Прежде всего, письменный анализ произведения — это способ выразить свою точку зрения, показать своё видение сюжета и обосновать свои выводы, применяя примеры из текста словами или целыми строфами.
На всём протяжении написания сочинения-анализа нужно возвращаться к оригиналу и приводить как можно больше примеров.
План анализа
Слова и строчки, взятые из текста, оформляются заключением в кавычки:
«Осенние листья по ветру кружат, Осенние листья в тревоге вопят»
При анализе самое главное — придерживаться плана, схемы. Важно не упустить нужные детали при разборе стиха. Целостный, подробный или примерный анализ стихотворного текста пишется произвольно, как сочинение, постепенно добавляя информацию и собственное мнение. План можно разделить на несколько пунктов:
- Дата написания, автор;
- Название стихотворения, тема и идея;
- Сюжет;
- Композиция стихотворения;
- Разбор образов, их характеристика;
- Художественные средства, к которым прибегнул автор;
- Рифма;
- Стихотворный размер;
- Тропы;
- Фигуры;
- Вывод, собственное отношение к произведению;
Дата написания и автор
Здесь пишется краткая историческая информация об авторе и дате написания, к какому литературному направлению относится творчество поэта. Например, поэт Фёдор Сологуб — символист.
Литературные направления — модернизм, реализм, футуризм, символизм, акмеизм, романтизм. Описываются события, предшествующие или подтолкнувшие к написанию либо последовавшие после написания и публикации, оставившие след в творчестве поэта.
В стихотворении, написанном или посвящённом определённому лицу, указываются личность и мотивы, обстоятельства. Описываются настроение и мысли, которые вызывает произведение.
Название, тема и идея
В названии важно раскрыть причины и смысл, объяснить, почему именно такое название выбрал автор. Правильно выбрать жанровое своеобразие стихотворения:
- Баллада — драматическая песня;
- Ода — торжественны стих, прославляющий человека или событие;
- Элегия — печальное, грустное произведение, проникнутое философскими раздумьями;
- Лирическое стихотворение — лирика. Может быть: пейзажная, гражданская, философская, интимная;
- Послание — обращение к конкретному адресату;
- Сонет — четырнадцать строк;
- Сатира — высмеивание пороков людей и общества;
- Басня — короткий рассказ в стихах;
- Белый стих — стих без рифмы;
- Романс — о любви;
Идейно-тематический разбор предполагает сформулировать и проанализировать общую идею стихотворения: какое настроение преобладает, какую главную мысль хотел донести автор и обозначить собственное понимание. Основываясь на своём видении, дать характеристику и раскрыть смысл, тематику произведения и его названия, если оно имеется.
Сюжет, композиция и разбор образов
Описывается сюжет, если он есть, описываются образы событий. Когда сюжет не выражен, то он передается через образы чувств. Выявляется основа содержания стихотворения. Проводится сравнительная характеристика главных героев.
В композиции описываются все строфы по порядку. Содержание, смысл, содержит ли последняя строфа вывод. При лингвистическом анализе текста делается разбор по всем строфам, выявляя и разбирая образы (существительные).
Художественные средства
Какую лексику использует автор для создания художественных образов и присутствуют ли в тексте архаизмы (слова, вышедшие из употребления, которые бывают недоступны для понимания). Примеры:
- «Слышу трепет крыл …
- Бьёт в меня светящими очами
- Ангел бури — Азраил!»
- «Стерегите, злые звери,
- Чтобы ангелам самим
- Не поднять меня крылами ,
- Не вскружить меня хвалами…»
- «Я укрыт до времени в приделе,
- Но растут великие крыла»
Другие худ. средства, которые стоит обозначить при анализе:
- Синонимы (слова, имеющие сходный смысл). Пример: образец — пример, конструкция — структура, тональность — настроенность и т. д.
- Антонимы (слова, которые можно противопоставить друг другу, являются одной и той же частью речи). Например: прогрессивный — регрессивный, абстрактный — конкретный, мир — война, анализировать — синтезировать.
