✑ Важные стилистические фигуры речи

Многоликой и сложной является лексическая система языка. Поэтому до сих пор не разработана типология различных лексических средств, поскольку она должна была бы суметь воссоздать многообразную гамму чувств человека.

Однако имеются три основные группы. Выразительные средства принято классифицировать, деля на фонетические, синтаксические и лексические.

Троп

Стилистические фигуры речи. Таблица с примерами

Лексические средства усиливают выразительность языка. Их называют тропами в лингвистике. Обычно тропы используют авторы различных художественных произведений, когда требуется описать облик героев или природу.

Троп, таким образом, — это изобразительный прием, заключающийся в использовании выражения или слова в переносном значении. Цель этого приема состоит не только в создании нового значения, но и в обогащении, украшении речи, придании ей большей выразительности. Следует различать тропы и фигуры речи. Примеры тропов: сравнение, гипербола, метафора, эпитет, олицетворение и перифраз.

Фигура речи

Фигуры речи представляют собой особые синтаксические построения, которые служат для того, чтобы усилить выразительность. К ним относятся антитеза, оксюморон, градация, риторическое восклицание, риторический вопрос, риторическое обращение, эллипсис, синтаксический параллелизм, лексический повтор, эпифора, анафора, умолчание, инверсия, многосоюзие, бессоюзие.

Выразительность речи — особенности ее структуры, позволяющие поддерживать интерес и внимание читателя (слушателя).

Антитеза

Антитеза — это оборот, состоящий в резком противопоставлении характеров, понятий, образов, с помощью которого возникает эффект резкого контраста. Антитеза помогает лучше противопоставить явления, изобразить противоречия. Она является способом выражения взгляда автора на описываемые образы, явления и т. д. Пример можно привести следующий: «Мягко стелет, да жестко спать».

Синтаксический параллелизм

Синтаксический параллелизм является вспомогательным средством, с помощью которого создается антитеза, так как схожее или тождественное построение конструкций оттеняет слова, противоположные по своему значению. Это одинаковое построение расположенных рядом предложений.

Также антитезы могут строиться на основе речевых антонимов. Пример: «Они сошлись. Волна и камень…» (А. С. Пушкин).

Иногда они могут выражаться стилистическими синонимами. На первый план в этих случаях выходят стилистические и смысловые различия между ними. Примеры, где используются эти фигуры речи в тексте: «У нее были очи, а не глаза», «Он дрыхнет, а не спит». Автор стремится с их помощью подчеркнуть, выделить высказанную мысль.

Оксюморон

Продолжаем описывать фигуры речи. Оксюморон — яркий стилистический прием, который состоит в создании некоторого нового понятия с соединением слов, контрастных по значению. Это делается для того, чтобы создать яркий и сложный образ и оттенить несовместимые логически значения.

Примеры: «умный дурак», «веселая грусть», «черная белизна». Подобно антитезе, эта фигура является как бы местом встречи различных антонимов. В оксюмороне редко сочетание их в чистом виде. Пример: «плохой хороший человек».

Слова, которые имеют противоположное значение, в большинстве случаев соединяются как определяемые и определяющие («дорогая дешевизна», «крупные мелочи»), поэтому мы не можем говорить о том, что это стопроцентные антонимы, поскольку последние должны относиться к одной части речи.

Русскими поэтами были созданы яркие фигуры речи — оксюмороны. Примеры: «пышное природы увяданье» (Пушкин), «самоуверенно-смущенная» (И. Северянин).

Часто встречается оксюморон в названиях произведений художественной литературы. Пример: роман Ю. Бондарева «Горячий снег».

Эти фигуры речи используются также в публицистическом стиле, зачастую в заголовках для того, чтобы привлечь внимание. Примеры: «отступление вперед», «холода — жаркий сезон».

Градация

Это стилистическая фигура, которая заключается в последовательном нагнетании или же, напротив, ослаблении образов, сравнений, метафор, эпитетов и других средств выразительности.

Эмоционально-выразительное выделение определенных слов тогда усиливается, когда они повторяются в одном либо нескольких предложениях, находящихся по соседству. Повторение в сложном предложении одного и того же слова осуществляется нередко из логических соображений.

Оно служит для установления между членами предложения отчетливой смысловой связи или разъяснения высказываемой мысли.

