Как писать сочинение по русскому языку на ЕГЭ?

Школа – прекрасное время, а ее окончание – еще более радостный момент для многих учеников. Огорчает только одно – сдача экзаменов, будь то 9 или 11 класс. Но если сдать ГИА в 9 классе не так сложно, то ЕГЭ в 11 значительно сложнее. Каждый ученик выбирает себе дополнительные предметы, необходимые для дальнейшего поступления.

Но не стоит забывать и об обязательных экзаменах – русскому языку и математике. Отдельное внимание следует уделить именно русскому языку, поскольку сдать этот предмет не так легко.

Темы сочинения

Как написать сочинение ЕГЭ по русскому языку?

Необходимо не только обладать хорошими знаниями предмета, но и не забывать о тонкостях заданий. Давайте разберемся, как писать сочинение по русскому языку. ЕГЭ обязательно включает в себя это задание.

Известно, что экзамен по русскому языку состоит из 25 заданий, из которых 24 являются тестовыми, а 25-е представляет собой сочинение.

Темы сочинений по русскому языку (ЕГЭ предполагает его написание по тексту, предложенному в тесте) неизвестны в целом, однако исследования заданий прошлых лет показали, что существует несколько основных направлений для 25-го задания.

Тема нравственности, любви и культуры

Как написать сочинение ЕГЭ по русскому языку?

В данном направлении могут быть предложены отрывки повестей, рассказов, романов, затрагивающих взаимоотношения между людьми. В этом случае ученик должен разбираться в понятиях «добро» и «зло», понимать, что такое моральные качества и нравственность человека.

И, конечно же, тема любви. Об этом понятии не перестают спорить, рассуждать и философствовать веками, потому точного совета по написанию сочинения на эту тему дать нельзя.

Но и не следует бояться этого направления. Вам необходимо помнить, что доброта, дружба, взаимопомощь, уважение – все это составляющие любви. Руководствуясь этими понятиями, экзаменуемый обязательно справится с поставленной задачей.

Культура и искусство – следующее направление. Примеры сочинения (ЕГЭ по русскому языку) показывают, что данная тематика охватывает самые различные сферы жизни человека. Ученику необходимо знать, какую роль играет искусство в жизни личности и общества в целом.

Непонимание поколений, трагедия войны

Как написать сочинение ЕГЭ по русскому языку?

Война. Данное направление часто встречается в ЕГЭ по русскому языку. Для того чтобы справиться с данной работой, ученик должен обладать минимальными знаниями истории нашей страны. Понимать, какую трагедию пережили люди во время Великой Отечественной войны и других, не менее страшных военных событий.

«Отцы и дети» — так можно назвать следующее направление. Оно включает в себя проблемы взаимоотношений старшего и младшего поколения. Чтобы правильно выделить проблему в тексте такой направленности, экзаменуемый должен понимать разницу между мнениями людей разных возрастов, а также ученику поможет способность становиться на место взрослых людей и оценивать их поступки и высоты их опыта.

Структура сочинения

Как написать сочинение ЕГЭ по русскому языку?

Следующее, что необходимо изучить, рассматривая примеры сочинения (ЕГЭ по русскому языку), – структуру построения вашей работы. От этого во многом зависит успешное написание задания.

Очевидно, что для данного экзамена, как ни для какого другого предмета важна правильная структура сочинения. ЕГЭ по русскому языку предполагает умение логического построения и согласованности работы. Потому данному пункту следует уделить немало внимания. Текст можно разбить на следующие части:

  1. Вступление.
  2. Выявление проблемы.
  3. Раскрытие проблемы.
  4. Взгляд автора.
  5. Ваше личное мнение.
  6. 2 аргумента.
  7. Вывод.

Таким образом выглядит план сочинения (ЕГЭ по русскому языку). Рассмотрим каждый его пункт подробно.

Вступление

Следует помнить, что вступление не должно быть слишком большим. Достаточно 2-4 предложений для того, чтобы задать основную мысль вашей работы.

Как начать сочинение по русскому? ЕГЭ — формат, который позволяет писать вступление разными способами. Вы можете оформить начало в форме вопроса. К примеру: «Что такое война? Это тяжелое бремя не только для государства, но и для всего народа».

Также вы можете начать сочинение со своего личного рассуждения на тематику текста. К примеру: «Недопонимание старших и младших существовало всегда. Взрослые могли не понять поступок ребенка и обидеть его, дети ослушаться родителей, не поняв их благих намерений. И очень сложно, подрастая, понимать и взрослых, и детей одновременно».

Кроме того, если вы можете использовать цитату какого-либо автора, философа или драматурга, то она послужит хорошим началом вступления.

После того как вы разобрались, как начать сочинение по русскому, ЕГЭ и сама работа не покажется таким сложным, как на первый взгляд.

Проблематика

Как написать сочинение ЕГЭ по русскому языку?

Далее план сочинения (ЕГЭ по русскому языку) предполагает описание проблемы. С этим могут возникнуть сложности. Для того чтобы выявить проблематику, необходимо соблюдать следующий алгоритм:

  1. Определить главную мысль текста.
  2. Выявить направление и тему сочинения.
  3. Оценить взаимодействие героев и сделать вывод по тексту.

Пройдя эти три пункта, вы соберете достаточно информации для того, чтобы определить проблему. Строгих ограничений в объеме для описания проблемы нет, однако 4-5 предложений будет достаточно. К примеру: «В данном тексте затрагивается проблема того, что многие имена героев Великой Отечественной войны забыты, хотя мы помним их подвиги».

Данную часть можно считать главной, поскольку именно вокруг нее собраны остальные пункты сочинения, потом правильное определение проблемы играет большую роль в оценивании работы.

Взгляд автора

Как написать сочинение ЕГЭ по русскому языку?

Если вы используете шаблон сочинения (ЕГЭ по русскому), то следующим этапом идет описание мнения автора. То есть это его личное отношение к затрагиваемым проблемам. Конечно, вы должны понимать, что формат сочинения (ЕГЭ по русскому языку) не является обязательным. Ученик может менять пункты местами, но придерживаться структуры необходимо.

В этой части редко возникают проблемы, поскольку от экзаменуемого требуется лишь кратко выразить отношение автора к описываемой проблеме. Нередко оно может быть выражено в самом тексте, потому допускается использование цитат.

«Автор искренне переживает за своего героя – все беды, происходящие с ним, автор словно переживает сам. Это ярко выражено в данном отрывке: «….»».

Личное мнение и аргументация

До этого пункта мы активно использовали примеры сочинения (ЕГЭ по русскому языку), что вы можете применять и в своей подготовке к экзамену. Однако на этапе описания личного мнения они мало чем помогут.

В данной части структура сочинения (ЕГЭ по русскому языку) предполагает высказывание учеником своего личного взгляда на проблему. Вы можете быть согласны с автором или же, наоборот, иметь противоположное мнение. Но самое главное – вы должны его правильно аргументировать.

Обращая внимание на шаблон сочинения (ЕГЭ по русскому языку), следует отдельно изучить пункт аргументации. Он требует наличия как минимум двух аргументов, из которых один обязательно должен быть взят из художественной литературы. Второй можно привести из СМИ, истории, жизни или художественной литературы.

Какие произведения можно использовать для аргументации?

Конечно, самым «наполненным» событиями, темами и отдельными направлениями произведением является «Война и мир». В этом романе вы сможете найти аргументы абсолютно для любого направления вашего сочинения.

Здесь присутствует и тематика любви, дружбы, нравственности, войны и т. д. Потому, если вы хорошо знаете данное произведение и читали его полностью, проблем с этим у вас точно не будет.

Следующим примером, в котором можно найти достаточно аргументов, является «Евгений Онегин». Данное произведение является хорошим «сборником» для аргументации в направлении любви, вражды и дружбы, ошибок и поражений и т. д.

И еще одним произведением, которое можно включить в данную тройку, является «Тихий Дон». Данный роман в полной мере раскрывает тему трагедий войны, затрагивает непростые отношения между поколениями, ярко выражает горечь и радость дружбы и, конечно же, включает в себя сложные взаимоотношения между героями, среди которых не исключены и любовные. Потому данное произведение рекомендуется к прочтению перед написанием сочинения.

Как написать сочинение ЕГЭ по русскому языку?

Примеры

Какие примеры сочинения (ЕГЭ по русскому языку) можно привести в данном случае? Все зависит от конкретной темы вашего сочинения. Предположим условно, что тематикой работы является суждение: «Любовь и разум не могут взаимодействовать вместе».

Высказывая свое мнение, вы можете как согласиться с данной точкой зрения, так и опровергнуть ее. Пример: «Действительно, когда человек любит, редко он может подчиниться воле разума, если сердце того не желает.

Доказательством тому может послужить Татьяна в романе «Евгений Онегин». Девушка, безнадежно влюбившись с молодого Евгения, пишет ему письмо с признанием, хотя, видя характер эгоистичного молодого человека, должна была не один раз подумать о необходимости своего поступка. Позже это решение обернулось для девушки целой трагедией».

Но, что удивительно, в этом же произведении мы можем найти и обратный аргумент данному суждению. «По моему мнению, и любовь, и разум могут существовать вместе. Печальным примером тому может послужить Евгений Онегин в одноименном романе.

Уже в конце произведения молодой человек осознает все свои ошибки по отношению к Татьяне, которая была сильно влюблена в Евгения. Спустя несколько лет Онегин все же понимает, что влюблен в девушку. Он борется с этим чувством, но все же сдается и признается Татьяне во всем. Но девушка отказывает.

Евгений в данном случае является примером тому, как могут взаимодействовать разум и чувства».

Вывод

Итог вашего сочинения может быть разным. Ваша задача заключается в том, чтобы просто сделать вывод по проделанной работе. К примеру: «Культура в жизни человека играет огромную роль, и мы должны беречь ее, как материально, так и духовно».

Главное, чтобы ваша мысль была завершающей и отображала суть вашего сочинения. Ну, а после этого остается только ждать результатов вашей работы. Если вы учли все критерии и прислушались к советам, описываемым в статье, то вы должны полностью разобраться с тем, как писать сочинение по русскому языку. ЕГЭ — это не страшно, будьте уверены: ваша работа достойна высокого балла.

Источник: https://www.syl.ru/article/304926/primeryi-sochineniya-ege-po-russkomu-yazyiku-kak-pisat-sochinenie-po-russkomu-yazyiku

Как написать сочинение ЕГЭ по русскому языку?

Выпускники считают самым сложным заданием ЕГЭ по русскому — написание сочинения. Поэтому к подготовке этой теме нужно подойти основательно.

Чтобы написать сочинение ЕГЭ на «отлично» нужен:

1. Алгоритм написания сочинения:

  • Внимательно прочитайте текст (обратить внимание на ключевые фразы и оценочные слова, чтобы выделить проблему и позицию автора);
  • Определяем тип текста (художественный или публицистический);
  • Сформулируйте проблему и позицию автора;
  • Продумайте комментарий (следите, чтобы он логично связал формулировку проблемы и позицию автора);
  • Подберите цитаты из текста, которые помогут подтвердить правильность вашего понимания авторского текста);
  • Определите своё отношение к позиции автора (согласие/несогласие);
  • Подберите аргументы (они должны подтверждать или опровергать мнение автора);
  • Продумайте композицию сочинения: введение, заключение, микровыводы и связки между частями;
  • Продумайте вступление и заключение. По объёму идеально, если вступление и заключение вместе будут составлять треть сочинения. Во вступлении можете написать о своём понимании темы, о значении входящих в неё слов (если вспомните подходящие цитаты или афоризмы — пишите). Заключение — подведение итогов, пересмотр уже написанного, ваши выводы. Сформулировать их надо как можно чётче;
  • Проверьте правильность деления на абзацы (рекомендуется каждую смысловую часть выделить в отдельный абзац. Каждый аргумент тоже выделить в отдельный абзац. В сочинении должно быть минимум 3 абзаца);
  • Не допускайте ошибок при переписывании. Перечитайте сочинение, чтобы исправить допущенные ошибки. Особое внимание следует обратить на речевые и грамматические ошибки.
Читайте также:  Рекомендации о том, как оформить эссе

2. План сочинения ЕГЭ

Структура сочинения состоит из следующих разделов:

  1. Вступление.
  2. Проблема.
  3. Связка.
  4. Комментарий (1-й пример) + Пояснения к комментарию + Связка.
  5. Комментарий (2-й пример) + Пояснение к комментарию + Связка.
  6. Позиция автора — как автор отвечает на поставленный вопрос, как относится к проблеме. 1-2 предложения.
  7. Собственная позиция. Обоснование своей позиции (аргументы, доказательства) — 1-2 предложения: объявить свое согласие с мнением автора, сформулировать тезис, который будете доказывать аргументами в следующем абзаце.
  8. Заключение.

Вступление. Как начать сочинение?:

  • Если знаете что-либо об авторе, можно написать 2-3 предложения.
  • Можно написать о позитивном впечатлении, которое произвел на вас текст.
  • Можно обрисовать типичную картину (Часто бывает так, что…)
  • На вечные темы можно начать так: Любовь…Сколько о ней сказано!
  • Порассуждать об эпохе, вспомнить факты из биографии писателя, кратко поговорить глобально о поднятой теме.

Клише для вступления в сочинении:

  • Думаю, эта тема интересует многих…. Не ошибусь, если скажу, что данная тема актуальна для большинства… Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент… Всем известен факт…
  • Задумывались ли вы, почему тема остается актуальной во все времена… Знаете ли вы, в чем особая ценность (дружбы, чести, чувств)… Понимает ли современная молодежь, насколько незыблемыми остаются былые ценности: честь, ответственность, дружба…
  • «Береги честь смолоду», в этой фразе выражена главная мысль произведения… «Единственный путь найти друга — быть им» – это высказывание Ральфа Эмерсона очень четко определяет характер и поведение главного героя…

Комментарий к проблеме

В качестве можно использовать истории и цитаты, размышления автора и примеры из произведений.

Структура :

  • Пример из текста.
  • Пояснение примера.
  • Смысловая связь между примерами.
  • Пример-иллюстрация из текста.
  • Пояснение.

Требования к м:

  1. Написать 2 примера, которые иллюстрируют проблему. Здесь можно использовать частичное цитирование с пояснением. Важно!!! Не нужно вставлять объемные цитаты. Используйте только главную часть.
  2. Выделить смысловую связь между приемами: причинно-следственную, противительная или другие связи в тексте.
  3. Пояснение к примерам-иллюстрациям. Объяснить слова автора, раскрыть их смысл, рассказать, почему, по-вашему мнению, герои поступают так, а не иначе, добавить лексические оценочные средства выразительности, добавить эмоциональную составляющую. При написании нужно их проанализировать, дать свою оценку происходящему.
  4. Соответствие заявленной проблеме.
  5. 0 баллов ставится в комментарии если:
    • Допущена одна неточность, комментарий оценивается в 0 баллов.
    • Комментарий не написан.
    • Комментарий написан без опоры на текст.
    • В комментарии присутствуют фактические ошибки.

Ошибки в х:

  • Комментарий не полностью основывается на тексте.
  • Плохой пример .
  • Комментарий затмевается текстом цитат или пересказом.

В комментарии не должно быть:

  • Пересказа исходного текста или его части. Рассуждений по поводу всех проблем текста. Комментариев о действиях героев текста.
  • Избегать повторов слова «проблема».
  • Не допускать выражений «проблема о том, что…», «проблема того, что…», «проблема о мужестве и стойкости…».

Как писать комментарий?

  1. Нужно внимательно прочитать текст.
  2. Для публицистических текстов: выделите для себя предложение, в котором заложен основной смысл, который хотел донести автор, затем задайте к нему вопрос. Это и будет проблема, поставленная автором.
  3. Для художественных текстов: читайте «между строк»: что хотел сказать автор? Если поставить проблему сложно, внимательно всмотритесь в ключевые слова и попробуйте по ним определить мысль автора.

Клише для :

  • Автор считает (что?)
  • Автор отмечает важность (чего?)
  • Автор рассказывает (о чём?)
  • Автор размышляет (о чём?)
  • Автор обращает внимание на (что?)
  • Автор подчеркивает (что?)
  • Автор раскрывает проблему на примере
  • Автор делает акцент на том, что
  • Проблема, обозначенная автором, очень актуальна (важна, злободневна)…
  • Вопрос о…. никого не может оставить равнодушным, в большей или меньшей мере он касается каждого (объяснение, почему)…
  • Чувствуется заинтересованность автора произведения в поднятой им проблеме, он не может рассуждать на эту тему отстраненно и холодно (объяснение со ссылкой на текст)…

Аргументы должны быть:

  1. Точными.
  2. Развёрнутыми и убедительными.
  3. Доказывать вашу точку зрения.

Подберите литературную аргументацию. К каждому тезису — свой пример.

Не важно с одного произведения или разных. Помните, что писать аргументы одним абзацем — нельзя.

Перед каждым аргументом должен идти тезис, так ка не понятно зачем аргументы вообще нужны и что иллюстрируют литературные примеры.

Клише для аргументов:

  • Жизненный опыт: часто приходиться сталкиваться с… подобные явления, увы, стали нормой … кто из нас не был свидетелем подобного…
  • Читательский опыт: эта проблема волновала многих писателей-классиков… очень остро этот вопрос поставлен в произведениях… многие авторы обращаются к этой злободневной (актуальной, важной) проблеме…
  • Зрительский опыт: этот вопрос часто обсуждаем в Интернете… по статистике телепередач, этой проблеме посвящено 50% эфира…

Как заканчивать сочинение?

  • Заключительная часть сочинения по объему примерно равна введению. Ее содержание должно быть кратким, емким, логичным. Обязательна связь с предыдущими структурными частями. Для этого можно использовать слова и конструкции: «итак», «таким образом», «следовательно», «в этой связи», «значит» и пр.
  • 2-3 предложениями, дублирующими вступление.

Клише для выводов в заключении:

  • После прочтения этого произведения становится понятно… После знакомства с героями произведения понимаешь… Прочитав произведение, осознаешь…
  • Автор стремился показать… Автор хочет, чтобы читатель понял… Автор текста считает проблему важной…

Советы!!!

  • Не забывайте каждую часть начинать с новой строки.
  • Продумывайте логику перехода от одного абзаца к другом.
  • Следите за объёмом (союзы и частицы тоже считаются). Идеально, если итоговая цифра перевалит за 350. Но даже если будет 250 — не страшно, а вот за 249 уже будет выставлен «незачёт».

Источник: https://bingoschool.ru/blog/125/

Как писать сочинение по русскому на ЕГЭ-2019

За сочинение можно получить максимум 24 балла. Формат предполагает свободную форму изложения мыслей, но всё-таки нужно действовать по определенному алгоритму, чтобы получить высокий балл.

Читаем задание

В формулировке задания уже содержатся подсказки, которыми вы можете воспользоваться. Например, чётко обозначена структура эссе:

  1. вступление + формулировка проблемы;
  2. комментарий к проблеме: первый пример-иллюстрация и его значение для раскрытия проблемы;
  3. комментарий к проблеме: второй пример-иллюстрация и его значение для раскрытия проблемы + смысловая связь между двумя примерами;
  4. позиция автора;
  5. ваше отношение к позиции автора и его обоснование;
  6. заключение.

При этом очень важно соблюдать разбивку на абзацы. Ошибочное разделение текста на абзацы обязательно приведёт к снятию баллов (эта ошибка называется нарушение абзацного членения). Лучше всего следовать схеме — один абзац на каждый пункт плана. Но допускаются и некоторые отступления от этой логики.

Например, вы можете разделить вступление и формулировку проблемы, поставленной в исходном тексте на два абзаца, или отделить своё отношение к позиции автора от своей аргументации. Также вы можете определить смысловую связь между двумя примерами-иллюстрациями из исходного текста не после второго примера, а после первого.

В задании указано, чего делать не надо — пересказывать текст или переписывать его, — и определена нижняя планка объема — 150 слов. Если слов меньше, баллы снимут. Больше слов написать можно и даже желательно, но не забывайте о том, что вы ограничены по времени. Так что лучше выражайтесь кратко, но ёмко. Идеальный абзац состоит из 4–5 предложений.

Что нужно уметь:

  • Читать и понимать чужой текст согласно авторскому замыслу. Здесь очень важно правильно интерпретировать авторскую позицию.
  • Анализировать чужой текст*Когда вы пишете комментарий к тексту, вы демонстрируете, что умеете его анализировать: делить на смысловые части, выделять главное, видеть, какими способами автор иллюстрирует проблему и выражает свою позицию. *В 2019 году в задании к сочинению сместились акценты. Если раньше половина эссе была посвящена анализу чужого текста, а вторая половина — вашей позиции и умению её аргументировать, опираясь в том числе на литературные произведения, то теперь большая часть вашего сочинения (и большая часть баллов, которыми его будут оценивать) — это именно анализ исходного текста. Теперь за комментарий к проблеме, поставленной в исходном тексте, вы можете получить максимум 5 баллов против 3 баллов в предыдущие годы. За обоснование же вашего отношения к позиции автора вы теперь можете получить всего 1 балл, в то время как в предыдущие годы за аргументы к вашей точке зрения вы получали максимум 3 балла.
  • Формулировать свою позицию по поставленному вопросу. Ваше мнение может совпадать с авторской позицией, а может и не совпадать. Главное — внятно его сформулировать и обосновать, а также проявить уважение к чужой точке зрения, даже если вы с ней не согласны.
  • Логично строить своё письменное высказывание. Вы должны показать, что умеете рассуждать, то есть выстраивать мысли в связную цепочку, где одно вытекает из другого.
  • Письменно выражать свои мысли на литературном языке и соблюдать общеязыковые нормы грамотности. От вас требуется соблюдение правил грамматики, орфографии и синтаксиса. Важно избегать стилистических и речевых ошибок и уметь проверять свой текст на их наличие.
Читайте также:  Какие привести аргументы к сочинению Отцы и дети?

Формулируем проблему

Перед формулировкой проблемы определите тему текста: о чем он? о чём размышляет или рассказывает автор? Проблема же — это те вопросы по теме, которые автор ставит перед собой и перед читателем.

В тексте чаще всего несколько проблем. Лучше выбрать ту, которая более очевидна, бросается в глаза. Если вы подойдете к заданию излишне оригинально и опишете проблему, которая, может, и присутствует в тексте, но которой нет в списке ответов у экзаменатора, вам могут снять все баллы по первым 4 критериям (8 баллов!).

Чтобы сформулировать проблему, можно представить ее в виде формулы, где X — это тема, которую мы определили. Тогда проблема — это:

  • Что такое Х?
  • Что не так с Х?
  • Какова роль Х в нашей жизни?
  • Х (или отсутствие X) — это плохо, трагично.

Например, тема текста — материнская любовь. Мы можем:

  • А) порассуждать о том, что такое материнская любовь и зачем она нужна;
  • Б) поговорить о недостатке материнской любви в современном мире;
  • В) высказаться о роли материнской любви в жизни человека;
  • Г) указать на серьёзные последствия нехватки любви для человека или общества.

Комментируем проблему

В 2019 году требования к комментарию стали более высокими и серьёзными. Теперь комментарий к проблеме — это основная часть вашего сочинения, и он оценивается 5 баллами.

Чтобы извлечь из исходного текста два примера-иллюстрации, которые помогают автору раскрыть проблему, задайте один или несколько вопросов по тексту из следующего списка:

На каком материале раскрыта проблема?

Автор может использовать цитаты, примеры из жизни или истории известных людей. В художественном произведении таким материалом становятся герои, их мысли и действия. Вы можете выделить в тексте две разных иллюстрации — двух героев, два события, эпизод из жизни автора и ссылку на авторитетное мнение или исторический пример.

Какие типы речи использует автор?

Три типа речи — рассуждение, описание и повествование. Если вы определили в тексте несколько типов речи, значит, вы можете взять примеры-иллюстрации из повествования автора и из его рассуждений.

Какие крупные смысловые части есть в тексте и как это помогает раскрыть проблему?

В разных смысловых частях текста вы найдёте две разные иллюстрации, которые помогают автору раскрыть проблему. Например, в начале текста он вспоминает случай из своей жизни, а в конце рассказывает о своих наблюдениях за другими людьми. Это и будут ваши два примера-иллюстрации.

Какие два фрагмента в тексте наиболее важны для раскрытия проблемы?

Укажите на эти фрагменты (но не надо пересказывать их подробно) и объясните, почему он показался вам ключевым.

Какие образы или аргументы из текста показался вам наиболее убедительным?

Выделите в тексте самые яркие элементы — самый впечатляющий эпизод, самый эмоциональный момент, убедительный аргумент, яркую метафору — и постройте комментарий вокруг этих элементов текста, расскажите, почему они, по вашему мнению, так важны.

Не забудьте, что найденные вами примеры-иллюстрации должны помогать автору раскрывать ту проблему, которую вы сформулировали в начале сочинения.

Важно обратить внимание на то, что вы должны не только привести два примера-иллюстрации из исходного текста, но и объяснить, какова их роль в раскрытии проблемы, а также установить смысловую связь между этими примерами. Это новые элементы в задании.

Чтобы определить значение найденного вами примера-иллюстрации, задайте себе вопрос: как этот эпизод (образ, пример, цитата, антитеза и т.п.) помогает автору раскрыть суть проблемы? Для чего автор ввел этот эпизод/этот пример в свой текст?

Определяем авторскую позицию

Нужно понять, как автор относится к проблеме и как он сам отвечает на вопросы, которые ставит в тексте. Чтобы быть уверенными в том, что вы правильно определили позицию автора, напишите, как вы её вычленили, что помогло вам понять отношение автора к проблеме.

Авторская позиция бывает не всегда очевидна, особенно в художественных текстах. В таком случае можно написать: «Автор не доносит прямо свою позицию, оставляя читателю простор для размышлений» или «Из текста видно, что автор симпатизирует герою, хотя это не прописано».

Выражаем собственное мнение

Вам нужно согласиться или не согласиться с позицией автора, которую вы определили ранее. Вы можете частично разделять позицию автора, а в чем-то быть с ним не согласны. Но в любом случае вы должны проявить уважение к чужой точке зрения и обязательно обосновать свое согласие или несогласие.

Обосновываем свою позицию

В 2019 году изменилось требование к обоснованию вашей позиции. Вам больше не нужно приводить обязательно 2 аргумента и при этом опираться на читательский опыт, защищая свою точку зрения. Теперь от вас требуется всего лишь обосновать своё согласие или несогласие с автором.

Обоснование — это объяснение вашего отношения. Ответьте на вопрос: почему позиция автора вызвала у вас такое отношение? Почему лично вы, с вашим опытом и взглядами, согласны или не согласны с ним? Не забудьте, что вы должны высказать свое суждение именно по той проблеме, которую вы обозначили в начале своего сочинения.

В качестве обоснования своего отношения можно использовать  свой жизненный опыт, чье-то авторитетное для вас мнение, статистические или научные данные, исторические факты, примеры из литературы. Обоснование вашего отношения должно объяснять вашу точку зрения и доказывать ее правомерность.

Начинаем и заканчиваем

Важные части вашего сочинения — это первый и последний абзац, вступление и заключение. Как правило, для вступления и заключения достаточно одного-двух предложений.

Писать и вступление, и заключение лучше всего в самом конце, когда основная работа над сочинением завершена.

Во вступлении можно говорить об актуальности проблемы, истории вопроса. Вступление должно вызывать интерес к теме и желание прочитать ваше сочинение.

В заключении вы подводите итоги. Можно написать, как повлиял на вас прочитанный текст, какой опыт вы приобрели, подчеркнуть ещё раз основную мысль, в которой вы хотите убедить читателя. Допускаются призывы к решению проблемы или позитивный взгляд на разрешение проблемы сейчас или в будущем.

Оформляем мысли грамотно

Сочинение — это публицистический жанр. Ваш текст должен быть написан в соответствии с требованиями к этому жанру.

В сочинении не должно быть:

  • разговорной лексики, слэнга;
  • большого количества англицизмов и неологизмов;
  • грубых и нецензурных слов;
  • научных терминов и оборотов;
  • канцеляризмов;
  • излишней высокопарности;
  • устаревших слов и выражений.

Необходимо писать грамотно, литературным языком, используя нейтральную лексику.

Источник: https://media.foxford.ru/ege-rus-composition/

План сочинения ЕГЭ 2020 по русскому языку

Публикуем краткий план для успешного написания сочинения (эссе) на ЕГЭ по русскому языку. В 2019 году КАРДИНАЛЬНО меняется структура и план самого сочинения!

План сочинения ЕГЭ 2020:

  1. Вступление
  2. Проблема
  3. Связка
  4. Комментарий (1-й пример)
  5. Пояснения к комментарию
  6. Связь между 1 и 2 примерами
  7. Комментарий (2-й пример)
  8. Пояснение к комментарию
  9. Вывод
  10. Позиция автора
  11. Собственная позиция
  12. Обоснование своей позиции (аргументы, доказательства)
  13. Заключение

Более подробный видеоурок от А до Я про сочинения по русскому в 2020 году

Дополнительно:

  • Критерии оценивания сочинения
  • Всё о собственном мнении (обоснование)

Рассмотрим подробнее каждый пункт

1. Вступление

Объем: 2-3 предложения.

Задача: подвести читателя к проблеме.

Во введении также можно порассуждать:

  • Об эпохе.
  • Вспомнить факты из биографии писателя.
  • Кратко поговорить глобально о поднятой теме.

2. Формулировка проблемы анализируемого текста (только одной!)

Задача: четко и однозначно сформулировать ту из проблем текста, к которой у вас есть аргументы, назвать автора, сообщить о прочтении текста.

Объем: 2-4 предложения.

К сожалению, не во всех предложенных текстах сразу удается понять, что хочет сказать автор. Есть несколько секретов, которые помогут облегчить задачу. Во-первых, проблема, как правило, сформулирована либо в начале, либо в конце текста.

Это зависит от хода мыслей автора: он может сначала привести тезис, затем аргументацию, либо наоборот. Во-вторых, в любом тексте есть ключевая лексика, т.е. слова, которые несут в себе основную мысль текста.

Эта лексика пригодится вам на следующем этапе – составлении к исходной проблеме.

Способы формулирования проблемы:

  • Вопросительные предложения. Какими должны быть отношения между родителями и детьми? Этой проблеме посвящен текст (ФИО автора)
  • Конструкция «Проблема + сущ. В Р. п. (чего?)». Автор поднимает проблему отцов и детей

4. и 7. Комментарий к выделенной проблеме — самое важное!

За комментарий в сочинении ЕГЭ с 2019 года можно получить 5 баллов. Это самый важный по баллам критерий

Комментарий — это подтверждение того, что заявленная вами проблема действительно присутствует в тексте. Это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на конкретные ситуации из текста или на конкретные размышления автора.

В качестве можно использовать:

  • Цитаты.
  • Истории.
  • Примеры, которые приводят авторы в своих текстах.
  • Размышления автора, связанные с проблемой.

Структура:

  • Пример из текста.
  • Пояснение примера.
  • Смысловая связь между примерами.
  • Пример-иллюстрация из текста.
  • Пояснение.

Как писать комментарий:

  1. Чтобы правильно написать комментарий, необходимо очень внимательно прочитать текст.
  2. Если текст публицистический, важно проследить за тем, как развивается мысль автора до того, как он сам приходит к какому-либо выводу (вывод автора в вашем сочинении станет авторской позицией).
  3. В художественном тексте авторская позиция не выражена прямо. Ее необходимо понять из контекста, проанализировав поведение героев, ситуации, лексические средства, которые использует автор. Получается так: все, что вы используете для того чтобы понять авторскую позицию по проблеме и станет вашим комментарием.

Требования к комментарию:

  1. 2 примера-иллюстрации, важных для понимания проблемы. Здесь уместно использовать частичное цитирование с объяснением того, почему именно эти ситуации вы рассматриваете и что автор пытается нам показать этими примерами.
  2. Смысловая связь. Необходимо указать на причинно-следственную связь, противительную  или другую связь между примерами. Все будет зависеть от приемов, которые использует автор в конкретном тексте.
  3. Пояснение к примерам-иллюстрациям. Важно интерпретировать слова автора и сюжетную линию текста – это и есть пояснение к примерам иллюстрациям. Это значит объяснить слова автора, раскрыть их смысл, рассказать, почему, по-вашему мнению, герои поступают так, а не иначе, добавить лексические оценочные средства выразительности, добавить эмоциональную составляющую. При написании недостаточно просто показать две ситуации, привести два примера, важно их проанализировать, дать свою оценку происходящему.
  4. Цитирование: НЕЛЬЗЯ переписывать целые куски из текста или пересказывать весь текст или фрагмент. Если в качестве иллюстраций вы цитируете текст, то лучше использовать «частичное цитирование».
  5. Соответствие заявленной проблеме.
  6. Фактическая точность. Если при написании допускается хотя бы одна фактическая неточность, комментарий оценивается в 0 баллов.
Читайте также:  Какие направления тем для итогового сочинения?