- Омонимы (слова, пишущиеся одинаково, но имеющие различный смысл). Пример: дипломат — это чемодан и дипломат — это должностное лицо внешнеполитического ведомства государства.
- Профессионализмы (слова, наиболее часто распространённые у представителей той или иной профессии). Например: метеорология, азимут, атмосфера, гигрометр — слова, хорошо понятные для метеорологов.
- Устаревшие слова (в современном языке заменённые другим словом). Пример: черевички — женские башмаки на каблучках с острым носом. В современном языке не употребляется.
Можно указать на глаголы, используемые в тексте либо на затрагивание времени: прошлое, настоящее, будущее.
Поэтическая рифма
Определить рифму, используемую в стихотворении. От того, куда падает ударение, происходит подразделение на следующие виды:
- Мужская (ударение приходится на последний слог): С утра на полдень едет он, Дорога далека. Свет белый с четырёх сторон, А сверху — облака.
- Женская (ударение падает на предпоследний слог): Весь мир уничтожен — Ни света, ни мрака — Обрывками кожи До первого знака.
- Гипердактилическая (четырёхсложная рифма): Холод, тело тайно сковывающий, Холод, душу очаровывающий. От луны лучи протягиваются, К сердцу иглами притрагиваются .
- Дактилическая (трёхсложная): К малышу сегодня в садике Приходили вновь солдатики.
Определить рифму на точность звучания. Рифма может быть:
- Составная (два или более слова);
- Усечённая: Свищет вполголоса арии, Блеском и шумом пьяна, — Здесь на ночном тротуаре, Вольная птица она! Детски балуется с локоном, Вьющимся дерзко к глазам, То вдруг наклонится к окнам, Смотрит на радужный хлам;
- Бедная (рифмующиеся слова — в наибольшей степени распространённые, преимущественно однородной части речи, подобрать рифму к которым не составит труда): Твоих лучей небесной силою Вся жизнь моя озарена. Умру ли я, ты над могилою Гори, гори, моя звезда!
- Богатая (характерно почти полное совпадение в рифмуемых словах): По станице тополи Гнутся на ветру. По станице топали Кони поутру;
- Ассонансная (созвучие гласных звуков): Мне хочется домой, в огромность Квартиры, наводящей грусть. Войду, сниму пальто, опомнюсь, Огнями улиц озарюсь;
- Йотированная (в рифмующем слове будет присутствовать «й»): Мы растём, развёртывая плечи, Завоёвываем воздух, радио, кино; Но — сквозь новый облик человечий Просквозит внезапно век иной;
Следом необходимо определить стихотворный размер:
- Хорей (двухсложный стихотворный размер).
- Ямб (слог долгий и короткий).
- Дактиль (трёхсложный размер стиха).
- Амфибрахий (трёхсложный стихотворный размер, ударение падает, преимущественно на второй слог).
- Анапест (трёхсложный размер стиха, третий слог ударный, остальные — безударные).
Тропы и фигуры
Тропы — фразы и слова, используемые в образном и переносном значении. К тропам могут относиться эпитет (определение предмета, придающее художественную окраску) или аллегория (скрытый смысл), сарказм (ирония в высшей степени, чаще всего высмеивание и принижение кого-либо) или ирония (добрая или горькая насмешка), олицетворение (присвоение неодушевлённым предметам признаков одушевлённых) или перифраз (замена одного слова описательным словосочетанием) и т. д.
Фигуры — обороты, применяемые автором для создания выразительности. Здесь можно отметить всяческие повторы как слов, так и союзов. Преднамеренное нарушение построения предложения. Отметить использование в тексте риторических вопросов или риторических восклицаний.
Вывод, собственное отношение к произведению
В выводе важно дать собственную характеристику анализируемому произведению. Можно соглашаться с автором или опровергать его мнение. В школьной программе обучения в разных классах предъявляются различные требования к написанию комплексного анализа стихотворения, но в первую очередь личное эмоциональное восприятие и интерпретация. Почувствовать себя критиком будет захватывающе, находясь на обучении в любом классе. На каждом этапе своей жизни нужно уметь и учиться отстаивать собственное мнение.