Лексический повтор

В художественной речи очень часто несколько слов повторяются не только в сложном, но и в простом предложении. Это делается для того, чтобы создать большую эмоциональную выразительность. Лексическим повтором называется эта фигура речи.

Примеры: «На полотне уже справный мужик, живущий прочной и здоровой жизнью, той жизнью, о которой мечтает интеллигент», «Это не сказка, сказка будет впереди».

Словесный повтор получает особую выразительность тогда, когда слово находится в начале двух или более соседних фраз. Называется анафорой (иначе — единоначалием) эта фигура речи. Примеры: «Хоть бы что-нибудь появилось. Хоть тень. Хоть бы свисток милиционера раздался. Ничего», «Эти ивы и березы, эти капли — эти слезы» (А. Фет, портрет представлен ниже).

Стилистические фигуры речи. Таблица с примерами

Часто нанизывание синонимов порождает градацию, когда следующий усиливает (или же ослабляет) значение предыдущего.

Эллипсис

Это синтаксическое средство заключается в том, что пропущен один из главных членов некоторого предложения (или даже оба). Эллипсис принадлежит к деструктивным фигурам, поскольку разрушает существующие в языке синтаксические связи.

Читайте также:  Какие бывают речевые ошибки в русском языке?

Данная фигура предполагает «пропадание» фрагментов высказываний. Считается при этом, что их можно восстановить, исходя из смысла целого. Обычной нормой для пропусков являются одно-два слова. Однако за рамками предложения могут оставаться и крупные синтаксические блоки (в особенности в случае, если параллелизм сопровождает эллипсис).

Следует заметить, что конструкция эта предполагает наличие наиболее близкого контекста. Читатель в противном случае может ее не понять или неадекватно воспринять. Следовательно, эллипсисы являются средством выразительности, заключающемся в пропуске члена предложения, который подразумевается. Пример у Жуковского: «Мы села — в пепел, грады — в прах…».

Стилистические фигуры речи. Таблица с примерами

Используя эти синтаксические фигуры речи, мы придаем динамичность высказыванию, а также интонацию живой речи, текст становится более выразительным. Чаще всего для создания эллипсиса упускается сказуемое. Пример: «Мир — людям». Данная фигура на письме воспроизводится с помощью тире. Эллипсис как стилистический прием особое распространение получил в лозунгах.

Риторическое обращение, восклицание, вопрос

Риторическое обращение (восклицание) представляет собой конкретное обращение к чему-либо или кому-либо. Оно служит не только для того, чтобы назвать адресата речи, но и для выражения отношения к некоторому объекту, характеристики его.

Риторические восклицания и риторические вопросы — стилистические фигуры речи, состоящие в создании выражения позиции автора, в высказывании в форме вопроса некоторого утверждения.

Анафора и эпифора

Анафора — повтор в начале предложения отдельных оборотов или слов. Используется данный прием для усиления мысли, явления, образа: «Как передать красоту неба? Как рассказать о чувствах, которые переполняют в этот момент душу?»

Эпифора — фигура, при которой у нескольких предложений имеется одинаковая концовка, которая усиливает значение определенного понятия, образа и т. д.

Инверсия

Представляет собой обратный порядок слов. Подлежащее при прямом порядке стоит обычно перед сказуемым.

Согласованное определение находится перед определяемым словом (после определяемого — несогласованное), после управляющего слова ставится дополнение, а перед глаголом — обстоятельство образа действия.

Слова при использовании инверсии ставятся в другой последовательности, которая не соответствует этим грамматическим правилам. Это средство выразительности является довольно сильным. Используется оно обычно в эмоциональной речи.

Мастером инверсии является магистр Йода из «Звездных войн».

Стилистические фигуры речи. Таблица с примерами

Умолчание

Представляет собой синтаксический прием, который состоит в сознательном использовании мысли, выраженной не до конца, когда представляется возможность дополнить ее самому читателю.

Умолчание на письме выражается многоточием. За ним стоит «неожиданная» пауза, которая отражает волнение говорящего. Как стилистический прием оно используется часто в разговорном языке.