0 баллов за комментарий можно получить ЕСЛИ:

  • Комментарий не написан.
  • Комментарий написан без опоры на текст.
  • В комментарии присутствуют фактические ошибки.

Слова, которые помогут начать комментарий (клише):

  • Автор считает (что?)
  • Автор отмечает важность (чего?)
  • Автор рассказывает (о чём?)
  • Автор размышляет (о чём?)
  • Автор обращает внимание на (что?)
  • Автор подчеркивает (что?)
  • Автор раскрывает проблему на примере
  • Автор делает акцент на том, что

10. Формулировка позиции автора текста по проблеме

Задача: рассказать о том, как автор отвечает на поставленный вопрос, как относится к проблеме.

Объем: 1-2 предложения.

Эта часть предполагает раскрытие позиции автора на выделенную проблему. Это можно выразить одной фразой (автор считает:, позиция автора такова:, автор выступает против: и т.д.). Как сам автор отвечает на поставленный вопрос? Как он предполагает решить поставленную проблему?

11. Ваша собственная позиция

Задача: объявить свое согласие с мнением автора, сформулировать тезис, который будете доказывать аргументами в следующем абзаце.

Объем: 1-2 предложения.

12. Заключение (вывод)

Большое заключение это большой минус, который говорит о том, что Вы не можете кратко изложить свои мысли. Вступление и заключение не должны быть более 25% всей работы. Т.е. примерно 2-3 предложения.

Лучше всего закончить аналогично вступлению: подвести итог о том, какое впечатление произвело на тебя это сочинение, заставило ли тебя задуматься о твоих взглядах на мир? Затем общий вывод: какую роль сыграло в литературе данное произведение, реакция на него мира или страны (если это глобальная проблема). Как вариант: во вступлении мы задаем вопросы, а в третьей даем ответы.

В заключительной части работы читающий (проверяющий) должен увидеть:

  1. завершенность работы;
  2. связь заключения с текстом, с его проблематикой.

Источник: https://www.ctEGE.info/russkiy-yazyik-teoriya-ege/plan-napisaniya-esse-ege-po-russkomu-yazyiku.html

Как писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Советы

Второй части ЕГЭ по русскому языку боятся многие выпускники – ведь написать сочинение намного сложнее, чем выучить правила и запомнить исключения. Расскажем, что изменится в 2019 году в оценке сочинения, как писать рассуждение и составить план работы, а также дадим несколько советов по ее написанию.

Что нового в критериях оценки сочинения на ЕГЭ?

В 2019 году изменились некоторые критерии оценки сочинения ЕГЭ – в частности, из критериев оценки убрали требования к количеству и качеству аргументов из прочитанных произведений и жизненного опыта (К4).

При этом использовать эти аргументы по-прежнему придется, но теперь обращать на них такое пристальное внимание, как раньше, не будут, а вместо трех баллов за этот критерий будут давать лишь один.

Напомним, что для того, чтобы получить этот балл, необходимо выразить свое личное отношение к позиции автора и обосновать свое мнение.

Критерий, по которому оценивался комментарий выпускника к проблеме исходного текста, теперь, напротив, оценивается выше – за правильное комментирование теперь дают пять баллов вместо трех.

Получить максимальную оценку можно, прокомментировав позицию автора, при этом нужно выбрать из авторского текста два примера, необходимых для понимания поднятой проблемы, и выявить между ними связь.

Как и в предыдущие годы (в частности, в 2017-м и 2018-м), основное внимание в сочинении ЕГЭ будет уделено грамотности: оценивается орфография, пунктуация, языковые и речевые нормы. Без них написать сочинение на 27 баллов практически невозможно.

На что необходимо обратить внимание

При подготовке к сочинению и при непосредственной работе над ним важно обратить внимание на самый первый критерий (К1), по которому оценивается формулировка проблемы «исходника». Если проблема сформулирована ошибочно, по всем критериям, касающимся содержания (К1–К4), будет выставлено ноль баллов вместо восьми.

Не все выпускники в сочинении соблюдают этические нормы, как того требует критерий К11, и стремятся довольно эмоционально и резко высказаться относительно авторской позиции или используют оскорбления, которые могут задеть непосредственно специалиста, проверяющего работу. Этого делать не нужно – все оценки должны быть довольно сдержанными.

Языковые и речевые нормы, которые регулируют критерии К9 и К10, часто вызывают трудности у выпускников, но здесь можно рекомендовать лишь уделять достаточно внимания подготовке к сочинению и досконально проверять его после написания.

Поскольку теперь больше внимания уделяется комментированию, просто заучить ряд стандартных примеров или шаблонов, как раньше, не получится. Необходимо заранее поработать над умением комментировать и разъяснить для себя, чем комментарий отличается от пересказа.

