Форма и содержание — это две стороны художественного произведения, выделяющиеся только в ходе его анализа. Непосредственно в самом произведении форма и содержание составляют художественное целое и всегда неотделимы друг от друга.
Содержание – это смысл литературного произведения, который воплощен в особой, образной форме.
Содержание и форма литературного произведения
Изучение содержания с разных сторон ведет от неглубоких, поверхностных суждений об избранном писателем материале к верному пониманию настроений, идей, мировосприятия автора, которые выражены в произведении.
В содержании литературного произведения различают три стороны:
- Тема (совокупность тем – тематика);
- Проблема (совокупность проблем – проблематика);
- Авторская позиция.
Тематикой называется совокупность тем (основных и побочных) литературного произведения или ряда произведений одного автора, или группы, направления, школы.
Тема – это предмет повествования, изложения, изображения; то, о чем говорит автор в произведении.
Темой литературного произведения может стать каждое явление действительности – живые лица, события, представители разных слоев общества, отношения личной и общественной жизни, переживания, мысли т.д.
Проблематика – это идейное осмысление автором социальных характеров, изображенных в произведении. Это осмысление состоит в том, что автор выделяет и усиливает стороны, свойства, отношения изображаемых характеров, которые о, опираясь на свое идейное миросозерцание, считает наиболее важными.
Авторская позиция в художественном произведении – это авторское понимание жизни, ее оценка, оценка изображенных характеров.
Существует несколько способов выражения авторской позиции:
- Прямое высказывание автора;
- Близкий к автору отдельный герой;
- Через особенности поведения персонажа, его портрет.
Кроме перечисленных способов авторская позиция может выражаться при помощи заглавия произведения, эпиграфов, образов природы и мира вещей, в драматическом произведении авторская позиция может выражаться также ремарками.
Форма литературного произведения
Форма — это способ обнаружения содержания литературных произведений, которое всегда каким-либо образом оформлено. Элементы содержания не могут существовать вне формы.
Литературно-художественная форма многоплановое, сложное явление. Анализ формы художественного произведения предполагает изучение трех его основных сторон:
- Предметной изобразительности
- Композиции
- Речевого строя.
Первым компонентом формы является предметная изобразительность. Предметная изобразительность – это все изображенные автором жизненные явления – события, вымышленные и происходившие в жизни реально, взаимоотношения между людьми, материальный мир, участники событий и их биографии.
Вторым компонентом формы является композиция. В процессе анализа композиции изучаются отношения между всеми сторонами формы. Именно в композиции проясняется замысел писателя, реализованный в произведении.
В речевом строе произведения проявляется специфика литературы как вида искусства. В качестве материала словесного творчества выступает язык. Он является неким аналогом звуком музыканта, красок художника, любого материала, из которого создаются произведения искусства.
Именно форма литературных произведений отличает литературу от других форм речевой деятельности – публицистической, научно статьи, информационного сообщения, реферата, доклада и т.д. О человеке, о мире, окружающем его можно говорить по-разному.
Писатель говорит об этом таким образом, что даже если повторяется и перекликается с кем-либо из современников или предшественников, он все равно остается неповторимым т уникальным. Мысли, чувства, выраженные писателем в своем произведении, неотделимы от художественной формы, созданной им и присущей только ему.
Единство формы и содержания в художественном произведении
Художественное произведение – это внутреннее единство формы и содержания. Понятия содержания и формы неразрывно связаны друг с другом. Чем сложнее содержание произведения, тем богаче должна быть его форма. О многообразии содержания можно судить по художественной форме.
Категории «форма» и «содержание» были введены в классической немецкой эссеистике. По утверждению Гегеля, «содержанием искусства является идеал, а формой – чувственное образное воплощение».
Творческая специфика искусства, согласно Гегелю, заключается в взаимопроникновении «образа» и «идеала». Ведущим пафосом учения Гегеля является подчинение всех деталей изображения определенному духовному содержанию. Из творческой концепции возникает целостность произведения.
Единство произведения – это подчинение всех его деталей, частей идее, оно не внешнее, а внутреннее.
Содержание и форма литературы являются основополагающими литературоведческими понятиями, обобщающими в себе представления о внутренних и внешних сторонах литературного произведения и при этом опирающимися на философские категории содержания и формы.
Так как содержание может существовать только в форме, материи, то любое изменении формы одновременно является изменением содержания, и наоборот.
Понятия формы и содержания укоренились в теоретической поэтике. Еще Аристотель в своей работе «Поэтика» выделял «что» и «как» (предмет изображения и средства изображения). Художественная литература – это множество литературных произведений, каждое из которых является самостоятельным целым.
Единство произведения является одной из важнейших проблем в истории эстетической мысли. Еще в эпоху античности разрабатывались требования к художественным жанрам, а нормативной считалась эстетика классицизма.
В 19 веке критерий художественного единства объединял критиков самых разных направлений, однако требование согласованности частей и целого в произведении, художественного единства оставалось неизменным.
