Какие направления тем для итогового сочинения?

Наступил новый учебный год и стали известны направления итогового сочинения на 2019-2020 год. Итоговое сочинение — является допуском к ЕГЭ.

В декабре 2019 года сочинение предстоит писать всем 11-классники. В рамках названных направлений Рособрнадзор разработает и предложит конкретные темы, которые станут известны за 15 минут до начала испытания. Сочинения будут оцениваться в формате «зачет» -«незачет».

Направления тем итогового сочинения 2019-2020 учебного года

Темы для итогового сочинения

Напоминаем, что итоговое сочинение проверяется по следующим критериям:

  1. «Соответствие теме»
  2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»
  3. «Композиция и логика рассуждения»
  4. «Качество письменной речи»
  5. «Грамотность»

Темы итогового сочинения 2019/2020 учебного года

1. «Война и мир» — к 150-летию великой книги

Особенность бессмертного произведения Л. Н. Толстого в том, что в наши дни оно не потеряло актуальности, а следовательно, и интереса читателей. Проблематика «Войны и мира» весьма многогранна, роман охватывает множество тем. Подготовку к этому тематическому направлению предлагаем начать с разбора образов главных героев.

Это позволит через хронологию событий, важных для отдельного героя, ознакомиться с проблемами и тематикой произведения в целом. К примеру, тема нравственных исканий, роли семьи, родительской любви, искусства в жизни человека и многие другие могут быть раскрыты через образ одной только Наташи Ростовой.

Стоит уделить особое внимание ключевым эпизодам романа (первый бал Наташи, женитьба Пьера, участие Андрея Болконского в Аустерлицком сражении и др.)

Что прочитать?

  • «Война и мир» Л. Н. Толстого

2. Надежда и отчаяние

Сочинение внутри этого тематического направления следует начать с пояснения указанных понятий. Что такое надежда и отчаяние? Являются ли они противопоставленными друг другу? Часто литературные герои в жизненных метаниях теряют веру в себя, веру в лучшее.

Выпускникам следует проиллюстрировать на конкретном примере, как некоторым персонажам всё же удаётся сохранить огонёк надежды, как это им помогает пережить трудности. Отчаяние же, наоборот, разрушает человеческие мечты, волю к жизни, делает человека бессильным и беспомощным.

Интересным решением будет рассмотреть таких героев, образы которых являли бы собой яркую антитезу.

Что прочитать?

  • «Чудесный доктор» А. И. Куприна
  • «На дне» М. Горького
  • «Гроза» А. Н. Островского
  • «Судьба человека» М. А. Шолохова
  • «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского

Афоризмы для размышления:

  • «Надежда — лучший врач из всех, какие известны» (А. Дюма)
  • «Надеяться всегда лучше, чем отчаиваться» (И. Гёте)
  • «Надежда была бы величайшей из сил человеческой души, если бы не существовало отчаяния» (В. Гюго)

3. Добро и зло

Проблема понимания добра и зла занимала умы человечества тысячелетиями. И сейчас тема добра и зла не сходит со страниц литературных произведений. Она же — одна из вечных литературных тем. Понятия, заявленные в ней, многогранны и сложны.

Поэтому советуем выпускникам заранее подумать, какой иллюстративный материал они будут использовать в своём сочинении — будут сравнивать характеры героев, их поступки, стремления или что-то иное. Также важно помнить, что противостояние добра и зла имеет место внутри самого человека.

Сложный моральный выбор часто мотивирован целым рядом факторов. И интересной может оказаться эволюция одного героя, который меняется на протяжении произведения.

Что прочитать?

Афоризмы для размышления:

  • «Отнимите у нашего сердца любовь к добру — вы отнимете всю прелесть жизни» (Ж.-Ж. Руссо)
  • «Зло подавляй в зародыше!» (Назон)
  • «Как далеко простираются лучи крохотной свечки! Так же сияет и доброе дело в мире ненастья» (У. Шекспир)

4. Гордость и смирение

Понятия, заявленные в теме, являются, в некотором смысле, антонимами. Порою весьма сложно дать им оценку. Каждый человек должен обладать чувством собственного достоинства. Однако радикальное проявление гордости, конечно, не может оцениваться положительно.

