Какие существуют системы стихосложения?

А ещё его часто путают с понятием «строка». Чтобы разобраться, чем одно отличается от другого, обратимся к словарю литературоведческих терминов.

Да и узнать, какими бывают строфы, будет не лишним, ведь при анализе поэтического текста на уроках литературы без представления о том, что такое строфа в стихотворении, просто не обойтись.

Что такое строфа

Строфа — это..

Слово «строфа́» происходит от греческого «поворот». Как термин оно стало употребляться в античности и прекрасно сохранилось до наших дней. Правда, в Древней Греции этим названием обозначали песнь хора, которая исполнялась во время движения хористов по сцене.

Когда хор завершал ход в одну сторону и поворачивал в обратном направлении, одна строфа заканчивалась и начиналась другая. Позже так стали называть чередующиеся парные сочетания рифмующихся строк (стихов).

В современном понимании строфа — это часть стихотворного текста, повторяющееся с определённой периодичностью сочетание стихотворных строк, связанных ритмико-интонационным строем, а в рифмованном стихотворении — и способом рифмовки. По своим функциям строфа в поэзии напоминает абзац в прозе.

Тот, кто задастся вопросом «Строфа – это сколько строк?», не получит однозначного ответа.

Наиболее привычной формой строфы для русскоязычного читателя является четверостишие. Также существуют дву- , трёх- , пяти- , шести- , семи- , восьми- , девяти- , десятистишия и другие разновидности строф, о которых поговорим дальше.

Строфа и рифма

В рифмованных стихах выделить строфу проще, чем в нерифмованных. На письме расстояния между строфами чаще всего обозначены пробелами (пустыми строками).

Но если автор или издатель забыли это сделать, «опознать» строфическую единицу можно самостоятельно. Самый простой вид строфы – двустишие. Его образуют две строки с парной рифмовкой. Схема такой рифмовки: АА.

Сочетание двух двустиший – это уже четверостишие. В зависимости от использованных поэтом рифм, оно выстраивается по одной из схем:

  1. ААББ – парная;
  2. АБАБ – перекрёстная;
  3. АББА – опоясывающая (кольцевая)

Далее при усложнённом сочетании рифмующихся строк появляются шестистишия с возможным расположением рифм: АБАБВВ, АБВАБВ, ААББВВ, АББАВВ, ВВАББА и так далее.

Наконец, вершиной виртуозности можно считать октаву: восемь поэтических строк, зарифмованных по схеме: АБАБАБВВ.

В нерифмованных стихах строфы отделяются друг от друга по принципу чередования мужских и женских окончаний в словах.

В фольклорных текстах главным принципом стихотворной организации выступает синтаксический параллелизм – такой приём, когда предложения выстроены по одной схеме и иллюстрируют уподобление одного явления другому на основе их противопоставления:

  • «То не ветер ветку клонит, Не дубравушка шумит, — То моё сердечко стонет,
  • Как осенний лист дрожит…»

Виды строф в мировой поэзии

Можно выделить несколько типов строф в зависимости от их происхождения:

  1. Античная строфика:
    1. по привязке к именам древних поэтов: Алкеева строфа, Сапфическая строфа, Асклепиадова строфа;
    2. по названию стихов: ионическая, дорийская, ямбэлегическая строфа.
  2. Европейская строфика:
    1. по привязке к поэтическому наследию знаменитых поэтов: нибелунгова строфа, терцины («Божественная комедия» Данте), секстины (Петрарка), катрены (П.Верлен), «спенсерова строфа» — девятистишие, схема построения которого была предложена английским поэтом Э.Спенсером.
    2. по жанру и назначению: моностихи, хоральные бар-формы, секвенции, канцоны, мадригалы, сонеты, рондо, триолеты.
  3. Восточная строфика: газелла, касида, рубаи, хокку (хайку), танка и другие.

Три типа строфики не существуют изолировано. К примеру, европеец Ф.Г.Лорка облекал свои лирические шедевры в форму газелл, а жанр сонета распространился по всем уголкам света, обретя множество причудливых разновидностей («перевёрнутый сонет», «сонет на ножке» и другие).

Русская строфика

Преобладающим направлением русской лирики стала рифмованная поэзия. Так как одним из её источников был фольклор, успешно прижилась в России форма двустишия.

