Какие отличия трагического и комического?

Комедия представляет собой вид драмы, который отличается сатирическим и юмористическим подтекстом, через который происходит развязка борьбы антагонистических персонажей либо же действенного конфликта.

Комедия, как драматургический жанр, возникла еще в Древней Греции. Аристотель определял термин «комедия» как демонстрация людям их же пороков в юмористическом виде. В драматургии различают два вида комедий: комедия положений и комедия характеров.

Юмор как способ создания характера герояТрагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск

В комедии положений главным источником являются обстоятельства и события, в которые попадают лирические герои. В комедии характеров основой выступают характеры главных героев, зачастую их однобокость, недалекость, или любая другая гипертрофированная негативная черта.

Часто комедия характеров – сатирическая комедия, в которой тонко высмеиваются все негативные качества человека.

Виды юмора: ирония, сатира, сарказм

Понятие юмор следует рассматривать в широком и узком векторе. В широком смысле понятие юмор – это все, что вызывает смех или веселое расположение уха. В более узком смысле – это явление, которое подчеркивает комические стороны предметов, событий и личностей.

Одними из самых известных форм юмора, которые успешно применяются в драматургии, в частности, комедии – это ирония, сарказм и сатира. На первый взгляд эти понятия весьма похожи друг на друга своими функциями. Однако каждый из них представляет отдельный инструмент для создания комической ситуации.

Ирония – это вид юмора, который основан на противоречиях с действительным положением вещей, она вызывает насмешку над людьми, мнение которых остро противоречит действительности, подтверждая его. Например: «Да-да, ты очень сильный» — иронический прием, который высмеивает слабого человека, который считает себя сильным.

Сатира – вид юмора, который открыто, высмеивает ту или иную ситуацию, либо человека. Следует отметить, что сатира сама по себе является также разновидностью критики, однако, несколько смягченной по сравнению с ней.

Сарказм – это синтез иронии и сатиры, насмешка, имеющая негативную окраску. Сарказм не завуалировано подчеркивает негативные качества либо события. В отличие от иронии и сатиры, сарказм применяется в комедиях довольно редко, так как имеет откровенный негативный подтекст.

Виды юмора как способ создания характера героя

Главный герой комедии – человек, обладающий гипертрофированными низкими качествами, которые вызывают осуждение у других людей. Посредством применения в комедии юмора, в частности, сатиры, иронии и сарказма, автор словно подчеркивает всю низость главного героя, неверность его суждений, малообразованность.

Юмористические инструменты усиливают антагонистическое противостояние в комедии, делают его более ярко выраженным. Применяя сатиру и сарказм, автор выражает собственное мнение на счет нелепости ситуации или несовершенства главного героя, предоставляя, таким образом, читателю возможность сделать ранний вывод на счет развязки комедии.

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/yumor-ironiya-satira-sarkazm-kak-sredstvo

Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск

Трагическое и комическое

Трагическое – 1. Эстетическая категория, в основе которой – наличие противоречия, конфликта в жизни человека или его отношениях, который не может быть разрешен, но с которым нельзя примириться.

Последствия этого конфликта могут быть катастрофичны для героя, но его несгибаемое мужество перед лицом неминуемого поражения становится основанием для веры и надежды зрителей или читателей. 2.

Все ужасное в человеческой жизни, вызывающее боль, страдание, отмеченное острыми столкновениями человека с миром; катастрофичность человеческого бытия.

Комическое – эстетическая категория, отражающая противоречия, присущие явлениям действительности, и выражающая их отрицательную оценку; несоответствие реального и воображаемого, истинного и мнимого, внутреннего и внешнего; форма критики несовершенных явлений действительности. В основе комического – смех. По эмоциональным оттенкам делится на юмор, иронию, сатиру, сарказм.

Юмор – это вид комического, в котором пороки осмеиваются не беспощадно, как в сатире, а доброжелательно подчеркиваются недостатки и слабости человека или явления, напоминая о том, что они часто лишь продолжение или изнанка наших достоинств.

Ирония – это троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле обратном буквальному с целью насмешки.

Отколе, умная, бредешь ты, голова! (Крылов) (в обращении к ослу).

Сатира – это разновидность литературы, специфическими формами обличающая и высмеивающая пороки людей и общества. Формы эти могут быть самыми разнообразными – парадокс и гипербола, гротеск и пародия и т.д.

Сарказм – это едкая язвительная насмешка над кем-либо или над чем-либо. Широко используется в сатирических литературных произведениях.

Гротеск – это причудливое смешение в образе реального и фантастического, прекрасного и безобразного, трагического и комического – для более впечатляющего выражения творческого замысла. Гротеск — изображение людей, предметов, деталей в литературе в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде.

Гротеск обязательно нарушает границы правдоподобия, придает изображению некую условность и выводит художественный образ за пределы вероятного, осознанно деформируя его. Примеры  – книги Ф. Рабле и Дж. Свифта.

В русской литературе широко пользовались гротеском при создании ярких и необычных художественных образов Н.В. Гоголь (Нос, Записки сумасшедшего), М.Е. Салтыков-Щедрин (История одного города, Дикий помещик и другие сказки), Ф.М. Достоевский (Двойник. Приключения господина Голядкина), Ф. Сологуб (Мелкий бес), М.А. Булгаков (Роковые яйца, Собачье сердце), А. Белый (Петербург, Маски), В.В. Маяковский (Мистерия-буфф, Клоп, Баня, Прозаседавшиеся), А.Т. Твардовский (Теркин на том свете), А.А. Вознесенский (Оза), Е.Л. Шварц (Дракон, Голый король).

Наряду с сатирическим, гротеск может быть юмористическим, когда с помощью фантастического начала и в фантастических формах внешности и поведения персонажей воплощаются качества, вызывающие ироническое отношение читателя, а также – трагическим (в произведениях трагического содержания, рассказывающих о попытках и судьбе духовного определения личности.

Источник: http://way26.ucoz.net/index/tragicheskoe_i_komicheskoe_satira_jumor_ironija_sarkazm_grotesk/0-65

Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск

Трагическое – эстетическая категория, для которой характерно наличие неразрешимого конфликта. В центре внимания, как правило, страдания и гибель героя или его жизненных ценностей.

Читайте также:  Что входит в словарь плеоназмов?

В отличие от печального или ужасного, трагическое вызывается не случайными внешними силами, а проистекает из внутренней природы человека.

Трагическое предполагает свободное действие человека, в результате которого он обрекает себя на страдания или смерть.

Казалось бы, суть трагедии Гамлета (трагедия Шекспира “Гамлет”) – в тех событиях, которые с ним произошли. Но подобные несчастья обрушились и на Лаэрта. Однако при этом нельзя говорить о том, что Лаэрт – трагический герой, поскольку он пассивен, а Гамлет сам, сознательно идет навстречу трагическим обстоятельствам.

Он выбирает схватку с “морем бед”. Именно об этом выборе и идет речь в знаменитом монологе:

Быть или не быть, вот в чем вопрос.

Достойно ль

Смиряться под ударами судьбы,

Иль надо оказать сопротивленье

И в смертной схватке с целым морем бед

Покончить с ними? Умереть. Забыться.

Комическое – средство раскрытия жизненного противоречия путем осмеяния. Основные виды комического: юмор, ирония, сатира, сарказм.

В основе комического всегда лежит какое-то несоответствие, нарушение нормы.

Это несоответствие может быть на языковом уровне (нелепицы, оговорки, имитация дефекта речи, акцента, не к месту звучащая иностранная речь), на уровне сюжетной ситуации (недоразумение, одного героя принимают за другого, неузнавание, ошибочные действия), на уровне характера (противоречие между самооценкой и произведенным впечатлением, между словом и делом, между желаемым и действительным и т. д.). Так, главный герой комедии Грибоедова “Горе от ума” Чацкий часто попадает в комические ситуации.

Его обличительные речи не всегда уместны. Впервые увидев Софью после долгой разлуки, Чацкий, влюбленный в нее, почему-то начинает разговор с нападок на ее родственников и т. д.

Юмор – особый вид комического, изображение героев в смешном виде. В отличие от сатиры, юмор – смех веселый, добродушный, помогающий человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков. Так, гоголевская повесть “Ночь перед Рождеством” буквально пронизана юмором (описание капризной красавицы Оксаны, Чуба и т. д.).

Ирония – особый вид комического, осмеяние, насмешка. При иронии отрицательный смысл скрыт за внешней положительной формой высказывания. Например, в “Мертвых душах” Гоголь иронически изображает помещиков и чиновников.

Ирония в характеристике Ноздрева заключается в противоречии между ее первой частью, где подобные Ноздреву люди называются хорошими товарищами, и последующими словами о том, что они “при всем том бывают весьма больно поколачиваемы”.

Сатира – особый вид комического: высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни, изображение их в нелепом, карикатурном виде. Например, явно сатирично описан в “Мастере и Маргарите” Булгакова “дом Грибоедова”, где размещалась ассоциация писателей МАССОЛИТ. О литературе здесь мало что напоминает, а все двери увешаны табличками типа “Рыбно-дачная секция”.

Сарказм – особый вид комического, язвительная насмешка, высшая степень иронии, когда негодование высказывается вцолне открыто.

Например, с сарказмом говорит Лермонтов в стихотворении “Дума” о своем поколении: “Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом…”, и заканчивет едким сравнением отношения к нему будущих поколений с “Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом”.

Гротеск – литературный прием, соединение реального и фантастического, создающее абсурдные ситуации, комические несоответствия. Например, гротеск активно используется Салтыковым-Щедриным в “Истории одного города”.

По сути, все события, происходящие в городе, являются гротеском.

Жители города, глуповцы, “чувствуют себя сиротами” без градоначальников и считают “спасительной строгостью” бесчинства Органчика, который знает только два слова – “не потерплю” и “разорю”.

Вполне приемлемыми кажутся горожанам такие градоначальники, как Прыщ с фаршированной головой или француз Дю-Марио. Однако своей кульминации абсурдность достигает при появлении Угрюм-Бурчеева, задумавшего захватить всю вселенную.

Стремясь реализовать свой “систематический бред”, Угрюм-Бурчеев пытается все в природе уравнять, так устроить общество, чтобы все в Глупове жили по придуманному им самим плану, что в результате приводит к разрушению города его же жителями.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/tragicheskoe-i-komicheskoe-satira-yumor-ironiya-sarkazm-grotesk/

Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск

Комическое в произведении искусства выражается в осмеянии каких-либо явлений, которые автор считает порочными.

Смех вызывают отдельные персонажи, ситуации, фрагменты действия. Подобный прием – сатирическое описание, сатира.

Эффект от уничтожающей силы сатиры получается тем больше, чем успешнее автор использует выразительные языковые средства: гротеск, гиперболу, пародию, сарказм. Классической сатирической литературой считаются произведения М.Е. Салтыков – Щедрина, некоторые рассказы А.П. Чехова, М.Зощенко и других мастеров слова.

Юмор также является способом проявления смешного в искусстве, однако юмористическое произведение несколько отличается от сатирического: если сатира осмеивает, уничтожает смехом какой- либо порок, то юмор лишь указывает на недостаток, посмеиваясь над ним добродушной усмешкой.

Ирония разоблачает отрицательные стороны чего – либо, делает это либо с горьким чувством, либо с доброй усмешкой.

Ирония помогает автору за внешней положительностью персонажа или явления скрыть их подлинное «лицо» (таковы помещики в Мертвых душах»).

Сарказм – особый вид проявления комического начала, наивысшее проявление иронии, язвительная открытая насмешка.

Саркастическим содержанием наполнены произведения Лермонтова, Салтыкова-Щедрина, приемами саркастического стиха блестяще владел Маяковский. Мастерству проявления сарказма учит своего мужа госпожа Москалева из «Дядюшкиного сна» Ф.М. Достоевского.

Гротеск смешивает в одном образе диаметрально противоположные понятия: фантазию и реальность, красоту и безобразность, трагедию и комедию для усиления выражения замысла автора.

Читайте также:  В каких случаях и как пишется поэтому?

В результате читатель наблюдает причудливую смесь неправдоподобных комических несоответствий, совершенный абсурд («История одного города» М. Салтыкова-Щедрина).

Риторический вопрос. Часто для усиления эмоциональной стороны речи, текста автор задается вопросом, на который не ожидает ответа (либо вопрос задан не конкретному собеседнику, либо ответить на заданный вопрос невозможно в принципе).

Риторический вопрос всегда усиливает эмоциональный «ответ» читателя (слушателя). Самый, пожалуй, известный риторический вопрос в русской литературе – слова Н.В. Гоголя: «Русь! куда же несешься ты?»

Восклицание – особая фигура стилистики речи, служащая для усиления эмоциональной стороны речи.

Восклицание может носить в одних случаях риторический характер, в других – иметь признаки гиперболизации (изречение Н.В. Гоголя о птице, не сумеющей долететь до середины Днепра – явная гипербола).

Афоризмом называется лаконичное, емкое по содержанию, краткое выражение какой-либо мысли.

Часто в литературный афоризм превращаются несколько поэтических строк, («Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок») либо прозаическое изречение («Любите книгу – источник знаний».

Инверсия, повторение, анафора

Литераторы постоянно ищут возможность усилить впечатление читателя, слушателя от своего творения. В ход идут различные стилистические, грамматические приемы, направленные на придание слову, тексту дополнительной выразительности. Одним из таких особых приемов является

Инверсия – перестановка слов в предложении, сознательное нарушение общепринятых правил грамматики.

Таким способом создается причудливый, необычный слог произведения, придающий тексту характерное своеобразие.

Среди остальных изобразительных средств повторение является наиболее знакомым – слова чаще всего повторяются в песнях, в стихотворных строчках.

Таким приемом автор старается усилить эмоциональное окрашивание текста, привлечь к повторению повышенное внимание.

Анафора создает повторение в тексте, строки одинаково начинаются.

Например, у Пушкина:

Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел…

Повторяющееся первое слово в строке – анафора.

Кроме того, в поэтическом произведении могут повторяться группы слов, или несколько строф.

Изобразительно – выразительные средства в художественном произведении

Изобразительными средствами языка произведения художественной литературы определяют сравнение, эпитет, метафору, метонимию, гиперболу и другие средства выразительности.

Сравнение проясняет какое — либо явление/понятие путем сопоставления (сравнения) с другим предметом/явлением.

Эпитет – образное определение, имеющее переносной смысл.

Эпитетами автор подчеркивает свойства, признаки какого-либо предмета, придает им дополнительную эмоциональную окраску. Наиболее часто для эпитета используются метафоры.

Метафора. Слово не всегда употребляется в своем прямом значении, оно может иметь также переносный смысл, как бы «взять взаймы» у другого слова или понятия его значение.

Иначе говоря, свойства одного объекта переходят на другой объект. Например, в выражении «золотая осень» желтая осенняя листва названа золотой не потому, что она растет на настоящем золотом дереве, а по сходству с золотом – металлом желтого цвета. При этом в тексте поясняющие слова (как будто, наподобие, напоминающие) отсутствуют, но всегда подразумеваются.

Метафора всегда повышает выразительность речи, усиливает эмоциональную сторону произведения. В основном выражается существительным или глаголом, реже – остальными частями речи.

Разновидности метафоры:

  • олицетворение
  • метонимия
  • синекдоха

Стремясь придать произведению яркую образность, автор пользуется переносом по смежности понятий – метонимией.

Существует несколько приемов подобного переноса:

  • Внешнее выражение и внутреннее состояние уподобляются
  • Действие уподобляется своему орудию
  • Предмет уподобляется своему хозяину
  • Уподобление вместившего с вмещающемся в него

Гипербола – одно из самых часто употребляемых художественных средств значительного преувеличения свойств предметов, размеров явлений, силы чувств.

Гипербола может идеализировать предмет или явление, на которое направлено, но также иметь уничтожающую направленность.

Аллегория используется для усиления выразительности поэтической речи, изображает абстрактное понятие при помощи конкретного образа.

Аллегория включает смысловой элемент (явление или понятие, изображаемое автором, которое при этом не называется), а также образно – предметный (конкретный предмет, представляющий данное явление, понятие).

Оксюморон, или оксиморон – стилистическая фигура, помогающая создать яркое образное выражение, понятие при помощи противоположных по значению слов, сочетая несочетаемое.

Например, «живой труп», «мертвые души», «старый новый год».

Звукозапись: аллитерация, ассонанс

Звукопись призвана усилить текст звуковыми изобразительными средствами, соответствующими изображаемому действию, общему настроению, состоянию.

С этой задачей блестяще справляются ассонанс, звуковые повторы, аллитерация.

Аллитерацию чаще всего используют поэты, так как прием заключается в повторении согласных звуков, создающих оригинальную звукопись при описании картин природы, шумовое оформления текста, создающее дополнительную выразительность художественного слова.

Ассонанс является также звуковым повторением, но только уже гласных звуков.

В поэтической речи ассонансом признается неточная рифма, когда присутствует точное совпадение гласных и неточное – согласных звуков. Путем употребления ассонанса (как и аллитерации) достигается особая «зрительность» художественного образа. Ассонанс прочно присутствует в фольклоре, в классических произведениях Лермонтова («Бородино»), Блока («Фабрика»), Маяковского.

Если хотят отметить своеобразие авторского письма, индивидуальную манеру построения фразы, интонационные особенности, характерные черты языка писателя – говорят о стиле произведения.

Именно стиль придает литературному опусу оригинальность и то своеобразие, по которому читатель без труда определит, чьему перу принадлежит текст.

Дело в том, что каждый художник слова обладает ярко выраженными особенностями письма, т.н. авторской манерой.

К примеру, моментально узнается Маяковский по отточенности коротких, похожих на лозунги, строчек знаменитой «лесенки». Или супердлинные, на целый печатный лист, предложения в тексте Л.Н. Толстого.

Лаконизм и сдержанность фраз отличает писательский стиль И.С. Тургенева, обстоятельное многословие присутствует И.А. Гончаров.

Стиль может также пониматься как индивидуальная писательская манера – как строится фраза, какие изобразительные средства языка.

Источник: https://studopedia.net/11_23014_tragicheskoe-i-komicheskoe-satira-yumor-ironiya-sarkazm-grotesk.html

Ссылка на основную публикацию