Так, и смирение, доведённое до уровня раболепства, не заслуживает уважения окружающих. Ребятам предлагается поразмышлять, каких литературных героев можно считать образцом адекватного проявления гордости или смирения, а какие — примерами неприемлемого характера.

Что прочитать?

  • «Горе от ума» А. С. Грибоедова
  • «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова
  • «Война и мир» Л. Н. Толстого
  • «Станционный смотритель» А. С. Пушкина
  • «Муму» И. С. Тургенева

Афоризмы для размышления:

  • «Гордость совсем не то, что сознание человеческого достоинства. Гордость увеличивается по мере внешнего успеха, сознание своего человеческого достоинства, напротив, по мере внешнего унижения» (Л. Н. Толстой)
  • «Чрезмерная гордость — вывеска ничтожной души» (И. С. Тургенев)
  • «Смиренную кошку и мышь дерёт» (русская пословица)

5. Он и она

Безусловно, ядром данного тематического блока становится любовная тема. Любовь — то, что объединяет двух людей — её и его — единством испытываемого чувства. Однако имеющееся заглавие для тематического блока может ассоциироваться с двумя противоположностями.

Действительно, немало таких литературных примеров, когда любовь связывала двух, казалось бы, очень разных людей.

Здесь школьникам придётся поразмышлять о любви, как о многостороннем чувстве, которое способно подчинять, обессиливать, но также и преображать, делать счастливым.

Что прочитать?

Афоризмы для размышления:

  • «Противоположности — не противоречия, они — дополнения» (Н. Бор)
  • «Жизнь есть только там, где есть любовь» (М. Ганди)
  • «Лучше любить и потерять любовь, чем вообще никогда не любить» (А. Теннисон)
  • «Раны от любви, в отличии ран от пуль, никого не убивают, но и не заживают никогда» (А. Камю)

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/itogovoe-sochinenie-obzor-tematicheskikh-napravleniy-rekomendatsii-po-/

Направления итогового сочинения 2019-2020

Предложим несколько возможных тем в рамках каждого направления, чтобы не терять времени и начать подготовку к одному из первых испытаний. Итак…

Читайте также:  Как написать сочинение по истории на ЕГЭ?

Темы итогового сочинения 2019-2020

Примерные темы сочинения по направлению «Война и мир» 150-лет великой книги:

  • Тема #1. Чем творчество Л.Н. Толстого может быть интересно современному читателю?
  • Тема #2. Что помогает человеку взрослеть? (по роману «Война и мир»)
  • Тема #3. Вопросы жизни и смерти, правды и лжи, радости и страдания, личности и общества, свободы и необходимости, счастья и несчастья, войны и мира как проблематика романа
  • Тема #4. Согласны ли вы с высказыванием княжны Марьи Болконской: «… надо быть снисходительным к маленьким слабостям; у кого их нет…»
  • Тема #5. Как вы понимаете значение слов: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну»
  • Тема #6. ЛевТолстой: «Я старался писать историю народа», — согласны ли вы с высказыванием автора романа-эпопеи?
  • Тема #7. Какие проблемы в романе Льва Толстого «Война и мир» наиболее интересны для вас?
  • Тема #8. Особенности психологического анализа в романе «Война и мир».
  • Тема #9. Духовные искания любимых героев Толстого.
  • Тема #10. Реализм Толстого в изображении войны в романе «Война и мир».
  • Тема #11. «Война и мир» как роман-эпопея.
  • Тема #12. Путь нравственных исканий Андрея Болконского, Пьера Безухова.
  • Тема #13. Согласны ли вы с утверждением: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
  • Тема #14. Москва и Петербург в изображении Толстого в романе «Война и мир».
  • Тема #15. Согласны ли вы с мнением: «Война и мир» – величайший бестселлер, регулярно читаемый, переиздаваемый, экранизируемый и вызывающий споры и различные толкования даже спустя полтора столетия после первой публикации.»
  • Тема #16. Почему говорят, что на войне не бывает победивших?