Её можно встретить как в произведениях авторов 18-19 веков (Дмитриева, Державина, Крылова, Пушкина, Лермонтова, Кольцова), так и в творчестве поэтов 20 столетия (Блок, Есенин, Клюев, Ахматова, Цветаева, Мандельштам).

Самой распространённой формой русского стихосложения стало четверостишие. Чуть реже встречаются терцины и пятистишия.

Такая форма, как семистишие, может считаться экзотической (пример – стихотворение Лермонтова «Бородино»). Восьмистишие (или октава) закрепилось в русской поэзии благодаря Пушкину, который написал октавами целую поэму («Домик в Коломне»).

Пушкину также принадлежит собственное русское явление мировой строфики – «онегинская строфа».

Как и сонет, эта форма состоит из 14 строк, но имеет особую схему рифм, сочетающую все три способа рифмовки: АБАБ ВВГГ ДЕЕД ЗЗ. Игривая и лёгкая строфа легла в основу стихотворного романа «Евгений Онегин», придав ему чёткую ритмическую организацию, сюжетную динамику и оригинальность звучания.

Заключение

Тем же, кто так и не понял, чем строфа отличается от строки, скажем кратко: строфа – это как минимум 2 строки и как максимум – 14 строк.

Это «кусочек стихотворения», в котором, как рыбка в пруду, плещется и играет законченная и отдельная поэтическая мысль.

Источник: https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/strofa-chto-ehto-takoe-v-stihotvorenii.html

Основы стихосложения

«Мгновенье – и стихи свободно потекут»…

Кто не помнит этих пушкинских строк?! Однако нетрудно убедиться, что процесс рождения стиха не так прост.

Многие, особенно в отроческие и юношеские годы, пытались выразить словами чувства, переполнявшие их, и отступали, столкнувшись с преградами: не «текли» стихи, мысль беспомощно чертыхалась, слова «выстилали» не гладкую строчку, а с какими-то колдобинами и рытвинами. И как следствие, растерянность, испорченное настроение, нежелание войти в неведомый и недавно еще так манивший мир Поэзии.

А если, предвидя подобную опасность, предотвратить ее до того, как она возникнет. Можно поспорить с составителями школьных программ по литературе, которые вспоминают о поэтической технике в 6-7 классах. Азы стихосложения лучше постигать в дошкольном возрасте.

Ключевых понятий, которые следует ввести на этом этапе всего-то два: РИФМА и РАЗМЕР.

Не злоупотребляя литературоведческой терминологией, в игре, с помощью забавных рисунков, несложных рифмовок можно показать 3-5-летнему ребенку, как «работает» рифма, какие способы рифмовки существуют, что такое размер и как стихи «текут» плавно и красиво, когда не сбиваешься с выбранного ритма и размера.

Представим краткую характеристику основных «технических» понятий, без которых не обойтись в организации работы с одаренными детьми дошкольного и школьного возраста, а также со студенческой и рабочей молодежью.

За тысячелетнюю историю развития мировой поэзии были сформированы определённые традиции и правила в стихосложении, уникальные для каждой национальной культуры. Основными признаками русскоязычной поэтической речи являются рифма и (после реформы В. Тредиаковского – М. Ломоносова) размер. Почему именно рифма и размер?

Ответ, возможно, следует искать в истоках русской поэзии, в былинах, исторических песнях, потешках, частушках, заговорах – словом, в устном народном творчестве. Многие русские поэты, в частности, А. Пушкин, Г. Державин, Н. Некрасов, А. Кольцов черпали вдохновение именно в народной поэзии.

Читайте также:  Какие примеры обособленных определений?

После присоединения Украины к России (1654 год) российская интеллигенция получает возможность приобщиться к польской культуре, и под влиянием польского стихосложения на Руси формируется силлабическое стихосложение.

Силлабическая (от греч. syllabe – слог) система построения стиха – система, в основе которой лежит равносложие, т.е. одинаковое количество слогов в каждой стихотворной строке (количество ударений не имеет значения).

