Как определить форму литературного произведения?

Форма и содержание — это две стороны художественного произведения, выделяющиеся только в ходе его анализа. Непосредственно в самом произведении форма и содержание составляют художественное целое и всегда неотделимы друг от друга.

Содержание – это смысл литературного произведения, который воплощен в особой, образной форме.

Содержание и форма литературного произведенияСодержание и форма. Поэтика

Изучение содержания с разных сторон ведет от неглубоких, поверхностных суждений об избранном писателем материале к верному пониманию настроений, идей, мировосприятия автора, которые выражены в произведении.

В содержании литературного произведения различают три стороны:

  • Тема (совокупность тем – тематика);
  • Проблема (совокупность проблем – проблематика);
  • Авторская позиция.

Тематикой называется совокупность тем (основных и побочных) литературного произведения или ряда произведений одного автора, или группы, направления, школы.

Тема – это предмет повествования, изложения, изображения; то, о чем говорит автор в произведении.

Темой литературного произведения может стать каждое явление действительности – живые лица, события, представители разных слоев общества, отношения личной и общественной жизни, переживания, мысли т.д.

Проблематика – это идейное осмысление автором социальных характеров, изображенных в произведении. Это осмысление состоит в том, что автор выделяет и усиливает стороны, свойства, отношения изображаемых характеров, которые о, опираясь на свое идейное миросозерцание, считает наиболее важными.

Авторская позиция в художественном произведении – это авторское понимание жизни, ее оценка, оценка изображенных характеров.

Существует несколько способов выражения авторской позиции:

  • Прямое высказывание автора;
  • Близкий к автору отдельный герой;
  • Через особенности поведения персонажа, его портрет.

Кроме перечисленных способов авторская позиция может выражаться при помощи заглавия произведения, эпиграфов, образов природы и мира вещей, в драматическом произведении авторская позиция может выражаться также ремарками.

Форма литературного произведения

Форма — это способ обнаружения содержания литературных произведений, которое всегда каким-либо образом оформлено. Элементы содержания не могут существовать вне формы.

Литературно-художественная форма многоплановое, сложное явление. Анализ формы художественного произведения предполагает изучение трех его основных сторон:

  • Предметной изобразительности
  • Композиции
  • Речевого строя.

Первым компонентом формы является предметная изобразительность. Предметная изобразительность – это все изображенные автором жизненные явления – события, вымышленные и происходившие в жизни реально, взаимоотношения между людьми, материальный мир, участники событий и их биографии.

Вторым компонентом формы является композиция. В процессе анализа композиции изучаются отношения между всеми сторонами формы. Именно в композиции проясняется замысел писателя, реализованный в произведении.

В речевом строе произведения проявляется специфика литературы как вида искусства. В качестве материала словесного творчества выступает язык. Он является неким аналогом звуком музыканта, красок художника, любого материала, из которого создаются произведения искусства.

Именно форма литературных произведений отличает литературу от других форм речевой деятельности – публицистической, научно статьи, информационного сообщения, реферата, доклада и т.д. О человеке, о мире, окружающем его можно говорить по-разному.

Писатель говорит об этом таким образом, что даже если повторяется и перекликается с кем-либо из современников или предшественников, он все равно остается неповторимым т уникальным. Мысли, чувства, выраженные писателем в своем произведении, неотделимы от художественной формы, созданной им и присущей только ему.

Единство формы и содержания в художественном произведении

Художественное произведение – это внутреннее единство формы и содержания. Понятия содержания и формы неразрывно связаны друг с другом. Чем сложнее содержание произведения, тем богаче должна быть его форма. О многообразии содержания можно судить по художественной форме.

Категории «форма» и «содержание» были введены в классической немецкой эссеистике. По утверждению Гегеля, «содержанием искусства является идеал, а формой – чувственное образное воплощение».

Творческая специфика искусства, согласно Гегелю, заключается в взаимопроникновении «образа» и «идеала». Ведущим пафосом учения Гегеля является подчинение всех деталей изображения определенному духовному содержанию. Из творческой концепции возникает целостность произведения.

Единство произведения – это подчинение всех его деталей, частей идее, оно не внешнее, а внутреннее.

Содержание и форма литературы являются основополагающими литературоведческими понятиями, обобщающими в себе представления о внутренних и внешних сторонах литературного произведения и при этом опирающимися на философские категории содержания и формы.

Так как содержание может существовать только в форме, материи, то любое изменении формы одновременно является изменением содержания, и наоборот.

Понятия формы и содержания укоренились в теоретической поэтике. Еще Аристотель в своей работе «Поэтика» выделял «что» и «как» (предмет изображения и средства изображения). Художественная литература – это множество литературных произведений, каждое из которых является самостоятельным целым.

Единство произведения является одной из важнейших проблем в истории эстетической мысли. Еще в эпоху античности разрабатывались требования к художественным жанрам, а нормативной считалась эстетика классицизма.

Читайте также:  Какое правильное дефисное написание слов?

В 19 веке критерий художественного единства объединял критиков самых разных направлений, однако требование согласованности частей и целого в произведении, художественного единства оставалось неизменным.

Источник: https://spravochnick.ru/literatura/soderzhanie_i_forma_literaturnogo_proizvedeniya/

ПОЭТИКА

ПОЭТИКА (греческое ποιητιϰ&varia;η τ&oxia;εχνη — твор­че­ское ис­кус­ст­во) — наука о системе средств выражения в литературных произведениях, одна из старейших дисциплин литературоведения.

В рас­ши­рен­ном смыс­ле сло­ва поэтика сов­па­да­ет с тео­ри­ей ли­те­ра­ту­ры, в су­жен­ном — с од­ной из об­лас­тей тео­ре­ти­че­ской поэтики. Как об­ласть тео­рии ли­те­ра­ту­ры, поэтика изу­ча­ет спе­ци­фи­ку литературных ро­дов и жан­ров, те­че­ний и на­прав­ле­ний, сти­лей и ме­то­дов, ис­сле­ду­ет за­ко­ны внут­рен­ней свя­зи и со­от­но­ше­ния разл.

уров­ней ху­доже­ст­вен­но­го це­ло­го. В за­ви­си­мо­сти от того, ка­кой ас­пект (и объ­ём по­ня­тия) вы­дви­га­ет­ся в центр ис­сле­до­ва­ния, го­во­рят, например, о поэтике ро­ман­тиз­ма, поэтика ро­ма­на, поэтика твор­че­ст­ва ка­ко­го-ли­бо пи­са­те­ля в це­лом или од­но­го про­из­ве­де­ния.

По­сколь­ку все сред­ст­ва вы­ра­же­ния в литературе в ко­неч­ном счё­те сво­дят­ся к язы­ку, поэтика мо­жет быть оп­ре­де­ле­на и как нау­ка о ху­дожественном ис­поль­зо­ва­нии средств язы­ка.

Сло­вес­ный (язы­ко­вой) текст про­из­ве­де­ния яв­ля­ет­ся един­ст­вен­ной ма­те­ри­аль­ной фор­мой су­ще­ст­во­ва­ния его со­дер­жа­ния; по не­му соз­на­ние чи­та­те­лей и ис­сле­до­ва­те­лей ре­кон­ст­руи­ру­ет со­дер­жа­ние про­из­ве­де­ния, стре­мясь или вос­соз­дать его ме­сто в куль­ту­ре его вре­ме­ни («чем был Гам­лет для Шек­спи­ра?») или впи­сать его в куль­ту­ру ме­няю­щих­ся эпох («что зна­чит Гам­лет для нас?»); но оба под­хо­да опи­ра­ют­ся в ре­зуль­та­те на сло­вес­ный текст, ис­сле­дуе­мый поэтикой. От­сю­да — важ­ность поэтики в сис­те­ме от­рас­лей ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ния.

Цель поэтики — вы­де­ле­ние и сис­те­ма­ти­за­ция эле­мен­тов тек­ста, фор­ми­рую­щих эс­те­тическое впе­чат­ле­ние от про­из­ве­де­ния.

В этом уча­ст­ву­ют все эле­мен­ты ху­дожественной ре­чи, но в различной сте­пе­ни: например, в ли­рических сти­хах ма­лую роль иг­ра­ют эле­мен­ты сю­же­та и боль­шую — рит­ми­ка и фо­ника, а в по­ве­ст­во­вательной про­зе — на­обо­рот.

Вся­кая куль­ту­ра име­ет свой на­бор средств, вы­де­ляю­щих литературные про­изве­де­ния на фо­не не­ли­те­ра­тур­ных: ог­ра­ни­че­ния на­кла­ды­ва­ют­ся на рит­ми­ку (стих), лек­си­ку и син­так­сис («по­эти­че­ский язык»), те­ма­ти­ку (из­люб­лен­ные ти­пы ге­ро­ев и со­бы­тий).