Примерные темы сочинения по направлению «Надежда и отчаяние»:

  • Тема #1. Согласны ли вы с высказыванием Иммануила Канта: «От пустых надежд человек сохнет»?
  • Тема #2. Согласны ли вы с высказыванием Александра Дюма-отца: «Вся мудрость жизни заключена в двух словах: ждать и надеяться»?
  • Тема #3. Почему надежда по природе своей может быть расточительной.
  • Тема #4. Прав ли был древнегреческий философ Платон, когда утверждал: «Надежды — сны бодрствующих»?
  • Тема #5. Может ли отчаяться человек, не понимающий причин зла?
  • Тема #6. Согласны ли вы с высказыванием Альбера Камю: «Подлинное отчаяние всегда ведет либо к тяжелым переживаниям, либо к бездеятельности»?
  • Тема #7. Тот, кто потерял любимого человека, не должен впадать в отчаяние.
  • Тема #8. Согласны ли вы с высказыванием Бернарда Шоу: «Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться»?
  • Тема #9. Можно ли назвать отчаянием минуты, когда человеку кажется, будто, рушится весь мир.

Примерные темы сочинения по направлению «Добро и зло»:

  • Тема #1. Добрая правда Сони Мармеладовой: в чем она состоит?
  • Тема #2. Проповедует ли зло статья героя романа «Преступление и наказание» Ф.Достоевского Родиона Раскольникова?
  • Тема #3. Как Достоевский раскрывает проблему добра и зла на страницах своих произведений (по 1-2 произведениям)
  • Тема #4. Согласны ли вы с утверждением: сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть?
  • Тема #5. Почему тема добра и зла будет вечно волновать человечество?
  • Тема #6. Есть ли среди героев русской литературы те, кто обладал безграниной добротой?
  • Тема #7. Может ли зло помочь человеку понять себя?
  • Тема #8. Почему старшее поколение так редко по достоинству оценивает добрые поступки молодежи?
  • Тема #9. Почему человечество до сих пор не может отказаться от зла и жестокости?
  • Тема #10. Как научиться прощать зло, сделанное тебе другими?
  • Тема #11. Какую роль в судьбе человека может сыграть зло, причененное другим?
  • Тема #12. Как вы понимаете следующие слова Воланда из романа «Мастер и Маргарита»: «Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла?»
  • Тема #13. Что такое добро?
  • Тема #14. Как противостоять злу?
  • Тема #15. Почему человек должен быть добрым?
  • Тема #16. Может ли доброта принести человеку разочарование?
  • Тема #17. В чем заключается противостояние добра и зла?
  • Тема #18. Как человек может воспитывать в себе доброту?
  • Тема #19. Кого можно назвать добрым человеком?
  • Тема #20. Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?
  • Тема #21. Какими качествами обладает добрый человек?
  • Тема #22. Почему в народе говорят: «Добро должно быть с кулаками»?
  • Тема #23. Что может сделать человека добрее?
  • Тема #24. Возможна ли победа добра?
Читайте также:  Какие виды шаблонов сочинений ЕГЭ?

