо:

  • определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
  • выяснить стройность композиционного построения, его подчиненность выражению определенной мысли;
  • определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)
  • определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
  • выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).

Анализ поэтического текста включает в себя решение трёх вопросов: истолкование, восприятие, оценка. Речь может идти о вашем личном интеллектуально-эмоциональном восприятии стихотворения. Вы можете написать о том, какой отклик нашло в вас это произведение, какие мысли и чувства вызвало.

Также речь может идти о восприятии стихотворения современниками автора, его единомышленниками и оппонентами, критиками, литературоведами, композиторами, художниками.

Истолкование есть анализ стихотворения в единстве его содержания и формы. Анализировать стихотворение необходимо с учётом контекста творчества автора и русской поэзии в целом, а также своеобразия лирики как рода литературы.

В сочинении возможны ссылки на истолкование стихотворения специалистами-литературоведами, сопоставление различных точек зрения. Оценка – это замечание о той или иной стороне мастерства автора стихотворения и вывод о художественной ценности исследуемого текста, месте произведения в творчестве автора, литературе в целом.

Оценка – это и точка зрения других авторов, и ваше собственное мнение, сформировавшееся в процессе анализа произведения.

План разбора лирического стихотворения

  • Дата написания.
  • Реально-биографический и фактический комментарий.
  • Жанровое своеобразие.
  • Идейное содержание.
  • Ведущая тема.
  • Основная мысль.
  • Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике.
  • Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
  • Преобладание общественных или личных интонаций.
  • Структура стихотворения. Сопоставление и развитие основных словесных образов по сходству, по контрасту, по смежности, по ассоциации, по умозаключению.
    Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором (метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза).
  • Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур (повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание).
    Основные особенности ритмики (тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих; ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест).
  • Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм.
    Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима, октава, сонет, “онегинская” строфа).
  • Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.

План анализа стихотворения

  • Какое настроение становится для стихотворения определяющим в целом. Меняются ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да — благодаря каким словам мы об этом догадываемся.
  • Есть ли в стихотворении конфликт, для определения конфликта выявить из стихотворения слова, которые условно можно назвать положительно эмоционально окрашенными и отрицательно эмоционально окрашенными, выявить ключевые слова среди положительных и отрицательно эмоционально окрашенных в этих цепочках.
  • Есть ли в стихотворении цепочки слов, связанных ассоциативно или фонетически (по ассоциациям или по звукам).
  • В какой строфе можно выделить кульминацию, есть ли в стихотворении развязка, если да, то какая.
  • Какая строка становится смыслом для создания стихотворения. Роль первой строки (какая музыка звучит в душе поэта, когда он берется за перо).
  • Роль последней строки. Какие слова, которыми он может закончить стихотворение, представляются поэту особенно значимыми.
  • Роль звуков в стихотворении.
  • Цвет стихотворения.
  • Категория времени в стихотворении (значение прошлого, настоящего и будущего).
  • Категория пространства (реального и астрального).
  • Степень замкнутости автора, есть ли обращение к читателю или адресату?
  • Особенности композиции стихотворения.
  • Жанр стихотворения (разновидность: философское размышление, элегия, ода, басня, баллада).
  • Литературное направление, если можно определить.
  • Значение художественных средств (сравнение, метафора, гипербола, антитеза, аллитерации, оксюморон).
  • Мое восприятие этого стихотворения.
  • Если есть необходимость обратиться к истории создания, году создания, значение этого стихотворения в творчестве поэта. Условия, место. Есть ли в творчестве этого поэта стихотворения, сходные с ним, можно ли сравнить это стихотворение с творчеством другого поэта.

Источник: https://taganova.ucoz.net/load/egeh_literatura/plan_analiza_stikhotvorenija/3-1-0-6

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector