Как проверить безударные гласные в корне?

“Карыто” или “корыто”? “Макать” или “мокать”? “Затопить” или “затапить”? Написание гласных, на которые не падает ударение, нередко вызывает затруднение.

Не все из них можно легко проверить, подобрав однокоренное слово. Легко запутаться и с чередующимися гласными. Меняется написание, если безударные гласные расположены после определенных согласных.

Безударные гласные в корне слова: правила, теория, примеры

Безударные гласные в корне

Нельзя забывать и о словах-исключениях.

Что такое “безударные гласные в корне слова”

Начнем с определения. Безударными гласными в корне слов называется те гласные, на которые не падает ударение. ее можно проверить подбором имеющих тот же корень слов, сменой грамматических форм. Или же с помощью правил русского языка.

Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов повышением тона и долготой звучания. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в различных частях слова:

  • приставка;
  • корень;
  • суффикс;
  • окончание.

При выделении голосом гласного звука любой другой морфемы, гласный корня оказывается в слабой фонетической позиции. Он будет безударным, так как “остается без внимания”. Слышится не так четко, как ударный.

Из-за этой нечеткости требуется проверка для правильного написания. Принцип русской орфографии — морфологический. То есть, вне зависимости от звучания, гласные в корнях родственных слов пишутся одинаково (исключение — чередующиеся). Если нам слышится “зиленый”, мы пишем “зеленый”, “зелень”.

Способы проверки безударных гласных в корне

Чтобы не ошибиться с написанием гласной, нужно найти однокоренное слово, где сомнительный звук окажется в сильной фонетической позиции. Проще говоря, будет под ударением.

Методов проверки таких гласных несколько:

  1. Подобрать другое число. Вместо единственного – обратное, множественное (и в другую сторону). “Волна” — “волны”.
  2. Найти родственное слово по принципу “большой-маленький”. “Ковер”-”коврик”.
  3. Подобрать родственное ласкательное слово. “Трава”-”травушка”.
  4. Подыскать другую часть речи с таким же корнем: к существительному — прилагательное, к глаголу — причастие. “Желтизна”-”желтый”.

Главных способа проверки безударных гласных два:

  • Найти однокоренное слово (в том числе, и других частей речи). “Пешком”-”пеший”, “проглотить”-”глотка”, “раздарить”-”подарок”.
  • Поменять грамматическую форму. “Написать”-”напишет”, “большой”-”больший”.

Эти правила не одинаково применимы. В каких-то случаях они не действуют: необходимо пользоваться орфографическим словарем или держать в голове правила написания чередующихся гласных.

Проверяемые безударные гласныеБезударные гласные в корне

 

Главное правило: без ударения в корнях слов прописываются те же гласные буквы, что и под ударением (в случае изменения грамматической формы этого слова). Проверяемые безударные гласные подчиняются этому правилу. Чтобы узнать, какую букву писать на месте не выделяемого ударением звука, достаточно воспользоваться способами, указанными выше.

Тут важно не ошибиться, когда встречается безударная проверяемая гласная:

“Залезать” (на дерево) и “зализать” (ранку) — одинаковые по звучанию, но разные по смысловому значению слова. Поэтому проверочное слово должно быть близким по смыслу проверяемому. “Холодильник”-”холод”. “Примерять”- “мерка”, а не “мир”.

Гласные в корнях глаголов определяемого совершенного вида не получится проверить с помощью однокоренных глаголов несовершенного вида. “Опоздать” и “опаздывать”. А верный вариант проверки — “поздний”.

В некоторых случаях однокоренные слова исторически относятся к различным языкам, поэтому вариант для проверки нередко подбирают ошибочный. “Ворота” и “врата”, “голова” и “главы”.

Чтобы не ошибиться, нужно запомнить правило-исключение на случай, когда встретится проверяемая безударная гласная: неполногласные “ра”, “ла” в корнях слов всегда будут писаться с гласной “а”.

Но полногласные “оро” и “оло” в корне всегда имеют в себе две “о”.

Безударные проверяемые гласные — это только один из вариантов, в отношении которого можно применить правила. Но есть и слова, которые нужно только запоминать.

Непроверяемые безударные гласные

Безударные гласные в корне

 

В нашем языке нередки слова с гласными в корне, которые объективно нельзя проверить уже знакомыми нам способами. Они в этом случае проходят проверку по словарю. Большая их доля — заимствованные.

Поэтому слова, имеющие в корне гласные, которые не получается проверить при помощи ударения, называются словарными. Лучший способ всегда знать их правильное написание — постараться запомнить его. Диктант на безударные гласные (4 класс), решение тестовых заданий помогают лучше справиться с такой задачей.

Примеры словарных слов по данной теме:

  • фонтан;
  • матрос;
  • ладонь;
  • ватрушка;
  • горизонт;
  • багровый;
  • коварный;
  • стакан;
  • обаяние:
  • палисадник:
  • инициалы;
  • поликлиника:
  • диапазон.

Чередующиеся гласные

Третий вариант — это чередующиеся в корне гласные. Проверять их ударением неправильно: “растет”, но “подрос ”. В орфографическом словаре они не указаны. Вставить безударные гласные верно, если они чередующиеся, возможно, запомнив ряд правил для каждого такого “исключительного” корня.

Они разделяются по буквам, которые будут заменяться в зависимости от условий.

Чередование “а” и “о”

Чтобы запомнить эти правила школьнику, лучше использовать специальные безударные гласные картинки. Следует также изучать каждый из корней слова отдельно. Приступать к новой теме, когда предыдущая полностью понятна, иначе не избежать “каши в голове”.

Корни “гар” и “гор”. Под ударением надо писать “а”. Без ударения — “о”. “Пригорел”, “нагар”. Однако будут и исключения:

Это специфические варианты ряда русских диалектов, которые нужно запомнить.

Корни “зор” и “зар”

Правило другое: под ударением нужно писать именно ту букву, что слышится при произношении слова. Без ударения — “а”, без исключений. “Зори”, “озарение”, “дозор”, “зорька”.

Корни “клон” и “клан”

Если на корень падает ударение, то пишется та буква, что слышна при произношении. Если ударение не падает — только “о”. “Поклон”, “преклониться”, “кланяется”.

Корни “кас” и кос”

Буква “о” пишется лишь в том случае, если после данного корня идет “н”. При других вариантов без исключений нужна “а”. “Прикоснуться”, “касательной”.

Корни “скоч” и “скак”

Буква “а” нужна перед “к”. Соответственно, “о” — перед “ч”. ”Скакать”, но “наскочить”. Есть два слова, не подходящих под правило: “скачу” и “скачок”.

Корни “лож” и “лаг”

Задания на безударные гласные нередко вызывают затруднение, если встречаются эти корни. правило тут простое. Если в корне “ж”, то перед ней пишут “о”. Если “г”, то “а”. Сравнение: “положил”, но “прилагать”. Исключение только одно — “полог”. Это слово семантически не связано с корнями “лаг” и “лож”.

Корни “ровн” и “равн”

Чередующиеся безударные гласные (5 класс) тут проставляются по смыслу слова. Если это значение, схожее с “одинаковый, равный, на одном уровне”, употребляется “а”.

Примеры: “равенство”, “уравнивать”. А букву “о” следует употреблять в словах со значением “гладкий”, прямой, ровный”. То есть, “уровень”, “ровесник”.

Корни “твор” и “твар”

Под ударением будет писаться “а”, без ударения — “о”. “Тварь” и “творец”. Следует отличать от слова “утварь”, которое уже семантически не связано с данными корнями.

Корни “мок” и “мак”

Безударные гласные, которые нужно проверять по смыслу слова. “А” должно быть в глаголах, употребляемых в значении “помещать что-либо в жидкость”.

Например, “макать”, “обмакнуть”. А вот буква “о” в словах, по смыслу схожих с “пропускать через себя жидкость». Примеры: “промокашка”, “вымокший”. Внимание нужно обратить и на производные от данных слов: “макание”, “непромокаемый”, “промокательная”.