Примерные темы сочинения по направлению «Гордость и смирение»:

  • Тема #1. Гордость и гордыня: в чем отличие?
  • Тема #2. Какого человека называют гордым?
  • Тема #3. Согласны ли Вы с мнением, что гордость – это способность идти вперед несмотря ни на что?
  • Тема #4. Помогает ли смирение понять себя?
  • Тема #5. Гордость или смирение обогащают личность?
  • Тема #6. Проблема гордости и смерения
  • Тема #7. В чём разница между гордостью и смирением?
  • Тема #8. Герой романа М.Лермонтова «Герой нашего времени» Григорий Печорин сказал: «Удовольствия мне опротивели, общество мне также надоело… любовь только раздражала мое самолюбие, а сердце осталось пусто…». Характеризуют ли его эти слова как человека гордого?
  • Тема #9. Согласны ли вы с высказяванием: «Гордость как проявление эгоизма, самовлюблённости, мешает человеку быть счастливым.»
  • Тема #10. Как был наказан Ларра — герой рассказа Максима Горького?
  • Тема #11. Нужно ли человеку смиряться с судьбой?

Примерные темы сочинения по направлению «Он и она»:

  • Тема #1. Почему важно уметь контролировать свои эмоции во взаимоотношениях с противоположным полом?
  • Тема #2. Существует ли дружба между мужчиной и женщиной?
  • Тема #3. Чем можно пожертвовать ради любимого человека?
  • Тема #4. От каких ошибок может предостеречь нас любимый человек?
  • Тема #5. Когда любовь не приносит радости и удовлетворения?
  • Тема #6. Когда можно ли простить измену в любви?
  • Тема #7. Легко ли быть любимым?
  • Тема #8. Какие нравствнные нормы регулируют отношения между мужчиной и женщиной?
  • Тема #9. Что важно победить в самом себе, чтобы построить идеальные отношения с противоположным полом?
  • Тема #10. Согласны ли вы с высказыванием Льва Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» ?

Источник: https://shkolnaiapora.ru/napravleniya-itogovogo-sochineniya

Темы для итогового сочинения — как выбрать

Выбор темы итогового сочинения (изложения) − задание непростое. К нему следует подойти со всей ответственностью, так как именно по результатам итогового сочинения будет происходить допуск к ЕГЭ. Учащимся предварительно сообщают пять основных тематических направлений для итогового сочинения.

Конкретные темы держатся в секрете, и становится известны непосредственно перед самим экзаменом. Для подготовки, заранее, учителя оглашают список рекомендованной к прочтению литературы, которая будет полезной для написания будущей работы.

Человеку, незнающему большей части художественных произведений и литературного материала, писать будет просто не о чем.

Выбор темы итогового сочинения должен основываться на четком представлении того, о чем планируете писать. То есть знать свои сильные стороны и не писать о материале, который вы не понимаете.

Перед написанием, нужно обозначить для себя какое произведение будет использоваться в качестве литературного аргумента, который поможет сформулировать вашу позицию в поднятом вопросе.

Обязательно нужно привести один или несколько примеров, которые лучшим образом иллюстрируют проблему. Без литературного аргумента сочинения оцениваться не будут.

Составление плана

Когда тема выбрана, идея сформулирована, нужно представить ход ваших мыслей. А лучше записать все наработки на черновике, таким образом, у вас будет составлен план. Разделите для себя сочинение-рассуждение условно на такие части:

  • выявление проблемы;
  • ваше отношение к проблеме;
  • наведение аргументов и примеров (доказательство или опровержение);
  • к какому выводу вы пришли.

Предварительно наработав план, можно приступать к раскрытию каждого пункта. Используйте для начала черновик, где вы всегда сможете что-то исправить или дописать.

Возможно, мысли будут приходить к вам в хаотичном порядке, их непременно нужно зафиксировать. Со временем каждая фраза займет свое место в тексте и составит полную композицию сочинения.

Даже если вы допустили грамматические и орфографические ошибки, есть шанс их исправить, перед тем как переписать в чистовую работу.

Сочинение позволяет раскрыть ваш потенциал, показывает вашу грамотность, качество вашей письменной речи; способность сформулировать суть и проблематику темы, и полностью ее раскрыть; умение излагать собственные мысли и переживания.

По результатам итогового сочинения будет выставляться «зачет» или «незачет».

Источник: https://spravochnick.ru/articles/esse/itogovoe_sochinenie_temy/

Ссылка на основную публикацию