На фо­не этой сис­те­мы средств не ме­нее силь­ным эс­те­тическим воз­бу­ди­те­лем яв­ля­ют­ся и её на­ру­ше­ния: «про­за­из­мы» в по­эзии, вве­де­ние но­вых, не­тра­диционных тем в про­зе и другое.

Ис­сле­до­ватель, при­над­ле­жа­щий к той же куль­ту­ре, что и ис­сле­дуе­мое про­из­ве­де­ние, луч­ше ощу­ща­ет эти по­этические пе­ре­бои, а фон их вос­при­ни­ма­ет как не­что са­мо со­бой ра­зу­мею­щее­ся; ис­сле­до­ва­тель чу­жой куль­ту­ры, на­обо­рот, пре­ж­де все­го ощу­ща­ет об­щую сис­те­му приё­мов (пре­имущественно в её от­ли­чи­ях от при­выч­ной ему) и мень­ше — сис­те­му её на­ру­ше­ний.

Ис­сле­до­ва­ние по­этической сис­те­мы «из­нут­ри» дан­ной куль­ту­ры при­во­дит к по­строе­нию нор­ма­тив­ной поэтики (бо­лее осоз­нан­ной, как в эпо­ху клас­си­циз­ма, или ме­нее осоз­нан­ной, как в ев­ропейской литературе XIX века), ис­сле­до­ва­ние «из­вне» — к по­строе­нию опи­са­тель­ной поэтики.

До XIX века, по­ка ре­гио­наль­ные литературы бы­ли замк­ну­ты и тра­ди­цио­на­ли­стич­ны, гос­под­ство­вал нор­ма­тив­ный тип поэтики; ста­нов­ле­ние все­мир­ной лит-ры (на­чи­ная с эпо­хи ро­ман­тиз­ма) вы­дви­га­ет на пер­вый план за­да­чу соз­да­ния опи­са­тель­ной по­эти­ки.

Обыч­но раз­ли­ча­ют­ся об­щая поэтика (тео­ре­ти­че­ская, или сис­те­ма­ти­че­ская, — «мак­ро­по­эти­ка»), ча­ст­ная поэтика (или соб­ст­вен­но опи­са­тель­ная — «мик­ро­по­эти­ка») и ис­то­ри­че­ская по­эти­ка.

Об­щая П. де­лит­ся на три об­лас­ти, изу­чаю­щие со­от­вет­ст­вен­но зву­ко­вое, сло­вес­ное и об­раз­ное строе­ние тек­ста; цель об­щей П. – со­ста­вить пол­ный сис­те­ма­ти­зи­ров. ре­пер­ту­ар приё­мов (эс­те­ти­че­ски дей­ст­вен­ных эле­мен­тов), ох­ва­ты­ваю­щих все эти три об­лас­ти.

В зву­ко­вом строе про­из­ве­де­ния изу­ча­ют­ся фо­ни­ка и рит­ми­ка, а при­ме­ни­тель­но к сти­ху – так­же мет­ри­ка и стро­фи­ка. Т.к. пре­иму­ще­ст­вен­ный ма­те­ри­ал для изу­че­ния здесь да­ют сти­хотв. тек­сты, то эта об­ласть час­то на­зы­ва­ет­ся (слиш­ком уз­ко) сти­хо­ве­де­ни­ем.

В сло­вес­ном строе изу­ча­ют­ся осо­бен­но­сти лек­си­ки, мор­фо­ло­гии и син­так­си­са про­из­ве­де­ния; со­от­вет­ст­вую­щая об­ласть на­зы­ва­ет­ся сти­ли­сти­кой (на­сколь­ко сов­па­да­ют ме­ж­ду со­бой сти­ли­сти­ка как ли­те­ра­ту­ро­вед­че­ская и как лин­гвис­тич. дис­ци­п­ли­на, еди­но­го мне­ния нет).

Осо­бен­но­сти лек­си­ки («от­бор слов») и син­так­си­са («со­еди­не­ние слов») из­дав­на изу­ча­лись поэтикой и ри­то­ри­кой, где они учи­ты­ва­лись как тро­пы и фи­гу­ры ре­чи; осо­бен­но­сти мор­фо­ло­гии («по­эзия грам­ма­ти­ки») ста­ли в поэтике пред­ме­том рас­смот­ре­ния лишь в са­мое по­след­нее вре­мя.

