Какая структура итогового сочинения?

Итоговое сочинение состоит из 4 или 5 абзацев. Объём сочинения составляет 350 и более слов. Если в сочинении менее 250 слов, ставится незачёт.

В первом абзаце содержится вступление. Учащиеся должны продемонстрировать понимание заданной темы. Необходимо найти в теме ключевое понятие и дать ему определение. Разобравшись в ключевом слове или словах темы, дав им грамотное определение, ученик легко понимает вопрос, заключённый в теме, и начинает свои рассуждения.

Структура декабрьского сочинения

Каким образом может быть сформулирована тема:

  1. в виде цитаты: «Когда соединились любовь и мастерство, можно ожидать шедевра» (Джон Раскин); «О как отвратительна действительность! Что она против мечты?» (Н.В. Гоголь);
  2. в виде вопроса, который предполагает однозначный ответ: Стоит ли бояться исполнения мечты?
  3. в виде вопроса, который предполагает выбор одного из двух: Мечта как мотивация к реальной жизни или способ укрыться от неё? Ремесло – это работа или творчество?
  4. утверждение-постулат: «Изучайте науку искусства и искусство науки» (Леонардо да Винчи).

Далее необходимо раскрыть тему, написать своё понимание проблемы, высказать своё мнение, то есть сформулировать тезис. Важно осознавать, что аргументы, которые будут разбираться далее, должны соответствовать заявленному тезису. В первом абзаце должно обязательно звучать собственное мнение. В конце первого абзаца можно подвести небольшой итог сказанному – буквально одним предложением.

Во втором абзаце учащиеся приводят литературный аргумент, который подтверждает их тезис. Необходимо точно помнить фамилию и инициалы автора, а также название произведения. Учащиеся описывают образ персонажа, либо описывают ситуацию в качестве подтверждения своих рассуждений в первом абзаце.

Необходимо включить элементы пересказа эпизода или сюжета произведения. Также на сочинении важно продемонстрировать базовые навыки анализа художественного произведения. Здесь надо уметь характеризовать портрет героя, владеть знаниями тропов и фигур речи. В конце абзаца хорошо подвести некий итог сказанному выше – в одном предложении.

Если анализ литературного аргумента будет подробным, детальным, исчерпывающим, большим по объёму, то ученик может ограничиться одним художественным примером и даже разделить его на два абзаца. Но эксперты рекомендуют приводить два литературных аргумента. Соответственно, второй литературный аргумент будет в третьем абзаце сочинения.

Четвёртый абзац итоговой работы заключает в себе вывод всего, о чём говорилось в сочинении. Ученик должен помнить, что композиция его сочинения должна быть кольцевой, то есть вывод должен быть обязательно связан с исходным утверждением.

Источник: https://ege-study.ru/ru/ege/materialy/russkij-yazyk/dekabrskoe-sochinenie/2018/struktura/

План и структура итогового сочинения 2019-2020

Разбираем детально план и структуру написания итогового сочинения в 11 классе по литературе. Следование этому плану поможет вам написать сочинение максимально правильно и получить все баллы за его проверку.

Коротко о композиции и структуре итогового сочинения.

Общая структура итогового сочинения

I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.

II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.

Тeзис 1 (20-30 слов)

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
  • Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

Тeзис 2

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы
  • Микpoвывoд
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

III. Заключение (60-70 слов)

А теперь рассмотрим подробный план и структуру итогового сочинения.

I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем

Вступление состоит из 3 элементов:

  1. объяснение ключевых слов темы или цитаты;
  2. общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;
  3. ответ-тезис на главный вопрос темы.

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:

  1. тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что… », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли… » и т. д.,
  2. тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
  3. тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений . Основная часть = Тезис + Аргумент(ы).

Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.

Помни!

  • По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
  • Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
  • Оптимaльнoe кoличeствo литературных аргументов – 2.
  • Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!
  • Связка — это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.

Аргумент нужно:

  • привести из литературных источников.
  • выделить в отдельный абзац.
  • в конце каждого аргумента написать микровывод.
  • к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
  • если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

Аргумент состоит из 3 элементов:

  1. Обращение к литературному произведению — называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — произведение», чтобы избежать фактических ошибок).
  2. Его интерпретацию — здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
  3. Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу… » и т. п.