Бессоюзие и многосоюзие

Другие стилистические фигуры речи — бессоюзие и многосоюзие. Бессоюзие представляет собой намеренный пропуск между членами одного предложения или же между предложениями соединительных союзов. Это придает выражению насыщенность впечатлениями, стремительность. «Швед, русский — колет, рубит, режет…» (А. С. Пушкин).

Стилистические фигуры речи. Таблица с примерами

Источник: https://www.syl.ru/article/181804/new_stilisticheskie-figuryi-rechi-primeryi

Стилистические фигуры речи

Стилистические фигуры речи — это синтаксические конструкции с эмоционально-экспрессивными оттенками без дополнительной информации; — это речевые обороты, риторические фигуры, высказывания в виде синтаксического предложения, построенного с целью усиления выразительности и образности; — это вид изобразительно-выразительных средств, особенность которого заключается в  конструкции предложения.

Среди стилистических фигур речи можно выделить*:

  • Лексические повторы (намеренные повторы слов);
  • Синтаксические повторы (намеренные повторы конструкций предложения);
  •  Фразовые повторы (средство организации текста):
    • Бессоюзие
    • Многосоюзие
    • Парцелляция
  • Риторические фигуры:
    • Риторический вопрос
    • Риторическое восклицание
    • Риторическое обращение
  • Градация;
  • Инверсия.

Инверсия

Инверсия — намеренно неправильный порядок слов; нарушение прямого порядка слов (если в прямом порядке :
подлежащие → сказуемое → дополнения, то в предложениях с инверсией последовательность нарушается).

Примеры:

«… и до листвы моей
Доходят жилы влажные, стальные…»,»Дыханием приятным
Сманила сон с моих она очей»,»Дай бог лже­цам за­мкнуть уста,
глас божий слыша в дет­ском крике…»,»…зву­чал мне долго голос нежный…»,»Какое при­ва­ли­ло счастье
Глупцу, шуту, бог весть кому»,

«Здравствуй, волшебник лес,
Я полюбил давно
Сосен веселый плеск,

Ягод твоих вино».

Анафора

Анафора (единоначатие) — одинаковое начало смежных строк в строфе (одинаковыми могут быть звуки, буквы, слова). Разные строфы в стихотворении могут начинаться с одного и того же слова, буквы, выражения — это также будет анафорой.

Примеры:

«Дай бог слепцам глаза вернуть
и спины выпрямить горбатым.Дай бог быть богом хоть чуть-чуть,»О, я привык к этим ризамО, Святая, как ласковы свечи,»Или на вас тя­го­тит преступление?

но быть нельзя чуть-чуть распятым».

Величавой Вечной Жены!….

Как отрадны Твои черты!…»

Или дру­зей клевета ядовитая?»

«И если я волей себе покоряю людей,
И если слетает ко мне по ночам вдохновенье,
И если я ведаю тайны — поэт, чародей, Властитель вселенной — тем будет страшнее паденье..»

«Много дум я в ти­ши­не продумал,
Много песен про себя сложил»

Эпифора

Эпифора (единоокончание) — фигура, обратная анафоре. Одинаковое окончание смежных строк в строфе (одинаковыми могут быть звуки, буквы, слова).

Примеры:

«Деточка,
Все мы немножко лошади,
Каждый из нас по-своему лошадь«»Самое лучшее и дорогое — Родина.
Горе твое — это наше горе, Родина«

Антитеза

Антитеза (противопоставление, контраст) — резкое противопоставление явлений или понятий. В основе заложен контраст (часто используются антонимы).

Примеры:

«Отказ идет как обещанье:
Нет на словах — на деле да.»,»Я, наверно, родился поздно
Или рано.Мне не понять»

  • «Я не первый воин, не последний,
  • «И сердце засмеется и заплачет«,
  • «Находка таится в пропаже

Долго будет родина больна»,

И радость таится в тоске«

Градация

Градация — постепенное нарастание (восходящая градация) или ослабление (нисходящая) смыслового значения.

Примеры:

«Возвращаюсь к природе, к себе,
К первозданной основе и сути.»,»И милые тревоги милых дней,
И языка несвязный лепет,
И сердца судорожный трепет,
И смерть и жизнь»Всё в ней дрожало, волновалось, пело. / И белый свет – как россыпи при встрече с ней…»

Оксюморон

Оксюморон — сочетание несочетаемого (соединение двух исключающих друг друга понятий).

Риторический вопрос

Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа. Ставится автором в произведении с целью привлечь внимание читателя.

Примеры:

«Что же натворили мы с природой?
Как теперь нам ей смотреть в глаза?«»А если это так, то что есть красота?
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?«

Риторическое обращение

Риторическое обращение — обращение к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи.

Примеры:

«Замолкни, Муза мести и печали!»,

«О, неподатливый язык!
Чего бы попросту — мужик»

Риторическое восклицание

Риторическое восклицание — восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания.
Р. В. передает различные оттенки речи и состояние человека.

Примеры:

«О, я при­вык к этим ризам
Ве­ли­ча­вой Веч­ной Жены!«»Какой простор! Какая воля!
Какие песни и цветы!«

Параллелизм

Параллелизм — схожее, часто одинаковое построение предложений.

Примеры:

«Завидую тому,
как он дерется,-
я не был так бесхитростен и смел.
Завидую тому,
как он смеется,-
я так смеяться в детстве не умел.»,»верю в тихое: «Что вы творите?»,
верю в горькое: «Что мы творим?»»,»В нем глядит подозрительно каждый портрет.
В нем насупился замкнуто каждый предмет.»,»«Есть божий суд…» — метель ревела в окна.
«Есть божий суд…» — весной стонала Волга»

Парцелляция

Парцелляция — намеренное членение предложение на части.

Примеры:

«Очень трудно ему.
На войне было легче.
Жизнь идет.»,»Молчу. Гляжу на небо. Стыну.
И синий выем виден мне.»,»Так люби. И целуй. И молчи.»,»Ветер.
Ветер.
Ветер тополиный
Золотую песню расплескал…».

Антитеза

Антитеза — резкое противопоставление явлений или понятий.

Примеры:

«Отказ идет как обещанье:
Нет на словах — на деле да.»,»Я, наверно, родился поздно
Или рано.Мне не понять»»Я не первый воин, не последний,»И сердце засмеется и заплачет«,»Находка таится в пропаже

Долго будет родина больна»,

И радость таится в тоске«

Градация

Градация — постепенное нарастание (уменьшение) смысла или эмоционального значения при перечислении.

Примеры:

«Листвою желтой, блеклой,
Слезливой, мертвой мглой Постукивает в стекла
Октябрьский дождик злой»,»В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов«,»Не жалею, не зову, не плачу«,»Здесь черствый хлеб, тюрьма, позор,
Нужда и вечный гнет
,А там балы, блестящий двор,
Свобода и почет
»

«И где ж Мазепа? где злодей?
Куда бежал Иуда в страхе?»,

«Все уныло, пусто, мертво,
Все, куда ни кинем взгляд», «Что мне законы Бытия? Здесь философия простая: а что для них, по сути, я —
так, — строчка, буква, запятая».

Эллипсис

Эллипсис — намеренный пропуск слова, его выпадение из текста стихотворение.

Примеры:

Мои все радости в стакане,
Мой гардероб лежит в ряду,
Богатство в часовом кармане,
А сад в Таврическом саду.» (тире — пропуск слов находятся/лежат),»Богатство в часовом кармане,
А сад в Таврическом саду.» (тире — пропуск слов есть/ располагается)

Бесссоюзие

Бесссоюзие (Асиндетон) — соединение слов без использования союзов.

Примеры:

«Год был ягодный,
Год грибной,
С яркой радугой
За спиной.»,»Сидит торговка: ноги, груди,
Платочек, круглые бока.»,»Молись, молись! туман пройдет,
Туман пройдет, звезда блеснет,
Звезда блеснет приветнее,Приветнее, прилучнее!»

Многосоюзие

Многосоюзие (полисиндетон) — соединение слов с излишним использованием союзов.

Примеры:

«Но этот воздух смерти и свободы,
И розы, и вино, и счастье той зимы»,»Вошла, как Психея, томна и стыдлива,
Как юная пери, стройна и красива,-
И шепот восторга бежит по устам,
И крестятся ведьмы, и тошно чертям!»,»Машина и пашет, и жнет,
и молотит на славу.»

Источник: https://lit-ege.ru/stilisticheskie-figury-rechi/

Ссылка на основную публикацию