Принцип равносложия был присущ поэзии тех народов, в языках которых ударение закреплено за определенными слогами в слове (во французском – за последним, в польском – за предпоследнем, в чешском – за первым и т.д.). Но для языков, в которых, как в русском языке, ударение падало на различные по месту их нахождения слоги (т.н.

беглое ударение), силлабическая система оказалась малопригодной: подлинной ритмической соразмерности стихов она создать не могла.

В.К. Тредиаковский в 30-е годы XVIII века провёл первую стихотворную реформу русского стихосложения, основные положения которой он изложил в книге «Новый и краткий способ к сложению российских стихов».

Новая система была основана на чередовании ударных и безударных слогов и получила название тонической (от греч. tonos – напряжение, ударение).

Внутри тонического стихосложения различается чисто тоническое стихосложение, где учитывается только количество ударений в стихе (акцентный стих), и силлабо-тоническое, где учитывается также расположение ударений в стихе.

Начатое В. Тредиаковским продолжил, развил и блестяще применил в своей поэтической практике М. Ломоносов.

Созданная его трудами система стихосложения получила позднее название силлабо-тонической, cущность которой состоит в том, что в стихотворной строке ударные и безударные слоги чередуются по определенной схеме и образуют т.н. двусложные и трехсложные размеры.

Начиная с М. Ломоносова и, в особенности, с А. Пушкина, давших в своих произведениях «золотые» образцы русской поэзии, ведущими жанровыми особенностями русского стихосложения признается наличие рифмы и размера.

«Рифма – это повторение более или менее сходных сочетаний звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. В русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных». Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов.

Существует множество классификаций рифм:

  1. по количеству совпадающих слогов: мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая;
  2. по точности/неточности;
  3. омонимичные рифмы;
  4. рифмы, характеризующиеся по их частеречной принадлежности и пр.

«Скелетом» стихотворения считается система рифмовки. От того, какую систему рифмовки выберет поэт, во многом зависит настроение и темп стиха. Существует бесконечное количество систем рифмовок и их вариантов, но наиболее распространёнными являются три: смежная (аабб), перекрёстная (абаб), кольцевая (абба).

Другой немаловажной особенностью русского стихосложения являются размер и метр. Но перед тем, как мы перейдём к классификации размеров, необходимо разграничить эти понятия.

Метр – упорядоченное чередование в стихе сильных и слабых мест. Метр в таком значении слова имеется в метрическом, силлабо-тоническом, мелодическом стихосложении и отсутствует в силлабическом и тоническом.

Размер – способ организации звукового состава отдельного стихотворного произведения. В силлабическом стихосложении размер определяется числом слогов; в тоническом – числом ударений; в силлабо-тоническом – метром и числом стоп.

В силлабо-тоническом стихосложении обычно различаются понятия: метр (например, «ямб»), стихотворный размер (например, «4-стопный ямб») и разновидность стихотворного размера (например, «4-стопный ямб со сплошными мужскими окончаниями»). Т.е.

в силлабо-тоническом стихосложении понятия метр и размер (не путать со стихотворным размером) являются тождественными.

Ещё одним важным термином, формирующим понятие о размере и метре, является стопа. Стопа – повторяющееся сочетание сильного и слабого места в стихотворном метре, служащее единицей длины стиха (например, 2-, 3-, 4- стопные стихотворные размеры).

Классической системой стихосложения сейчас считается силлабо-тоническая, обычно именно этой системой пытается воспользоваться большинство начинающих поэтов. В силлабо-тонической системе выделяют две большие группы классических размеров:

1. двухсложные:

  • ямб — стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха;
  • хорей — стихотворный метр с сильными местами на нечетных слогах стиха) ;

2. трёхсложные:

  • дактиль – стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы;
  • амфибрахий – стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге;
  • анапест — стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 3-м слоге

Начинающие поэты в основном используют двухсложные размеры с параллельной или перекрёстной системой рифмовки, как наиболее простые. Но часто в своих стихах они сбиваются на 3-сложный размер, видимо, ввиду недостаточной развитости чувства ритма.

Как выясняется из бесед, некоторые из них не имеют ни малейшего представления о размерах и о том, каким образом достигается «гладкое» звучание стиха. Те же, кто владеет знаниями о размерах, но не владеет умением их применять, заявляют, что пишут в системе стихосложения, отличной от силлабо-тонической: тонической или мелодической.