III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки

4 способа закончить сочинение:

  1. Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.
  2. Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите», «уважайте», «помните» . Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д. .
  3. Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
  4. Цитата, подходящая по смыслу и высказана уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения.

Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения.

Структуру сочинения условно можно разделить на два вида:

  1. Композиционная.
  2. Логическая.

Рассмотрим подробнее каждую из них.

Композиционная структура

  1. Вступление
  2. Основная часть
  3. Заключение

Логическая структура

  1. Зачин. Подготовка к восприятию основных мыслей работы.
  2. Тезис 1. Доказательства, примеры. Микровывод.
  3. Тезис 2.
  4. Тезис 3. 
  5. Вывод. Обобщение по всей теме

Источник: https://www.ctEGE.info/voprosyi-i-otvetyi-po-itogovomu-sochineniyu/plan-i-struktura-itogovogo-sochineniya.html

Структура и план итогового сочинения в 2019-2020 учебном году

Подготовка к написанию итогового сочинения в самом разгаре, школьники тренируются изо всех сил. Писать его сядут уже 4-го декабря уходящего года, и главное для успеха — не забыть про план текста и его структуру.

Правила написания не такие уж сложные, соблюдая их, получится набрать желаемое количество баллов за правильно написанный текст сочинения.

Структура с планом для итогового сочинения

В 2019-2020 к сочинению предъявляются четкие требования по каждой из его частей.

Вступление

Во вступлении должно набраться не менее 60-70 слов. Начало текста вводит читателя в основную мысль сочинения, раскрывает идею текста. В самом начале уместными считаются ключевые фразы, слова или цитаты из узнаваемых произведений литературы, затем следует краткий ответ на вопрос, поставленный в предложенной теме.

Начинать вступление с вопросов не рекомендуется, как и увеличивать объем введения. Самое главное, что от него требуется — формулировка ключевого тезиса.

Основная часть

Самая большая часть сочинения — середина. Не стоит перенасыщать ее тезисами с попыткой аргументировать кусками литературных произведений. Не нужно больше двух тезисов на сочинение. Все предложения в тексте должны быть логично взаимосвязаны и следовать друг за другом, не выбиваясь из контекста.

Каждый из тезисов с подкреплением литературным аргументом должен выделяться в собственный отдельный абзац. Не должно быть так, что абзац начинается с одной мысли и завершается другой, особенно если они противоречат друг другу. К концу основной части должен быть заметен микровывод.

Аргументы состоят из трех важнейших элементов, которые нельзя пропускать:

  • должны быть подписаны название произведения литературы и его автор;
  • необходимо привести пример, выбранный в литературном произведении, верно указаны имена героев. Необходимо, чтобы присутствовал анализ их поступков и действий, но сам сюжет пересказывать не нужно, ведь экзаменаторы уже читали эту книгу и сами;

Заключение

Микровыводы в заключительной части повторяться не должны. Кроме того, нужно избегать расхожих лозунгов вроде “спасайте Россию” и им подобных. Глаголы второго лица в сочинении в принципе неуместны. Все заключение должно быть плотно связанным с темой целого сочинения. Завершить текст красиво и логично можно несколькими способами:

  • сделать итоговый вывод;
  • завершить текст призывом, используя акценты вроде Важно или Необходимо;
  • процитировать уместную фразу;

Алгоритм работы

Главное — удачный выбор темы, в которую можно подобрать литературный аргумент. Без него за сочинение не дадут ни одного балла. Порядок действий, который гарантированно приведет к созданию удачного текста:

  • Выбор темы.
  • Определение вопроса, которому будет посвящено сочинение.
  • Формулирование тезисов.
  • Выбор подходящих произведений из литературы, которые смогут раскрыть проблему полно.
  • Написание плана сочинения, допускаются таблички и схемы.
  • Написание текста в черновом варианте.
  • Перечитывание, исправление ошибок.
  • Еще одно перечитывание исправленного.
  • Перенос в чистовик.

Главное — не писать сочинение сразу начисто. Этот вариант может потребовать исправлений, неаккуратная работа с ошибками может быть оценена ниже. У школьника будет 4 часа для того, чтобы написать сочинение, этого более, чем достаточно для работы с черновиками.

Читайте также:  Как написать сочинение по истории на ЕГЭ?

Чужие ошибки, на которых учатся умные

Популярные ошибки часто повторяются при сочинении у самых разных выпускников:

  • искажаются факты биографий, исторических событий;
  • используются лишние слова;
  • появление повторов и тавтологий;
  • неуместное или ошибочное употребление фразеологизмов;
  • жаргон, арго;

Большинство ошибок появляются от снижения концентрации. Крайне важно правильно распределить время, сохраняя внимание, чтобы остались силы на вычитку текста, внесение правок и переписывание в чистовик без описок.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d9f129a433ecc00b1619487/5de3621f78125e00ae3c01d8

План написания итогового сочинения: примеры структуры, подготовка тезисов и аргументов

Как успешно написать итоговое сочинение по литературе? Этим вопросом задается, пожалуй, каждый школьник. Для начала разберемся, что вообще представляет собой такая форма письменной работы.

Изложение мыслей или мнения по какому-либо вопросу с приведением тезисов, а также аргументов в пользу того или иного утверждения — это залог получения отличной оценки. Написание итогового сочинения по литературе 11 класс является одним из обязательных испытаний, в частности, для допуска к ЕГЭ. В статье мы подробно объясним, как успешно составить план итогового сочинения.

Как писать сочинение по литературе?

На уроках русского языка и литературы письменное изложение мыслей является одной из форм проверки умений и навыков учащихся. Для того, чтобы оно получилось грамотным и интересным, необходимо придерживаться нескольких пунктов.

Тема

Как начать сочинение по литературе? Сперва нужно задуматься и выбрать подходящую тему. Если учащемуся предоставляется несколько вариантов на выбор, внимательно просмотрите каждый и подумайте, какой из них наиболее привлекателен для вас.

Важно! Сочинение по литературе в 11 классе всегда содержит элемент рассуждения. Если же вам не предоставили выбора, то и в этом случае можно написать качественный и интересный текст.

Вступление

Возможные виды вступлений к итоговому сочинению в 11 классе:

  1. Академическое: «Вершиной творчества автора стало произведение …, о котором и пойдет речь.»
  2. От первого лица: «Тема … была выбрана мной не случайно.»
  3. Цитатное: «Что вы, что вы над собой сделали!» — вопрошает Соня Мармеладова. Стоит задуматься над этими словами, ведь эта крылатая фраза может быть применена ко всем героям романа Достоевского».

Очень выгодно смотрится работа, вступление которой начинается с риторического вопроса. Этот ход можно использовать не только во вступительной части, но и в других структурных элементах текста.

Тезис

После выбора темы приступайте к составлению тезисов. Что такое тезис? Это краткая формулировка вашей главной мысли или идеи. Например, если тема сочинения звучит как: «Что такое дружба», то тезисом к ней может быть следующее утверждение: «Дружба – это союз нескольких людей, основанный на полном доверии и взаимовыручке».

Аргументы

Любой тезис требует аргументов. Утверждение можно как подтвердить, так и опровергнуть. Аргументы к итоговому сочинению следует формулировать объективно.

То есть, если вы являетесь радикальным сторонником определенной идеи, а тема звучит как «Спорт: аргументы за и против», нельзя придерживаться только одной точки зрения и полностью опровергать другую. Необходимо привести минимум по 2-3 аргумента, как в пользу данного тезиса, так и против.

Оценка

В некоторых изложениях требуется не просто аргументировать высказывание, но и выразить собственное мнение по этому поводу. В таком случае необходимо четко сформулировать свое отношение к какой-либо идее, при этом не принимая строгой позиции «за» или «против». Например: «Я согласен с автором в данном вопросе, однако нельзя отрицать существование противоположной точки зрения».

Совет! Свою точку зрения необходимо выражать лояльно, избегая резких фраз и выражений.

Как закончить сочинение?

В завершении изложения необходимо подвести итог всего сказанного. Здесь нужно обобщить основные выводы и перефразировать вступление, подводя тем самым логический итог.

Оформление

К выполнению итоговой работы предъявляется ряд требований. В частности, необходимо строгое соблюдение структуры текста.

Структура итогового сочинения

После выделения основных тезисов и аргументов, необходимо структурировать свои мысли в соответствии с типовым планом работы. Оформлять текст следует в соответствии со следующим планом:

  1. Вступление.
  2. Основная часть.
  3. Заключение / вывод.

Основная часть состоит из:

  • тезис;
  • аргументы за;
  • аргументы против;
  • личное мнение.

Каждую новую структурную часть необходимо начинать с нового абзаца, а каждый абзац – с красной строки.

Цитаты

Каждый тезис в сочинении по литературе необходимо подкреплять примерами. Это могут быть выдержки из художественных текстов, строки из стихотворений, а также цитаты поэтов, писателей или литературных критиков.

Цитаты для итогового сочинения необходимо оформлять в соответствии с правилами оформления прямой речи в русском языке. Если фраза приводится не полностью, пропущенные слова в высказывании замещаются многоточием.

Речевые клише и слова-связки

Для оформления логической связи высказываний, каждое предложение нового абзаца должно содержать слова-связки. Они помогают создать логический переход от одного предложения к другому, не теряя нити повествования.

Как выразить актуальность проблемы, раскрываемой автором:

  • В своем произведении писатель поднимает важную на сегодняшний день проблему…
  • Писатель затрагивает актуальную проблему…
  • Одна из проблем, рассматриваемых автором, касается…
  • Поднимаемая автором проблема остается актуальной и в наши дни
  • Среди всех проблем, предложенных в тексте, для меня наиболее актуальной является …
  • Проблема … всегда была актуальна для человечества…
  • Публицист отмечает важность…
  • Тема … прослеживается во всем творчестве писателя…

Как установить тему и идею текста:

  • Автор статьи раскрывает тему…
  • В произведении рассказывается о…
  • Тема …, которую развивает автор, близка каждому…
  • Тема текста близка и понятна всем…

Как обосновать авторскую позицию:

  • Следующее утверждение точно выражает авторскую точку зрения: …
  • Позиция автора такова: …
  • Автор занимает … позицию …
  • Эта мысль выражает точку зрения писателя: …

Как выразить собственное мнение:

  • Трудно не согласиться с публицистом …
  • Невозможно отрицать правоту автора …
  • Нельзя не согласиться с точкой зрения автора…
  • Автор задает множество сложных вопросов, ответить на которые однозначно невозможно.

Объем сочинения

Строгие требования к объему написанного текста предъявляются, как правило, только на государственном экзамене в 11 классе. Итоговая экзаменационная работа должна содержать не менее 350 слов.

Внимание! Если количество слов не превышает 250, вся работа оценивается в ноль баллов. Максимальное количество слов не устанавливается.

Примеры

Как видим, первый абзац является введением и, вместе с тем, тезисом. Второй абзац также приводит еще один тезис, кратко формулирующий определение понятия истории. В следующих частях текста учащийся дает аргументы, подкрепляющие ранее приведенный тезис.

Фраза «как я думаю», употребленная в предпоследнем абзаце работы, вводит личную точку зрения учащегося. Последний абзац с использованным клише «подводя итог», вводит заключающее предложение.

При этом автор использует риторические вопросы («Ведь кем мы будем без знания своей истории?», цитирование, эпитеты (стойкий, мужественный, непоколебимый) и другие художественные приемы. Использование таких средств создания экспрессивности позволяет выстроить полную композицию текста. Объем работы также соответствует заявленному минимуму.

Общие рекомендации

Подведем итоги. Подготовку к сочинению по литературе следует начинать с изучения деятельности автора, произведение или биография которого будет описываться в тексте.

Для успешного написания итоговой работы, необходимо четко определиться с темой. Она должна вызывать интерес и быть знакомой учащемуся.

Для того, чтобы работа содержала все необходимые структурные элементы, составьте план, которого будете придерживаться в процессе работы. Он должен состоять как минимум из трех пунктов: введение, заключение, основная часть. Не забудьте об использовании слов-связок, наличие которых обязательно при написании текста на ЕГЭ.

В начале работы обязательно сформулируйте один или несколько тезисов. Тезис является своеобразным индикатором того, что учащийся понимает то, о чем пишет; и может сформулировать проблему по предложенной теме. Каждый тезис подкрепляется аргументами, либо опровергается при помощи использования все тех же аргументов «против».

Цитаты для итогового сочинения также могут быть использованы в качестве аргументов, однако следите за правильным оформлением цитирования в тексте.