В об­раз­ном строе про­из­ве­де­ния изу­ча­ют­ся об­ра­зы (пер­со­на­жи и пред­ме­ты), мо­ти­вы (дей­ст­вия и по­ступ­ки), сю­же­ты (связ­ные со­во­куп­но­сти дей­ст­вий); эта об­ласть на­зы­ва­ет­ся «то­пи­кой» (тра­ди­ци­он­ное название), «те­ма­ти­кой» (Б.В. То­ма­шев­ский) или поэтикой в уз­ком смыс­ле сло­ва (Б.И. Яр­хо).

Ес­ли сти­хо­ве­де­ние и сти­ли­сти­ка раз­ра­ба­ты­ва­лись в поэтике с древ­ней­ших вре­мён, то то­пи­ка, на­обо­рот, раз­ра­ба­ты­ва­лась ма­ло, так как ка­за­лось, что ху­дожественный мир про­из­ве­де­ния ни­чем не от­ли­ча­ет­ся от дей­ст­ви­тель­но­го ми­ра; по­это­му здесь ещё не вы­ра­бо­та­на да­же об­ще­при­ня­тая клас­си­фи­ка­ция ма­те­риа­ла.

Ча­ст­ная поэтика за­ни­ма­ет­ся опи­са­ни­ем литературного про­из­ве­де­ния во всех пе­ре­чис­лен­ных вы­ше ас­пек­тах, что по­зво­ля­ет соз­дать «мо­дель» — ин­ди­ви­ду­аль­ную сис­те­му эс­те­ти­че­ски дей­ст­вен­ных свойств про­из­ве­де­ния.

Главная про­бле­ма ча­ст­ной поэтики — ком­по­зи­ция, то есть вза­им­ная со­от­не­сён­ность всех эс­те­ти­че­ски зна­чи­мых эле­мен­тов про­из­ве­де­ния (ком­по­зи­ция фо­ни­че­ская, мет­ри­че­ская, сти­ли­сти­че­ская, об­раз­но-сю­жет­ная и об­щая, их объ­е­ди­няю­щая) в их функ­цио­наль­ной вза­им­но­сти с ху­доже­ст­вен­ным це­лым.

Читайте также:  Как написать план анализа стихотворения по литературе?

Здесь су­ще­ст­вен­на раз­ни­ца ме­ж­ду ма­лой и боль­шой литературной фор­мой: в ма­лой (например, в посло­ви­це) чис­ло свя­зей ме­ж­ду эле­мен­та­ми хотя и ве­ли­ко, но не не­ис­чер­пае­мо, и роль ка­ж­до­го в сис­те­ме це­ло­го мо­жет быть по­ка­за­на все­сто­рон­не; в боль­шой фор­ме это не­воз­мож­но, и, зна­чит, часть внут­рен­них свя­зей ос­та­ёт­ся не­уч­тён­ной как эс­те­ти­че­ски не­ощу­ти­мая (например, свя­зи ме­ж­ду фо­ни­кой и сю­же­том).

При этом сле­ду­ет пом­нить, что од­ни свя­зи ак­ту­аль­ны при пер­вом чте­нии тек­ста (ко­гда ожи­да­ния чи­та­те­ля ещё не ори­ен­ти­ро­ва­ны) и от­бра­сы­ва­ют­ся при по­втор­ном, дру­гие — на­обо­рот.

Ко­неч­ны­ми по­ня­тия­ми, к ко­то­рым мо­гут быть воз­ве­де­ны при ана­ли­зе все сред­ст­ва вы­ра­же­ния, яв­ля­ют­ся «об­раз ми­ра» (с его основными ха­рак­те­ри­сти­ка­ми, ху­дожественным вре­ме­нем и ху­дожественным про­стран­ст­вом) и «об­раз ав­то­ра», взаи­мо­дей­ст­вие ко­то­рых пред­став­ля­ет «точ­ку зре­ния», оп­ре­де­ляю­щую всё глав­ное в струк­ту­ре про­из­ве­де­ния.