Источник: https://nauka.club/literatura/plan-analiza-stikhotvoreniya.html
План анализа стихотворения по литературе 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классы
Краткий план анализа стихотворения — это основные пункты, по которым ученик описывает историю создания произведения, его сюжет, композицию, средства, помогающие автору передать чувства, позицию и характеры героев. Глубина и объем такой работы в школе усложняется от класса к классу.
Как составить план стихотворения
План требуется для структуры и логичной подачи информации. Учителя советуют школьникам для его составления такой алгоритм:
- Определить, о чем произведение. Какими образами и как автор выражает мысли и чувства.
- Найти в тексте основного героя (что или кого описывает автор), определить связь с идеей всего произведения.
- С какой интонацией построен стих.
- Определить композицию стиха.
- Отметить, насколько глубоко автор пользуется изобразительными средствами (подробное описание или краткое, в общих чертах).
- Найти ритмику, ритмическое движение.
- Определить звуковой рисунок.
Порядок составления плана
В среднем звене ученикам важно научиться понимать смысл, эмоции произведения и уметь рассказать о своем личном отношении к прочитанному.
5 класс
Примерный план анализа стихотворения 5 класс (основные пункты):
- Название, автор.
- Эмоциональное восприятие текста.
- Как и какими словами описывается пейзаж, ситуации (словесное рисование).
- Какие обороты речи, слова помогают передать чувства автора (работа на лексическом уровне).
- Определение темы стихотворения, его основной мысли.
- Образ лирического героя.
- Отношение к прочитанному.
6 класс
В 6 классе больше внимания уделяют средствам, помогающим выразить чувства автора. Как выглядит план анализа стихотворения по литературе для 6 класса, по пунктам:
- Название, автор.
- Тема стихотворения (о чем оно).
- Основная мысль (что хотел сказать автор).
- Какую картину рисует автор в своем произведении (описать, обратить внимание на детали, цветовую гамму, слова).
- Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
- Главные образы стихотворения.
- Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
- Собственное отношение к прочитанному.
7 класс
Чем дальше, тем сложнее. При составлении плана анализа стихотворения по литературе в 7 классе уже учитывают более глубокие знания о структуре и построении подобных произведений, добавляют пункт о ритме и рифме:
- Название, автор.
- Тема стихотворения (о чем оно).
- Основная мысль (что хотел сказать автор, как он относится к тому, о чем говорит).
- Какие мысли и чувства возникают при чтении.
- Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
- Главные образы стихотворения.
- Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
- Ритм и рифма, как они влияют на настроение и мелодичность произведения.
- Какие строчки запомнились больше всего. Почему?
- Собственное отношение к прочитанному.
Старшие классы
В старших классах требования к анализу еще повышаются. Ученики работают с произведением глубже, детальнее. Подробный план анализа стихотворения в 9 классе (с примерами размера, рифмы, ритма):
- Название, автор.
- История создания стихотворения. Когда написано, кому посвящено, место произведения в творчестве поэта и его вклад в литературу того времени.
- Тема стихотворения (пейзаж, философская, общественно-политическая, интимная, любовная, историческая). Сюжет (есть или отсутствует).
- Художественные средства, которыми автор создает образы. Лексика (бытовая, повседневная, литературная, книжная, публицистическая, устаревшие слова, архаизмы).
- Композиция. Указать основное настроение, чувство, переживание. Отметить стройность построения, подчиненность одной мысли. Выделить лирическую ситуацию, описанную в стихотворении (любовный конфликт, внутренний конфликт, переживание и т. д.). Определить эмоциональный рисунок, основные части произведения и их взаимосвязь. Указать, какая жизненная ситуация спровоцировала переживания (если есть).
- Композиционное деление на строфы. В каждой строфе отражена законченная мысль или отображается только ее часть. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Содержит ли последняя строфа вывод, раскрытие идеи произведения.