Если о проведении итоговой работы вас предупредили за несколько дней, следует подготовиться заранее. Для этого можно воспользоваться учебной литературой о данном авторе или аналогичной практикой. Аналогичная практика представляет собой уже готовые работы учащихся, оцененные высоким баллов в ходе проверки. Их можно проработать и взять за основу.

Списывать отрывки из чужого текста крайне не рекомендуется. Экзаменатор точно выявит плагиат в вашей работе. Если же подобное случится на ЕГЭ, весь экзамен будет оценен в ноль баллов. Примеры сочинений по литературе в декабре можно найти на сайте Федерального института педагогических измерений, а также на любом тематическом портале сети Интернет.

Вывод

Текст пишите вдумчиво. После написания, тщательно проверьте его на наличие грамматических, синтаксических и орфографических ошибок. Особое внимание уделите проверке написания имен собственных, названий произведений и прочего. Отличное написание сочинения по литературе в 11 классе станет залогом поступления ученика в выбранный ВУЗ.

Источник: https://uchim.guru/literatura/plan-itogovogo-sochineniya.html

Как писать итоговое сочинение? Разбор по абзацам

Сочинение состоит из трех  основных частей:

I. Вступление.

II. Основная часть.

  1. Первый тезис+аргумент.
  2. Второй тезис+аргумент.
  3. Третий тезис+аргумент и т.д.

III. Заключение.

Примечание. По объему основная часть должна быть больше, чем вступление и заключение, вместе взятые. Тезис, подкрепленный аргументом, может быть всего один. Оптимальное количество – 2. Каждому тезису – свой аргумент!

ВСТУПЛЕНИЕ

Итак, как начать сочинение? Помним, что во вступлении обязательно должна прозвучать тема. Не стоит вдаваться в далекие от нее рассуждения.

ВСТУПЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЕ

Вступление состоит из нескольких элементов: ключевых слов темы, общих рассуждений о значимости данных понятий в жизни человека, главного вопроса темы.

Элементы вступления (перечисленные ниже элементы вступления располагаются последовательно друг за другом) Примеры
Ключевые слова темы Родители и дети
Общие рассуждения о предмете речи Ребенок, появляясь на свет, прежде всего чувствует заботу и любовь со стороны самых близких для него людей – его родителей. Это его семья. Благодаря родным он чувствует себя в безопасности, с их помощью познает мир. Конечно, желая своему ребенку  только лучшего, родители дают ему свои советы, учат, воспитывают.
Вопрос(-ы) (задаем главный вопрос темы, на который отвечаем в основной части). Какую же роль играют родительские наставления в жизни человека?
Читайте также:  Как писать сочинение по русскому языку на ЕГЭ?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Основная часть, как мы помним,  состоит из одного или нескольких тезисов, подкрепленных аргументами на литературной основе. Каждая пара «тезис+аргумент» выделяется в отдельный абзац.

ФОРМУЛИРОВКА ТЕЗИСА ТРАДИЦИОННАЯ

Вариант тезиса Примеры
Прямое выражение главной мысли Люди понимают, что необходимо беречь природу, сохранять окружающий мир для потомков.

АРГУМЕНТ

Аргумент состоит из нескольких элементов и включает обращение к литературному произведению, его интерпретацию, вывод.

Элемент аргумента (перечисленные ниже элементы располагаются последовательно друг за другом) Примеры
Обращение к произведению Проблема экологии волнует многих писателей, которые в своих произведениях предупреждают человечество об опасности. Мысль о необходимости пересмотреть свое отношение к природе выражена в романе Г.Троепольского «Белый Бим, Черное ухо».
Интерпретация фрагмента или эпизода (желательно не менее 3 раз упомянуть автора) Автор вспоминает об установке руководства общества охотников об уничтожении сорок как вредных птиц, что обосновывалось якобы наблюдением биологов. Потом истребляли ястребов, потом – волков. А потом оказалось, что все они полезны, и убивать их запретили. Запретили после того, как почти уничтожили начисто. Автор говорит о новом указании — уничтожать ворон. Он обращается к читателю с призывом: «Спасите серую ворону!» Писатель заостряет наше внимание на том, что и эта птица нужна, ведь она играет роль санитара.
Промежуточный вывод в конце каждого аргумента Писатель хочет донести до нас мысль о важности всех живых существ в природе. Человек не должен бездумно их уничтожать и спохватываться, когда становится слишком поздно.