Однако и тут они не справляются с формальными трудностями: в иных системах стихосложения требуется знание о долгих и кратких слогах, а также необходима точная и звучная рифма, которая бы служила «цементом» для поэтической организации речи.

Если же формальные условия не выполнены, то такие сочинения не могут с полным основанием называться стихотворениями.

Классическая система стихосложения складывалась веками, в её формирование вложило свои силы множество гениальных людей: поэтов, философов, филологов, ораторов. Это – эталон, на который необходимо ориентироваться, которому необходимо подражать, по крайней мере, пока у начинающего автора не появится опыт, позволяющий ему изменять каноны в соответствии с собственным стилем.

Источник: https://nsaturnia.ru/kak-pisat-stixi/vvodnaya-lekciya/

Системы стихосложения

Античное стихосложение

Под античной в литературоведении понимается система стихосложения в Древней Греции, где она возникла еще в VIII в. до н.э., и в Древнем Риме, куда в III в. до н.э. она перешла из Греции.

В античном мире поэты не читали свои стихи, а пели; поэт был одновременно и певцом (рапсодом), изображали его с музыкальным инструментом — лирой (отсюда название — лирика). Античное стихосложение называют также метрическим (от лат. Metron — мера).

Древнегреческий и латынь характеризовались долготой и краткостью гласных звуков. Поэтому в основе этой системы стихосложения лежит чередование кратких и долгих слогов, которые соединялись в стопы, напоминающие сочетание нот в музыкальном такте. Повторение таких стоп образовывало стих — стихотворную строку и обуславливало его внутренний ритм.

Понятие стопы сохранится, как мы увидим, и в русской классической системе версификации как условное обозначение такой речевой единицы, повторение которой создает ритм стиха. Метрическая система знала около 30 различных видов стоп.

Читайте также:  Какие бывают способы образования слов?

Среди них были стопы, сыгравшие впоследствии большую роль в развитии стихосложения у различных народов, в том числе и русского (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест).

В античном стихосложении не было рифмы.

Силлабическая система стихосложения

От греч. Syllabe — слог. Система построения стиха, в основе которой лежит равносложие, т.е. — одинаковое количество слогов в каждой стихотворной строке. Как правило, это число было равно одиннадцати и тринадцати. В середине строки присутствовала цезура — внутристиховая пауза.

Эмоциональное движение в стихе почти не наблюдалось, ибо в основной своей массе произведения были религиозно-моральной направленности и имели поучающий характер, яркий пример чему — творчество белорусского поэта Симеона Полоцкого.

Но существовали и свои исключения: поэт-силлабик молдавского происхождения Антиох Кантемир писал сатирические стихи, частенько направляя свои стрелы против фигур церкви и высшего света. Он ратовал за оживление силлабического стиха, использовал различные ритмические приемы, пытался создать новую систему стихосложения, отойти от силлабики.

Принцип равносложия был присущ поэзии тех народов, в языках которых ударение закреплено за определенными слогами в слове ( во французском — за последним, в польском — за предпоследнем, в чешском — за первым и т.д.).

Но для языков, в которых, как в русском языке, ударения падали на различные по месту их нахождения слоги (так называемое беглое ударение), силлабическая система оказалась малопригодной: подлинной ритмической соизмеримости стихов она создать не могла.

Но данная система оставила в дар более поздним системам довольно большое наследие. Так, женская рифма, единственно допустимая в силлабике, занимает сегодня очень прочные позиции; смежная рифмовка, которая одна могла соединять строки-предложения в стихи — любима нами и поныне.

Так что можно сказать, что заимствование данной системы у других народов стало просто революционным событием для русского стихосложения.

На пустое поле, по которому лишь бродили многочисленные представители народного песенного стиха, вступила готовая система, сумевшая практически из ничего создать литературу и дать нам множество достойных поэтов.

И уж точно не слыхали бы мы ничего о гении Пушкина, если бы развитие шло своим, эволюционным путем.

Тоническая система стиха

От греч. Tonos — напряжение, ударение. Система стихосложения, в которой ритмичность создается упорядоченностью расположения ударных слогов среди безударных.