Структура и план сочинения на ЕГЭ

Преподаватели русского языка рекомендуют ориентироваться на такую структуру при написании сочинения в 2019 году:

  1. Формулируется одна из проблем, обозначенных автором.
  2. Комментирование проблемы с приведением двух примеров-иллюстраций.
  3. Позиция автора.
  4. Высказывается отношение выпускника к позиции автора и обоснование своего мнения.
  5. Заключение.

Прежде чем писать сочинение ЕГЭ, составьте для себя некий универсальный план, который будет соответствовать структуре работы и поможет написать ее быстро и правильно. В частности:

  1. Прочитайте текст в первый раз и выделите основную мысль, подумав, о чем рассуждает автор и к какому выводу приходит.
  2. Прочитайте текст второй раз и отметьте для себя акценты – поступки героев или события, которые могут иллюстрировать главную мысль автора. Особое внимание стоит уделить повтору слов, большому количеству восклицаний или вопросно-ответной форме изложения. Мысль автора в сочинении не нужно искажать, ее нужно найти в тексте и транслировать в своей работе. Например, написать: «Мысль автора выражена словами…» или «По мнению автора…».
  3. Если сложно сразу определить проблему, выпишите их все и постарайтесь определить ту, которая присутствует и в начале текста, и в конце. Так же при выявлении двух-трех проблем выбирайте для себя одну, о которой вы готовы будете размышлять и обосновывать позицию. Кстати, многие упускают из виду, что проблему в сочинении можно формулировать не только в форме утвердительного предложения, но и в форме риторического вопроса.
  4. После того как основная мысль и проблема текста были определены, необходимо их прокомментировать, опираясь на авторский текст. Здесь нужно написать и объяснить, при помощи каких приемов автор раскрывает суть проблемы, а также привести как минимум два примера, которые бы проиллюстрировали это.
  5. Недостаточно просто привести примеры, их нужно соотнести. Так, например, оба примера-иллюстрации в сочинении могут подтверждать одну и ту же мысль, а могут быть противопоставлены и демонстрировать противоположные точки зрения. Иногда также можно сравнить примеры по одному критерию, но такой метод требует определенной сноровки.
  6. Несмотря на то, что критерии оценки аргументов в сочинении ЕГЭ по русскому языку изменились, выпускнику важно выразить свое личное отношение к авторской позиции и проблематике. Так, можно согласиться с автором или не согласиться (полностью или частично). При этом важно аргументировать свое мнение какими-то примерами из личного опыта, литературы, рассказов знакомых или новостей.
  7. Заключение – важная часть сочинения, и писать его нужно вдумчиво. В нем необходимо подытожить свои размышления над поставленной ранее проблемой, но не стараться повторить позицию автора или пересказывать произведение. В заключительной части сочинения ЕГЭ постарайтесь оценить все, что было сказано выше, или высказать свое предположение, или же побудить читателя к какому-либо действию.

Советы

Чтобы научиться писать сочинение ЕГЭ в 2019 году, можно заранее постараться набить руку – каждый раз при написании работы в ходе подготовки следовать плану и структуре, описанным выше, а также запомнить и использовать ряд фраз-клише. Такие фразы помогают связать части текста и выдержать его логическую структуру, что немаловажно для оценки работы в максимальное количество баллов (27).

Например, к проблематике можно применить такие клише: «В центре внимания находится проблема…», «В данном тексте автор размышляет над проблемой…», «Автор обратился к проблеме…».

Чтобы прокомментировать позицию автора, можно использовать следующие фразы: «Неслучайно автор обращает внимание читателя на…», «На примере случая из жизни автор показывает…», «Полностью раскрыть проблему помогает история, которую рассказывает…».

Правильно писать сочинение ЕГЭ помогут несколько советов:

  • Выпускники сами решают, как начинать писать сочинение-рассуждение, но лучше всего не использовать в первом предложении сочинения (да и в остальных) такие обороты, как: «Мне понравилась статья…», «Эта статья меня привлекла…», «Я внимательно прочел…», «Автор хорошо написал…».
  • Многим выпускникам сложно уследить за логикой повествования – для того чтобы писать сочинение, в черновике можно сначала составить план работы и по пунктам ее разложить. Это позволит избежать логических ошибок.
  • Не нужно перегружать сочинение – часто использование некоторых слов не только не демонстрирует знания выпускника, но и приводит к речевым ошибкам. Образец такой ошибки: «композиция построена» или «привлекает внимание композиционное построение текста».
  • Сочинение-рассуждение должно в полной мере раскрывать все достоинства произведения, поэтому все суждения должны быть максимально корректны, а свою точку зрения не стоит считать единственно верной.
  • Не нужно навязывать свою точку зрения, ее нужно грамотно аргументировать. Как это сделать? Очень просто – в сочинении нужно приводить факты и цитаты из исходного варианта. Также не нужно утверждать, что автор хотел сказать именно то, что выбрал экзаменуемый, – лучше писать свои предположения.
  • В сочинении не должно быть фактических ошибок: например, если вы не помните отчество писателя, лучше вовсе отказаться от его упоминания.
  • Не нужно чрезмерно восхищаться исходным текстом и другими произведениями автора.

Ученикам старшей школы, которые задаются вопросом, как писать сочинение ЕГЭ, стоит поискать в интернете примеры прошлогодних работ, а также подробные разборы сочинений прошлых лет в текстовом или видеоформате.

И, конечно, лучший способ написать сочинение на максимальный балл – постоянно тренироваться. Только практика поможет не растеряться на экзамене и в короткое время написать достойное рассуждение на заданную тему.

Источник: https://activityedu.ru/Blogs/lifehack/kak-pisat-sochinenie-ege/

Ссылка на основную публикацию