СВЯЗКИ МЕЖДУ АБЗАЦАМИ (МИКРОТЕМАМИ)

Чтобы текст был связным, необходимо обратить внимание на плавный переход от одной микротемы (тезиса и аргумента) к другой.

Варианты связки Примеры
Краткое изложение содержания предыдущего абзаца в одном предложении, затем формулировка новой мысли. Действительно, природа дает нам все необходимое для жизни. А как же относимся к ней мы?
Легко заметить, что человек часто губит все, что его окружает. К счастью, люди уже сейчас осознают свои ошибки и задумываются о том, как сохранить природу для потомков.
День Победы важен для меня как память не только о трагедии народа, но и о мужестве и героизме людей, противостоявших врагу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заключение, как и прочие композиционные части сочинения, должно быть тесно связано с темой всего сочинения. Существуют различные варианты заключительной части. Можно использовать один из них или сочетать несколько.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЕ

Варианты заключения Примеры
Вывод Итак, чем же живы люди? Я думаю, любовью. Люди живы любовью к своим близким и друзьям, любовью к родной земле и природе. Их ведет по жизни мечта, надежда на лучшее, вера в свои силы. А помогают идти по жизни добрые чувства: сочувствие, милосердие, чуткость, отзывчивость. Это и есть то, без чего немыслима наша жизнь.
Призыв В заключение хочется призвать людей не забывать о том, что природа — наша мать, которая дает нам все необходимое для жизни. Без нее мы не смогли бы существовать. И поэтому наш долг- отвечать ей добром на добро. Давайте заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко всему, что нас окружает.
Выражение надежды Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что в каждой семье будут царить гармония и взаимопонимание. Хочется верить, что любовь, забота, чуткость станут главными в отношениях поколений.

ВСТУПЛЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ

Вариант вступления Примеры
Рассказ о неком случае из жизни, который навел на размышления о данной проблеме Несколько дней назад я проезжал мимо старого яблоневого сада на окраине города. Этот сад я помню с детства: зимой мы с родителями ходили на лыжах меж посеребренных снегом деревьев, в мае слушали здесь чарующее соловьиное пение. И вот теперь сад вырубают. Город растет, и здесь собираются строить очередной жилой комплекс. Конечно, людям нужно где-то жить, нужно строить новые дома. Но мне стало невыразимо жаль, что погибнет прекрасный сад, что не будет он больше никогда и никого радовать весенним цветением и летним урожаем душистых сочных яблок. Этот случай заставил меня задуматься об отношении человека к миру природы.

ФОРМУЛИРОВКА ТЕЗИСА ОРИГИНАЛЬНАЯ

Варианты тезиса (выбираем один из предложенных) Примеры
Пример из жизни Великая Отечественная война коснулась в нашей стране каждой семьи, принесла горе и страдания в каждый дом. Не исключение и моя семья. Узнав, что моя бабушка-партизанка, фашисты пришли в дом к ее матери и пытали ее, чтобы узнать, где находится партизанский отряд. Прабабушка ничего им не сказала, и  тогда немцы казнили ее. 9 мая в нашей семье – это не просто праздник, это напоминание о страданиях, перенесенных старшим поколением.
Вопросно-ответный ход Что помогает человеку преодолевать трудности? Наверное, каждый ответит на этот вопрос по-своему. Мне кажется, что…
Аналогия (сравнение с миром природы) На мой взгляд, именно любовь помогает справиться с трудностями. Любовь дает человеку крылья, с помощью которых ему становится легче преодолевать препятствия, возникающие на пути.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ

Варианты заключения (выбираем один из предложенных) Примеры
Представляет собой  некую зарисовку, которая возвращает к вступлению Я смотрю на освещенные окна домов и думаю о том, как было бы хорошо, если бы за ними не было одиночества, если бы каждый, кто живет там, был окружен заботой.
Цитата «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно что лишить мир солнечного света», — утверждал Цицерон.