Корни “плов”, “плав”, “плыв”

Буква “а” тут пишется и под ударением, и без него, а буква “о” — только в словах-исключениях: “пловец” и “пловчиха”. Буква “ы” — “плывун”.

Если нужно вставить безударные гласные (3 класс) на место пропусков в корнях глаголов, то важно помнить, что где-то под ударением будет писаться “о”, а где-то — “а”. К примеру “затронуть” и затрагивать”. Поэтому не стоит использовать глаголы, если вы сомневаетесь в написании слова.

Чередование “е” и “и”

Задание: «выбери безударные гласные “е” или “и”». Чтобы с ним успешно справиться, нужно запомнить следующие корни:

  • “бир”-”бер”;
  • “дир”-”дер”;
  • “блест”-”блист”;
  • “чет”-”чит”;
  • “жиг”-”жег”;
  • “мер”-”мир”;
  • “тир”-”тер”;
  • “стил”-”стел”.

Для них действует единое правило: если после данных корней идет суффикс “а”, то следует писать “и”. В других примерах нужна “е”. “Прибираться”- “уберет”, “блестящий”-”блистательный”, “протирать”-”утер”.

Чередование “а” (“я”) и “им”, “а”, “я” и “ин”

Если после корня употребляется суффикс “а”, то, согласно звучанию, нужно использовать или “им”, или “ин” при чередовании гласных. “Понять” -”понимать”, “начать”-”начинать”.
Что касается производных форм, то продолжит сохраняться “им” даже в отсутствии суффикса “а”. “Подними”, “сниму”.

Гласные после шипящих

После шипящих (к ним относятся “ч”, “щ”, “ж”, “ш”) пишутся только “а”, “о”, “у”. Неправильным будет употреблять “ы”, “ю” или “я”. Примеры: “чушь”, “жара”, “шутка”.

Выделяется несколько исключений:

  • Иноязычные слова. “Жюри”, “парашют”, “брошюрка”.
  • Собственные иноязычные имена, названия. “Жюли”.

Что касается буквы “ё”, то она будет писаться после шипящих под ударением, если в безударной позиции на ее месте находится буква “е”. “Чёрный” — “чернота”, “пшёнка” — “пшено”.

Читайте также:  Разбираемся, как пишется немного

Если же в безударной позиции “е” не присутствует. Правильным будет писать в корне слова за шипящей “о”. “Жор”, “шов”, “чокаться”.

Гласные после “ц”

Задание “выбери безударные гласные после “ц”” тоже нередко вызывает трудности. Тут действуют такие правила:

“Я” и “ю” после этой буквы допустимо писать только в заимствованных словах.

“Ы” после “ц” не употребляется. Только буква “и”: “циклон”, “цивилизация”. Исключениями будут “цыц”, “цыпленок”, “цыпочки”, “цыган” и слова, которые с ними будут однокоренными.

Буквы “э”, “е”

Правила русского языка здесь следующие:

  • С буквы “э” начинается корень слова, если последняя буква приставки — согласная (“сэкономить”).
  • Если слово заимствованное, то в его корне без ударения после твердой согласной будет стоять “е”. “Рейтинг”, “компьютерный”, “адекватно”. Есть исключения: “мэр”, “дзэн”, “пленэр”.
  • С буквы “э” начинается второй корень в сложном слове, если первый оканчивался на согласную (“двухэтажный”).
  • Также нужно обратить внимания на иностранные собственные имена (“Бэкон”).

После “и” в корне слова практически всегда будет стоять “е” (“реквием”).

Исключение: заимствованные слова с приставками (или первыми частями слова), оканчивающиеся на “и”.

Буква “й”

Если в заимствованном слове при произношении первой гласной выступает “ё”, то пишется это как “йо”. Примеры: “йота”, “йог”, “йогурты”.

В отношении исконно русских слов это правило не действует: “ёлка”, “ёж”.

Правила написания безударных гласных

Чтобы не встречаться с трудностями при написании безударной гласной в корне, нужно воспользоваться таким алгоритмом правил:

  • Можно ли проверить букву с помощью ударения, подобрав однокоренное слово?
  • Является ли оно словарным?
  • Не относится ли корень слова к чередующимся? Не будет ли слово исключением из правил для таких корней?
  • После какой буквы стоит безударная гласная? Шипящая, “ц”, твердая согласная?
  • Если это первая буква в корне, на что заканчивается приставка или первый корень сложного слова?
  • Не является ли слово заимствованным?

Для того чтобы ответить на эти вопросы и правильно написать безударную гласную, необходимо помнить, периодически повторять все правила из статьи.

Примеры

В заключение несколько примеров на пройденные правила:

  1. “К..ртофель”. Это словарное слово с непроверяемой гласной в корне. Его написание нужно запомнить: “картофель”.
  2. “Прил..скать”. Гласную можно проверить, подобрав однокоренное слово — “ласка” (но не “полоскать”). Соответственно, “приласкать”.
  3. “Заб..рает”. Это слово с чередующейся гласной. Стоит суффикс “а”. Правильно — “забирает”.
  4. “Соск..чил”. Снова слово с чередующейся гласной.
  5.  Так как он заканчивается на “ч”, будет “соскочил”.
  6. “Ц..када”. Слово не является исключением. Значит в его корне нужна “и” — “цикада”.

Для правильно написания безударных гласных в корне слова недостаточно уметь их проверять подбором однокоренных слов. Нужно помнить словарные слова, правила для чередующихся корней, исключения из них, правила употребления гласных после конкретных слов.

Источник: https://russkiy-pravilno.ru/bezudarnye-glasnye-v-korne-slova/

Безударные гласные в корне слова

Безударные гласные в корне

Наверное, самые частые ошибки школьников – это ошибки в безударных гласных в корне слова. Ведь они встречаются очень часто, а проверяются не всегда легко!

Правило очень просто и опирается на основной принцип русской орфографии, который ученые называют фонематическим. Он гласит, что в слабой позиции надо писать ту же букву, что и в сильной.

Для гласной слабая позиция – безударная. В ней гласная и короче, и звучит неясно. Сильная позиция для гласного – под ударением. Поэтому надо изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы в нем сомнительная гласная стояла под ударением: для обозначения безударной в корне используется та же буква, что и для ударной в том же корне на том же месте.

Можно попробовать поставить слово в единственное число (если оно во множественном) или наоборот: леса – лес; лиса – лисы. Если перед нами существительное, образовать прилагательное, или наоборот: вода – водный; смешной – смех.

Во всяком случае, надо начинать с того, что найти корень слова и осознать его значение. Это сделать необходимо, так как существует немало омофоничных (одинаково звучащих) корней, которые имеют разное значение и по-разному пишутся.

Такие случаи мы рассмотрим ниже. Ошибки возможны и в том случае, если корень не найден или найден ошибочно.

Например, первую гласную в слове «растеряться» ученик пишет неправильно («ростеряться»), так как проверил словом «рост», ошибочно предположив, что это корень.

Иногда трудно подобрать проверочное слово. Тогда правописание лучше запомнить.

Правописание безударных гласных в корне слова иногда вызывает затруднения и у тех, кто хорошо знает правила.

Основные проблемы:

  • Омофоничные (одинаково звучащие) корни;
  • Чередования;
  • Проверка глаголом.

Разберем их по порядку.

Явление омонимии – омофония. Омофонами называют слова, которые слышатся одинаково, а пишутся по-разному. Это иногда сбивает пишущего с толку, так как требует рассуждения, так как надо решить, какое проверочное слово использовать.

Например, слово «сп…ши». Вне контекста мы не можем определить, какую букву надо вставить на месте пропуска. А вот в контексте все становится ясно: «спиши слова (список)» и «спеши на вокзал (спешка)».

На явлении омонимии писатели и публицисты часто основывают свои шутки, которые называются каламбурами.

Чередующиеся корни также могут создавать проблемы, так как проверять гласные в таких корнях обычным способом нельзя. Например, слово «предполагать» нельзя проверить словом «предположим», так как правописание гласной в таких корнях зависит от правила. Подробнее в главе «Чередование».

Наконец, из общего правила существует исключение: нельзя проверять глагол совершенного вида глаголом несовершенного вида с суффиксом –ыва- (-ива) (выкопать – выкапывать); необходимо подобрать проверочное слово другой части речи (раскопки).

Иногда бывает и так, что подобрать проверочное слово невозможно: просто нет однокоренных слов, в которых нужная гласная была бы под ударением. Часто это относится к заимствованным словам, но возможны такие примеры и среди исконно русских. Примеры: пенал, картина, традиция и т.п. Правописание таких слов надо запоминать или проверять по словарю.

На протяжении веков язык претерпевал различные изменения. Поэтому в современном своем состоянии он содержит ряд корней, имеющих варианты написания.

Самое знаменитое чередование (-оро- – -ра- и –оло- – -ла-) основано на том, что в древности наряду с устным русским языком использовался письменный церковнославянский; первому свойственны полногласные сочетания (-оро-, -оло-), а второму – неполногласные (-ра-, -ла-).

Корни с чередованием можно спутать, но лучше этого не делать, так как тогда возникнет ошибка. Например, слово «ворота» нельзя проверять словом «привратник».

Надо запомнить и правописание чередующихся корней из таблицы ниже.

Правописание зависит от согласных корня Правописание зависит от ударения Правописание зависит от суффикса –а-
  • рАст (рАщ) – рОс – А пишется, если в корне есть СТ или Щ; искл.росток, Ростов, ростовщик, Ростислав, отрасль
  • лАг – лОж – А пишется, если на конце корня Г
  • скАк – скОч – А пишется, если на конце корня К; искл. скАчок, скАчу
  1. гАр – гОр
  2. клАн – клОн
  3. твАр – твОр – во всех трех корнях под ударением пишется то, что слышится, без ударения – О
  4. зАр – зОр – наоборот: под ударением пишется то, что слышится, а без ударения – А
  • Есть суффикс А
  • Кас
  • Бир
  • Пир
  • Дир
  • Тир
  • Мир
  • (в значении «становиться неподвижным, мертвым)
  • Стил
  • Блист
  • Жиг
  1. Нет суффикса А
  2. Кос
  3. Бер
  4. Пер
  5. Дер
  6. Тер
  7. Мер
  8. Стел
  9. Блест
  10. Жег
Растение, предлагать, подскочить Загорелый, поклонись, творец, заря Касательная, соберу, отпирать, придираться, натирать, замереть, расстелить, блистательный, зажигать

Кроме перечисленных, стоит запомнить также корни –равн- (равный)/-ровн-(ровный), -мак- (макать в жидкость)/-мок- (мокнуть, пропитываться водой) и –плав-/-плов-/-плыв- (пишется А, кроме слов «пловец», «пловчиха», «плывуны»).

Из статьи мы узнали, что проблемы с написанием безударной гласной в корне слова могут быть омофоничными (когда корни звучат одинаково), могут возникнуть, если не знать о чередовании гласных в корне и при проверке слова глаголом. Также мы узнали, что правописание гласной в корне в большинстве слов проверяется однокоренным словом, в котором безударный звук становится ударным.

Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/bezudarnye-glasnye-v-korne-slova-pravopisanie.html

Правописание безударной гласной в корне слова

Написание букв на месте безударных гласных устанавливается путем проверки другими словами и формами, где в той же значимой части слова (в том же корне, в той же приставке, суффиксе, окончании) проверяемый гласный находится под ударением,

например: гора  (горы, горный), набрать  (набранный), земляной  (овсяный), в доме   (в столе).

Безударные гласные в корнях, проверяемые ударением

В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением,

Читайте также:  Разбираемся, как пишется надолго

например: вода  (воды, водный), сады  (сад, садик), свинья  (свиньи), яйцо  (яйца ), говорить  (говор, разговор), молодой  (молод, молодость, молоденький), жара  (жар, жаркий), шалун  (шалость).

В некоторых случаях такой прием проверки нельзя использовать, так как разное написание однокоренных слов объясняется их отнесенностью к разным языкам.

Так, безударные неполногласные сочетания ра, ларата, сократить, бразды, глава, облако, влачить и подобные) всегда пишутся с буквой а — это старославянские по происхождению слова; в русских корнях таким сочетаниям соответствуют полногласные оро, олоорота, короткий, борозды, голова, волочить).

Нельзя проверять безударную гласную о в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида. В словах затопить, опоздать, проглотить, раздвоить, затоптать и других гласная о проверяется однокоренными словами поздно, глотка, двое, топчет, хотя есть глаголы затапливать, опаздывать, проглатывать, раздваивать.

Данное правило не распространяется на иноязычные слова, так как в них проверяемая и проверочная гласные могут относиться к морфемам разного происхождения.

Так, в слове аккомпанемент суффикс -емент французского происхождения, а в глаголе аккомпанировать суффикс -ирова- — немецкий.

Сравните: абонемент — абонировать, ангажемент — ангажировать; слова интеллигенция и интеллект в латинском языке образованы от разных основ одного корня.

При выборе написания о   или а   в безударных глагольных корнях не следует использовать для проверки глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва-  (-ива-).

Например, для проверки безударной гласной в корнях глаголов бросать, топтать, смотреть, молчать  следует привлекать такие слова и формы, как бросить, переброска, топчет, смотрит, смотр, молча, умолкнуть , но не глаголы типа набрасывать, вытаптывать, рассматривать, умалчивать, для которых характерно чередование гласных о – а  (заработать – зарабатывать, усвоить – усваивать  и т. п.).

Особенно внимательными нужно быть при написании слов с омонимичными корнями, в которых безударный гласный произносится одинаково, но на письме обозначается различными буквами.

Сравните  попарно слова: частота  (частый) и чистота  (чистый), поласкать  (ласка) и полоскать  (полощет), пары  (мн. ч., ср. пар ) и до поры  (ср. до сих пор), леса  (мн. ч., ср. лес) и лиса  (ср.

лисы, лисонька), посидеть  (сидя) и поседеть  (сед , кр. ф.

от седой), развивать  (развить) и развевать  (веять), разрядить  (разряд) и разредить  (редкий), осветить  (свет, осветит) и освятить  (свят, святость), примерять  (мерить) и примирять  (м. р.).

Буква е после парных мягких согласных и шипящих пишется в соответствии как с ударным е , так и с о  (на письме ё).

Сравните: белить  (белый) и вела  (вёл), село  (сёла  и сельский ), шелестеть  (шелест ) и шелка  (шёлк), жемчуга  (жемчуг ) и желудей  (жёлудь).

Безударные гласные в корнях, не проверяемые ударением

В русском языке существует много слов, корневые гласные у которых нельзя проверить ударением. Написание таких слов определяется по орфографическому словарю.

Сюда включаются как исконно русские, так и заимствованные слова.

Вот некоторые из них: абориген, антагонизм, бадминтон, бифштекс, бриолин, вестибюль, винегрет, волынка, диапазон, деликатес, дирижабль, демагог, иждивение, инициатива, кабала, канонада, конфорка, криминология, кобура, кощей, макака, макулатура, наваждение, обаяние, оказия, оптимизм, панорама, панегирик, привилегия, палисадник, пластилин, смятение, туннель, утилитарный, эсперанто.

Другие трудные случаи написания корневых гласных

В слове бархат  после х   в безударной позиции пишется буква а  (также бархатный, бархатистый), хотя под ударением в слове бархотка  (вариант: бархатка ) – гласный о.

Безударному гласному в слове лебедь, который передается буквой е, соответствуют под ударением ё   и я  : лебёдка, лебёдушка  и лебяжий .

В слове ладья  без ударения пишется а, а под ударением в слове лодка – о.

В словах детёныш, детёнок, детвора, деторождение  и др. пишется без ударения буква е   в соответствии с ударным е  в слове дети  и производных от него – детский, детство, бездетный  и т. п. Однако в слове дитя , а также в просторечных дитё  и дитячий  пишется и   (ударный и  в дитятко).

Корень слова магнит , греческого по происхождению, в ряде слов имеет другой ударный гласный – е , а в безударном положении соответствующий гласный передается как буквой и  , так и буквой е.

Например, магнит, магнитный, намагнитить  и магнето, магнетик, парамагнетик; магнитограф, магниториум, магнитола, магнитометр, магнитофон, магнитобиология, магнитооптика  и магнетический, магнетизм, магнетит, магнетон, магнетрон .

варианты: магнетоэлектрический эффект  и магнитоэлектрическая машина, магнитохимия  и магнетохимия ; наличие таких орфографических вариантов поддерживается побочным ударением на гласном и  или е  в первой части этих сложных слов (которые, таким образом, различаются и в произношении).

В корне слова дебет  (финансовый термин) и однокоренных словах второй гласный, всегда безударный, передается буквами е   (в словах дебет, дебетовать, дебетовый ) и и   (в словах дебитор, дебиторский ).

В корне слов инфекция  и дезинфекция  на месте ударного гласного е  пишется (в глаголах на цировать ) в безударном положении буква и : инфицировать, дезинфицировать . То же в словах перцепция, апперцепция , но перципировать, апперципировать; коррекция , но корригировать .

Буквы е   и и   на месте безударных гласных различаются в корнях слов: сенсибе льный , но сенсиби лизация; инже нер , но инжи ниринг .

Во всех этих случаях различия в письменной передаче корневых гласных объясняются написанием слов в языках источниках. Написание гласных букв в таких корнях определяется в словарном порядке.

Безударные соединительные гласные:

  •  При соединении основ двух и более слов в одно сложное слово, а также при образовании сложных слов с составными частями интернационального характера используется соединительный гласный, передаваемый на письме буквами о   и е.
  • Соединительный гласный передается на письме после твердых парных согласных буквой о, а после мягких парных согласных, шипящих, ц  и j  – буквой е, например: звукорежиссёр, мировоззрение, сенокос, работодатель,  диктофон, москворецкий, одноразовый, девяностолетний, сторублёвый, мореплаватель, древнерусский, пылесос, общедоступный, тысячелетний, свежеокрашенный, мышеловка, овцеводство, чаепитие; грязеводолечебница, маслосыроваренный.
  • Образования с мягким и твердым согласным перед соединительными гласными, передающимися соответственно буквами е   и о : кровеносный и кровоподтёк, коневодство и конокрад, дальнеприцельный и дальнозоркий, песнетворчество и песнопение.
  • Буква о   пишется также после гласной и   или е   в ряде сложных слов с первой частью – основой слов на -ия   или на -ей , -ея,
  • например: бактерионоситель  (бактерия), историография  (история), религиоведение  (религия), химиотерапия  (химия), трахеобронхит  (трахея), музеология  (музей), но: музееведение.
  • Вместо соединительных гласных о   и е   в некоторых разрядах сложных слов пишутся гласные, совпадающие с падежными и другими окончаниями слов, основы которых содержатся в предшествующей части слова:
  • я   – в словах с первыми частями себя-: себялюбие, себялюбивый  (но в себе стоимость  и себе довлеющий   буква е); время-,
  • например: времяпрепровождение, времяисчисление, времяизмерительный; имя- ,
  • например: имятворчество, имяславие  (общественно-философское течение); семя-,
  • например: семядоля, семяпочка, семязачаток, семяизвержение, семяприёмник, семяочистительный  (но именослов, семеноводство, семенохранилище , а также — с основами других слов на -мя – знаменосец, пламеобразный, пламегаситель);
  • а   – в словах умалишённый, сумасшедший , в словах с первыми частями сорока, полутора, полутораста,
  • например: сорокалетие, сорокасвечовый, сорокачасовой  (но ср. сороконожка, сорокоуст); полуторатонный, полуторагодовалый, полуторасталетний  (но в словах с первыми частями девяносто-  и сто-  пишется о).

Источник: https://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/125

Ссылка на основную публикацию