Внутри тонического стихосложения различается чисто тоническое стихосложение, в котором учитывается только количество ударений в стихе (акцентный стих), и силлабо-тоническое, где учитывается также расположение ударений в стихе.

В русской терминологии 18-го века под тоническим стихосложением подразумевали силлабо-тонику, как систему, отличную от силлабического стиха.

Силлабо-тоническая система стихосложения

От греч. Syllabe — слог и греч. Tonos — напряжение, ударение. Заслуга преобразования русского стиха принадлежит В.К.Тредиаковскому и особенно М.В.Ломоносову. Тредиаковский еще в 30-е годы 18-го века выступил со стихами, основанными на отличных от силлабической системы принципах стихосложения. Изучив строение русского народного стиха, он первый пришел к выводу, что для русского стихосложения закономерен тонический принцип.

Начатое Тредиаковским продолжил, развил и блестяще применил в своей поэтической практике Ломоносов. Созданная его трудами система стихосложения получила позднее название силлабо-тонической, то есть, слого-ударной. Силлабо-тоническая система основана на равномерном чередовании ударных и безударных слогов.

Учтен при этом опыт метрической системы. В основе силлабо-тоники лежит принцип строения русского народного стиха: соизмеримость соотносимых стихов по количеству и расположению ударных слогов.

Ритмическими единицами в силлабо-тоническом стихе, как и во всяком другом, являются соотносимые между собой стихотворные строки — стихи. Соизмеримость же их друг с другом определяется повторяющимися в них сочетаниями ударных и безударных слогов.

Единицами измерения этих повторяющихся сочетаний выступают стопы. Деление на стопы в русском силлабо-тоническом стихе (стопа здесь — сочетание ударного слога с примыкающими к нему безударными) в известной степени условно.

Особенности русского языка не позволяют строго выдержать это деление, так как слова русского языка весьма неоднородны как по количеству слогов, так и по месту ударений.

Многие из слов столь многосложны, что могут вместить в себя по две стопы и тем самым требовать не одного (как это имеет место в языке на самом деле), а двух ударений в слове. С другой стороны, в живом произнесении ударения в служебных словах, а иногда и в местоимениях, пропадают, и ударение в стихе переносится с одного слова на другое (перенесение ударения с данного слова на последующее называется проклитикой, а на предшествующее — энклитикой).

Сущность силлабо-тонической системы состоит в том, что в стихотворной строке ударные и безударные слоги чередуются по определенной схеме и образуют так называемые двусложные и трехсложные размеры.

В двусложных размерах различают хорей — с ударением на первом слоге и ямб — с ударением на втором слоге. Расстановка в строке всех возможных ударений осуществима лишь в том случае, когда строка состоит из коротких одно-, дву- и трехсложных слов.

Но уже Ломоносов признал, что так писать стихи «трудновато», потому что в языке очень много слов длинных, и в полноударной стихотворной строке они не поместятся. Поэтому расстановка ударений строго не соблюдается — они не должны падать на «чужие» места, зато пропускать их можно — от этого ритмическое звучание не страдает, наоборот, стих звучит более разнообразно.

В этом случае могут возникать два безударных слога подряд — они образуют группу из безударных слогов, которую называют по аналогии с античным стихом пиррихием. Иногда слова стекаются таким образом, что возникают два подряд ударных слога (спондей). В русских двусложных размерах особенно часты различные сочетания стоп ямба и хорея с пиррихиями.

В трехсложных размерах в зависимости от местоположения ударного слога различают: дактиль — с ударением на первом слоге стопы, амфибрахий — с ударением на среднем слоге и анапест — на последнем, третьем слоге стопы.

Последовательность таких групп ударных и безударных слогов (стоп) в строке и создает стихотворный размер. Теоретически количество стоп в стихотворной строке может быть любым — от одной и больше, на практике же протяженность строки бывает в двусложных размерах (хорей, ямб) от 2 до 6 стоп, а в трехсложных (дактиль, амфибрахий, анапест) — от 2 до 4. Итак, основных размеров русского классического стиха пять: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.

Источник: https://novostiliteratury.ru/?nauchnye-stati=sistemy-stixoslozheniya

Ссылка на основную публикацию