Источник: https://vopvet.ru/news/kak_pisat_itogovoe_sochinenie_razbor_po_abzacam/2016-11-19-6084

Итоговое декабрьское сочинение по литературе 2019-2020 года имеет ряд требований

Ученики готовятся к написанию 4 декабря 2019 года итогового сочинения по литературе, которое станет предварительным допуском к аттестации. Перед подготовкой к его написанию следует обратить внимание на основные требования к работе и прочитать произведения, что включены и внесены в школьную программу.

При подготовке к экзамену следует придерживаться нескольких правил, чтобы сочинение соответствовало всем критериям и требованиям. Согласно плану, в 2019-2020 учебном году итоговые сочинения будут писаться 4 декабря, 5 февраля и 6 мая. Согласно требованиям, сочинение должно соответствовать требованиям министерства образования РФ.

Работа должна включать структурные элементы.

  • Вступление — раскрывает основную идею работы и дает ответ на ключевые вопросы темы;
  • Основная часть — помогает глубже раскрыть основные тезисы темы, аргументировать их.
  • Заключительная часть — автор делает выводы, основываясь на раскрытые аргументы.

Вступительная часть должна раскрыть взгляды ученика на поставленные вопросы, тут можно использовать цитаты, ключевые базовые слова и тезисный ответ на вопрос темы. Тезис — это основная идея сочинения, и формировать его нужно в связке с выбранной темой.

Основная часть должна быть более объемной. Выбранный тезис должен быть подкреплен аргументами, взятыми из литературного произведения. Но следует принять к сведению, что каждый тезис нужно подкреплять не более 2 аргументами.

Тезисов может быть несколько, и каждый нужно аргументировать. Все предложения должны быть логично связаны и согласованы. Подбирая аргументы, следует акцентировать внимание на авторе и произведении, используя авторские слова, раскрыть образ главных героев.

Концовка сочинения должна включать выводы, сделанные в ходе рассуждения, цитаты и лозунг, который логично связан с основной частью.

Темы декабрьского сочинения по литературе

Список тем к декабрьскому сочинению ученики получат на самом экзамене, однако следуя логике последних годов, можно утверждать, что тема сочинения должна быть актуальны в нынешнее время, при подготовке к написанию следует обратить внимание на основные произведения классической русской литературы:

  • Война и мир;
  • Герой нашего времени;
  • Гроза;
  • Горе от ума;
  • Евгений Онегин;
  • Капитанская дочка;
  • Преступление и наказание;
  • Тарас Бульба;
  • Обломов;
  • Отцы и дети.

В этих произведениях можно найти ответы на множество актуальных ныне вопросов. Перечитав книгу, следует написать краткое эссе, в которые следует внести все важные детали из произведения. В сети можно найти итоговые сочинения, написанные раннее, это поможет выяснить, как следует оформить работу, и на чем нужно будет акцентировать внимание при подготовке.

Критерии и требования к написанию сочинения

По установленным требованиям сочинение по объему должно иметь не менее 250 слов, ограничений не предусмотрено. Чтобы получить зачет по литературе, следует раскрыть вопрос и аргументировать его, используя цитаты и примеры с текста. Без этого смысловая нагрузка сочинения будет сведена к нулю.

Работу желательно разделять на 4 и более абзацев. Вступление и заключительная часть должны быть приблизительного одного объема. Давая ответ на поставленный вопрос, нужно выбирать те произведения, которые хорошо знакомы и логически связаны с проблематикой сочинения. Оценивать работу будут по 6 основным требованиям, первые 2 из них являются приоритетными.

Для получения зачета нужно:

  • написать сочинение, которое соответствует тематике;
  • придерживаться установленного объема, сочинение меньше 250 слов не будут проверяться;
  • подобрать аргументы к выбранному тезису;
  • логически соединить все части сочинения;
  • избегать грамматических, пунктуационных и орфографических ошибок;
  • качественно формировать предложения, используя грамматические конструкции и ссылки на автора.

За пункты 3-6 можно получить от 0 до 2 балов. Всего работа максимально оценивается в 20 баллов, что переводиться в оценку 10. Результаты итогового сочинения не имеют сроков давности, их можно использовать при поступлении на протяжении всей жизни.

Источник: https://pronedra.ru/kriterii-i-trebovaniya-k-napisaniyu-itogovogo-dekabrskogo-sochineniya-po-literature-430528.html

Ссылка на основную публикацию