Источник: https://spravochnick.ru/literatura/soderzhanie_i_forma_literaturnogo_proizvedeniya/
ПОЭТИКА
ПОЭТИКА (греческое ποιητιϰ&varia;η τ&oxia;εχνη — творческое искусство) — наука о системе средств выражения в литературных произведениях, одна из старейших дисциплин литературоведения.
В расширенном смысле слова поэтика совпадает с теорией литературы, в суженном — с одной из областей теоретической поэтики. Как область теории литературы, поэтика изучает специфику литературных родов и жанров, течений и направлений, стилей и методов, исследует законы внутренней связи и соотношения разл.
уровней художественного целого. В зависимости от того, какой аспект (и объём понятия) выдвигается в центр исследования, говорят, например, о поэтике романтизма, поэтика романа, поэтика творчества какого-либо писателя в целом или одного произведения.
Поскольку все средства выражения в литературе в конечном счёте сводятся к языку, поэтика может быть определена и как наука о художественном использовании средств языка.
Словесный (языковой) текст произведения является единственной материальной формой существования его содержания; по нему сознание читателей и исследователей реконструирует содержание произведения, стремясь или воссоздать его место в культуре его времени («чем был Гамлет для Шекспира?») или вписать его в культуру меняющихся эпох («что значит Гамлет для нас?»); но оба подхода опираются в результате на словесный текст, исследуемый поэтикой. Отсюда — важность поэтики в системе отраслей литературоведения.
Цель поэтики — выделение и систематизация элементов текста, формирующих эстетическое впечатление от произведения.
В этом участвуют все элементы художественной речи, но в различной степени: например, в лирических стихах малую роль играют элементы сюжета и большую — ритмика и фоника, а в повествовательной прозе — наоборот.
Всякая культура имеет свой набор средств, выделяющих литературные произведения на фоне нелитературных: ограничения накладываются на ритмику (стих), лексику и синтаксис («поэтический язык»), тематику (излюбленные типы героев и событий).
На фоне этой системы средств не менее сильным эстетическим возбудителем являются и её нарушения: «прозаизмы» в поэзии, введение новых, нетрадиционных тем в прозе и другое.
Исследователь, принадлежащий к той же культуре, что и исследуемое произведение, лучше ощущает эти поэтические перебои, а фон их воспринимает как нечто само собой разумеющееся; исследователь чужой культуры, наоборот, прежде всего ощущает общую систему приёмов (преимущественно в её отличиях от привычной ему) и меньше — систему её нарушений.
Исследование поэтической системы «изнутри» данной культуры приводит к построению нормативной поэтики (более осознанной, как в эпоху классицизма, или менее осознанной, как в европейской литературе XIX века), исследование «извне» — к построению описательной поэтики.
До XIX века, пока региональные литературы были замкнуты и традиционалистичны, господствовал нормативный тип поэтики; становление всемирной лит-ры (начиная с эпохи романтизма) выдвигает на первый план задачу создания описательной поэтики.
Обычно различаются общая поэтика (теоретическая, или систематическая, — «макропоэтика»), частная поэтика (или собственно описательная — «микропоэтика») и историческая поэтика.
Общая П. делится на три области, изучающие соответственно звуковое, словесное и образное строение текста; цель общей П. – составить полный систематизиров. репертуар приёмов (эстетически действенных элементов), охватывающих все эти три области.
В звуковом строе произведения изучаются фоника и ритмика, а применительно к стиху – также метрика и строфика. Т.к. преимущественный материал для изучения здесь дают стихотв. тексты, то эта область часто называется (слишком узко) стиховедением.
В словесном строе изучаются особенности лексики, морфологии и синтаксиса произведения; соответствующая область называется стилистикой (насколько совпадают между собой стилистика как литературоведческая и как лингвистич. дисциплина, единого мнения нет).
Особенности лексики («отбор слов») и синтаксиса («соединение слов») издавна изучались поэтикой и риторикой, где они учитывались как тропы и фигуры речи; особенности морфологии («поэзия грамматики») стали в поэтике предметом рассмотрения лишь в самое последнее время.
В образном строе произведения изучаются образы (персонажи и предметы), мотивы (действия и поступки), сюжеты (связные совокупности действий); эта область называется «топикой» (традиционное название), «тематикой» (Б.В. Томашевский) или поэтикой в узком смысле слова (Б.И. Ярхо).
Если стиховедение и стилистика разрабатывались в поэтике с древнейших времён, то топика, наоборот, разрабатывалась мало, так как казалось, что художественный мир произведения ничем не отличается от действительного мира; поэтому здесь ещё не выработана даже общепринятая классификация материала.
Частная поэтика занимается описанием литературного произведения во всех перечисленных выше аспектах, что позволяет создать «модель» — индивидуальную систему эстетически действенных свойств произведения.
Главная проблема частной поэтики — композиция, то есть взаимная соотнесённость всех эстетически значимых элементов произведения (композиция фоническая, метрическая, стилистическая, образно-сюжетная и общая, их объединяющая) в их функциональной взаимности с художественным целым.
Здесь существенна разница между малой и большой литературной формой: в малой (например, в пословице) число связей между элементами хотя и велико, но не неисчерпаемо, и роль каждого в системе целого может быть показана всесторонне; в большой форме это невозможно, и, значит, часть внутренних связей остаётся неучтённой как эстетически неощутимая (например, связи между фоникой и сюжетом).
При этом следует помнить, что одни связи актуальны при первом чтении текста (когда ожидания читателя ещё не ориентированы) и отбрасываются при повторном, другие — наоборот.
Конечными понятиями, к которым могут быть возведены при анализе все средства выражения, являются «образ мира» (с его основными характеристиками, художественным временем и художественным пространством) и «образ автора», взаимодействие которых представляет «точку зрения», определяющую всё главное в структуре произведения.
Эти три понятия выдвинулись в поэтике на опыте изучения литературы XII-XX веков; до этого европейская поэтика довольствовалась упрощённым различением трёх литературных родов: драмы (дающей образ мира), лирики (дающей образ автора) и промежуточного между ними эпоса (так у Аристотеля).
Основой частной поэтики («микропоэтики») являются описания отдельного произведения, но возможны и более обобщённые описания групп произведений (одного цикла, одного автора, жанра, литературного направления, исторической эпохи).
Такие описания могут быть формализованы до перечня исходных элементов модели и списка правил их соединения; в результате последовательного применения этих правил как бы имитируется процесс постепенного создания произведения от тематического и идейного замысла до окончательного словесного оформления (так называемая генеративная поэтика).
Историческая поэтика изучает эволюцию отдельных поэтических приёмов и их систем с помощью сравнительно-исторического литературоведения, выявляя общие черты поэтических систем различных культур и сводя их или (генетически) к общему источнику, или (типологически) к универсальным закономерностям человеческого сознания.
Корни литературной словесности уходят в устную словесность, которая и представляет собой основной материал исторической поэтики, позволяющий иногда реконструировать ход развития отдельных образов, стилистических фигур и стихотворных размеров до глубокой (например, общеиндоевропейской) древности.
Главная проблема исторической поэтики — жанр в самом широком смысле слова, от художественной словесности в целом до таких её разновидностей, как «европейская любовная элегия», «классицистическая трагедия», «светская повесть», «психологический роман» и другие, — то есть исторически сложившаяся совокупность поэтических элементов разного рода, невыводимых друг из друга, но ассоциирующихся друг с другом в результате долгого сосуществования.
И границы, отделяющие литературу от нелитературы, и границы, отделяющие жанр от жанра, изменчивы, причём эпохи относит. устойчивости этих поэтических систем чередуются с эпохами деканонизации и формотворчества; эти изменения и изучаются исторической поэтикой.
Здесь существенна разница между близкими и исторически (или географически) далёкими поэтическими системами: последние обычно представляются более каноничными и безличными, а первые — более разнообразными и своеобразными, но обычно это иллюзия. В традиционной нормативной поэтикой жанры рассматривались общей поэтикой как общезначимая, от природы установленная система.
По мере накопления опыта почти каждая национальная литература (фольклор) в эпоху древности и Средневековья создавала свою поэтику — свод традиционных для неё «правил» стихотворства, «каталог» излюбленных образов, метафор, жанров, поэтических форм, способов развёртывания темы и другое.
Такие «поэтики» (своеобразная «память» национальной литературы, закрепляющая художественный опыт, наставление потомкам) ориентировали на следование устойчивым поэтическим нормам, освящённым многовековой традицией.
Зарождение европейской поэтики относится к V-IV векам до нашей эры, когда в учениях софистов, эстетике Платона и «Поэтике» Аристотеля были впервые намечены категории рода литературного, разграничены понятия содержания и формы («чему подражать» и «как подражать»).
Античная поэтика, приведённая в систему учёными александрийской школы (III-I века до нашей эры), была нацелена прежде всего на описание поэтических произведений; в средние века поэтика приобрела форму свода правил, включив в себя некоторые положения риторики, и в таком виде дошла до эпохи Возрождения, когда была обогащена изучением сохранившихся памятников античной поэтики (сочинения Аристотеля и Платона, Горация, Цицерона и Квинтилиана).
Начатая Ю.Ц. Скалигером в «Поэтике» (1561) унификация разрозненных элементов нашла завершение в программном произведении классицизма — «Поэтическом искусстве» Н. Буало (1674). До XVIII века предметом поэтики были в осн. стихотворные, притом «высокие», жанры.
Проникновение в поэтику идей историзма, связанного с именами Дж. Вико и И.Г. Гердера, способствовало осмыслению исторической изменчивости поэтических форм. Гердер, И.В. Гёте, а затем немецкие романтики включили в область поэтики изучение фольклора и прозаических жанров, положив начало широкому пониманию поэтики как учения о развитии и эволюции литературных форм, которое получило разработку в 3-м томе «Лекций по эстетике» Г.В.Ф. Гегеля (1838). В России поэтика как особая научная дисциплина возникла во 2-й половине XIX века и связана с трудами А.А. Потебни и Александра Н. Веселовского.
Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/poetika