Эти три по­ня­тия вы­дви­ну­лись в поэтике на опы­те изу­че­ния литературы XII-XX веков; до это­го ев­ропейская поэтика до­воль­ст­во­ва­лась уп­ро­щён­ным раз­ли­че­ни­ем трёх литературных ро­дов: дра­мы (даю­щей об­раз ми­ра), ли­ри­ки (даю­щей об­раз ав­то­ра) и про­ме­жу­точ­но­го ме­ж­ду ни­ми эпо­са (так у Ари­сто­те­ля).

Ос­но­вой ча­ст­ной поэтики («мик­ро­по­эти­ки») яв­ля­ют­ся опи­са­ния отдельного про­из­ве­де­ния, но воз­мож­ны и бо­лее обоб­щён­ные опи­са­ния групп про­из­ве­де­ний (од­но­го цик­ла, од­но­го ав­то­ра, жан­ра, литературного на­прав­ле­ния, ис­то­рической эпо­хи).

Та­кие опи­са­ния мо­гут быть фор­ма­ли­зо­ваны до пе­реч­ня ис­ход­ных эле­мен­тов мо­де­ли и спи­ска пра­вил их со­еди­не­ния; в ре­зуль­та­те по­сле­до­ва­тель­но­го при­ме­не­ния этих пра­вил как бы ими­ти­ру­ет­ся про­цесс по­сте­пен­но­го соз­да­ния про­из­ве­де­ния от те­ма­тического и идей­но­го за­мыс­ла до окон­ча­тель­но­го сло­вес­но­го оформ­ле­ния (так называемая ге­не­ра­тив­ная по­эти­ка).

Ис­то­ри­че­ская поэтика изу­ча­ет эво­лю­цию отдельных по­этических приё­мов и их сис­тем с по­мо­щью срав­ни­тель­но-ис­то­ри­че­ско­го ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ния, вы­яв­ляя об­щие чер­ты по­этических сис­тем различных куль­тур и сво­дя их или (ге­не­ти­че­ски) к об­ще­му ис­точ­ни­ку, или (ти­по­ло­ги­че­ски) к уни­вер­саль­ным за­ко­но­мер­но­стям че­ло­ве­че­ско­го соз­на­ния.

Кор­ни литературной сло­вес­но­сти ухо­дят в уст­ную сло­вес­ность, ко­то­рая и пред­став­ля­ет со­бой основной ма­те­ри­ал ис­то­рической поэтики, по­зво­ляю­щий ино­гда ре­кон­ст­руи­ро­вать ход раз­ви­тия отдельных об­ра­зов, сти­ли­стических фи­гур и сти­хотворных раз­ме­ров до глу­бо­кой (например, об­ще­ин­до­ев­ро­пей­ской) древ­но­сти.

Главная про­бле­ма ис­то­рической поэтики — жанр в са­мом ши­ро­ком смыс­ле сло­ва, от ху­дожественной сло­вес­но­сти в це­лом до та­ких её раз­но­вид­но­стей, как «ев­ро­пей­ская лю­бов­ная эле­гия», «клас­си­ци­стическая тра­ге­дия», «свет­ская по­весть», «пси­хо­ло­гический ро­ман» и другие, — то есть ис­то­ри­че­ски сло­жив­шая­ся со­во­куп­ность по­этических эле­мен­тов раз­но­го ро­да, не­вы­во­ди­мых друг из дру­га, но ас­со­ции­рую­щих­ся друг с дру­гом в ре­зуль­та­те дол­го­го со­су­ще­ст­во­ва­ния.

И гра­ни­цы, от­де­ляю­щие ли­те­ра­ту­ру от не­ли­те­ра­ту­ры, и гра­ни­цы, от­де­ляю­щие жанр от жан­ра, из­мен­чи­вы, при­чём эпо­хи от­но­сит. ус­той­чи­во­сти этих по­этических сис­тем че­ре­ду­ют­ся с эпо­ха­ми де­ка­но­ни­за­ции и фор­мо­твор­че­ст­ва; эти из­ме­не­ния и изу­ча­ют­ся ис­то­рической поэтикой.

Здесь су­ще­ст­вен­на раз­ни­ца ме­ж­ду близ­ки­ми и ис­тори­че­ски (или гео­гра­фи­че­ски) да­лё­ки­ми по­этическими сис­те­ма­ми: по­след­ние обыч­но пред­став­ля­ют­ся бо­лее ка­но­нич­ны­ми и без­лич­ны­ми, а пер­вые — бо­лее раз­но­об­раз­ны­ми и свое­об­раз­ны­ми, но обыч­но это ил­лю­зия. В тра­диционной нор­ма­тив­ной поэтикой жан­ры рас­смат­ри­ва­лись об­щей поэтикой как об­ще­зна­чи­мая, от при­ро­ды ус­та­нов­лен­ная сис­те­ма.