- Размер. Акцентный стих, амфибрахий, анапест, верлибр (свободный или белый стих), дактиль, дольник, хорей 3-стопный, ямб 4-стопный.
- Рифма. Анафоры (одинаковое начало строчек), переносы (значение переносимого слова подчеркивается, на нем делается смысловой акцент), парная (аабб), перекрестная (абаб), кольцевая (абба).
- Поэтическая лексика. Выяснить, какие группы общеупотребительной лексики используются больше всего (антонимы, архаизмы, неологизмы, омонимы, синонимы). Определить, насколько близок язык автора к разговорному. Определить своеобразие, активность использования тропов (слов и оборотов, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении). Найти (если есть) аллегории, гиперболы, иронию, литоты, метафоры, олицетворение, эпитеты, параллелизм, сравнение.
- Стилистические фигуры (поэтический синтаксис). Рассмотреть приемы и фигуры поэтической речи в произведении (антитеза или противопоставление, градация, инверсия, риторический вопрос, обращение, повторы или рефрен, умолчание, открытая, невысказанная мысль).
- Поэтическая фонетика. Использование звукоподражаний, звуковых повторов, создающих звуковой рисунок речи (аллитерация, анафора, ассонанс, эпифора).
- Образ лирического героя, образ авторского «Я». Описать, автор играет чью-то роль, рассказ идет от лица персонажа или от лица самого автора.
- Литературное направление (романтизм, модернизм, реализм, авангардизм, футуризм, сюрреализм, символизм, сентиментализм и т. д.).
- Жанр. Определить, в каком жанре написано произведение (эпиграмма, эпитафия, элегия, ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т. д.).
Пример плана и анализа по нему
Краткий план анализа стихотворения по литературе в 10 классе на примере стихотворения А.С. Пушкина «Анчар»:
- Автор и название стихотворения.
- История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
- Жанр стихотворения.
- Тема, идея, основная мысль стихотворения.
- Композиция стихотворения, его деление на строфы.
- Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
- С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
- Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
- Значение этого стихотворения в творчестве поэта.
- Мое восприятие стихотворения.
Анализ стихотворения:
Проанализируем стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Анчар». Поэт написал его в 1828 году, через 2 года после возвращения из ссылки. Историки указывают, что замысел для написания «Анчара» родился из-за дела, возбужденного против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». В этом произведении автор приводит печальные размышления о природе власти в виде завуалированных аллегорий. Что вдохновило автора выбрать такую сюжетную линию: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше (он рассказывал в них о растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осужденных на смертную казнь). Сюжет вдохновил Пушкина, и он переработал его в соответствии со своим замыслом. Это стихотворение нередко относят к лирическим, но частично оно является балладой, благодаря событийному сюжету. Основная тема стихотворения — пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Эта тема на тот момент резонировала с автором, что сделало стихотворение эмоционально глубоким и убедительным. Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда все живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который нарушает природный закон. Таким образом, идея произведения заключается в том, что «непобедимый владыка», который послал своего раба к анчару, — зло во много раз большее, чем ядовитое дерево. Владыка знал, что погибнет раб, и жаждал использовать добытый яд, чтобы нести смерть дальше. Однако повинна не одна власть. Рабы виноваты не меньше: тирания процветает благодаря своим рабам. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения. Стих делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую — четыре. Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, как символ зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным — ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок ядом. Во второй части произведения поэт описывает владыку, который, не колеблясь, отправляет раба умирать ради добычи яда (он планирует дальнейшие завоевания). Раб подчиняется ему беспрекословно. Мысли и чувства лирического героя меняются на протяжении повествования. Вначале повествование довольно спокойное, но уже присутствует зловещий холодок и грозные интонации. Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему. Автор использовал такие художественные средства, как:
В стихотворении несложно проследить антитезу «царь — раб». Для ее создания А.С. Пушкин использовал эпитеты («бедный раб» — «непобедимый владыка») и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потек, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно». |
Источник: https://go2school.ru/poleznoe/kak-pisat-plan-analiza-stikhotvoreniya-po-literature