По ме­ре на­ко­п­ле­ния опы­та поч­ти ка­ж­дая национальная литература (фольк­лор) в эпо­ху древ­но­сти и Сред­не­ве­ко­вья соз­да­ва­ла свою поэтику — свод тра­ди­ци­он­ных для неё «пра­вил» сти­хо­твор­ст­ва, «ка­та­лог» из­люб­лен­ных об­ра­зов, ме­та­фор, жан­ров, по­этических форм, спо­со­бов раз­вёр­ты­ва­ния те­мы и другое.

Та­кие «поэтики» (свое­об­раз­ная «па­мять» национальной литературы, за­кре­п­ляю­щая ху­дожественный опыт, на­став­ле­ние по­том­кам) ори­ен­ти­ро­ва­ли на сле­до­ва­ние ус­той­чи­вым по­этическим нор­мам, ос­вя­щён­ным мно­го­ве­ко­вой тра­ди­ци­ей.

За­ро­ж­де­ние ев­ропейской поэтики от­но­сит­ся к V-IV векам до нашей эры, ко­гда в уче­ни­ях со­фис­тов, эс­те­ти­ке Пла­то­на и «По­эти­ке» Ари­сто­те­ля бы­ли впер­вые на­ме­че­ны ка­тего­рии ро­да ли­те­ра­тур­но­го, раз­гра­ни­че­ны по­ня­тия со­дер­жа­ния и фор­мы («че­му под­ра­жать» и «как под­ра­жать»).

Ан­тич­ная поэтика, при­ве­дён­ная в сис­те­му учё­ны­ми алек­сан­д­рий­ской шко­лы (III-I века до нашей эры), бы­ла на­це­ле­на пре­ж­де все­го на опи­са­ние по­этических про­из­ве­де­ний; в сред­ние ве­ка поэтика при­об­ре­ла фор­му сво­да пра­вил, вклю­чив в се­бя не­ко­то­рые по­ло­же­ния ри­то­ри­ки, и в та­ком ви­де до­шла до эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния, ко­гда бы­ла обо­га­ще­на изу­че­ни­ем со­хра­нив­ших­ся па­мят­ни­ков ан­тич­ной поэтики (со­чи­не­ния Ари­сто­те­ля и Пла­то­на, Го­ра­ция, Ци­це­ро­на и Квин­ти­лиа­на).

На­ча­тая Ю.Ц. Ска­ли­ге­ром в «По­эти­ке» (1561) уни­фи­ка­ция раз­роз­нен­ных эле­мен­тов на­шла за­вер­ше­ние в про­грамм­ном про­из­ве­де­нии клас­си­циз­ма — «По­эти­че­ском ис­кус­ст­ве» Н. Буа­ло (1674). До XVIII века пред­ме­том поэтики бы­ли в осн. сти­хо­твор­ные, при­том «вы­со­кие», жан­ры.

Про­ник­но­ве­ние в поэтику идей ис­то­риз­ма, свя­зан­но­го с име­на­ми Дж. Ви­ко и И.Г. Гер­де­ра, спо­соб­ст­во­ва­ло ос­мыс­ле­нию ис­то­рической из­мен­чи­во­сти по­этических форм. Гер­дер, И.В. Гёте, а за­тем немецкие ро­ман­ти­ки вклю­чи­ли в об­ласть поэтики изу­че­ние фольк­ло­ра и про­за­ических жан­ров, по­ло­жив на­ча­ло ши­ро­ко­му по­ни­ма­нию поэтики как уче­ния о раз­ви­тии и эво­лю­ции литературных форм, ко­то­рое по­лу­чи­ло раз­ра­бот­ку в 3-м то­ме «Лек­ций по эс­те­ти­ке» Г.В.Ф. Ге­ге­ля (1838). В Рос­сии поэтика как осо­бая на­учная дис­ци­п­ли­на воз­ник­ла во 2-й половине XIX века и свя­за­на с тру­да­ми А.А. По­теб­ни и Алек­сан­д­ра Н. Ве­се­лов­ско­го.

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/poetika

Ссылка на основную публикацию