Какой план сочинения ЕГЭ по русскому языку?

Русский язык – в числе обязательных предметов при сдаче ЕГЭ. План сочинения из задания № 25 и особенности его написания предлагаются в данной статье. Более 150 слов текста позволят набрать максимально возможные 23 балла или 30 % общей суммарной оценки за экзамен.

Учащимся предлагается авторский текст, по которому необходимо написать сочинение-рассуждение. Максимальный объём неограничен, но практика показывает, что раскрыть содержание возможно с помощью 250–300 слов. Этим следует ограничиться, чтобы избежать риска грамматических ошибок.

Суть задания

План сочинения ЕГЭ по русскому языку

В самом задании чётко изложен план сочинения. ЕГЭ по русскому требует знания литературного материала, на который предстоит ссылаться. Поэтому 6 из 12 критериев оценки работы касаются её содержательной части.

В статье предлагается план, сформулированный экзаменаторами, и даются рекомендации по написанию каждой из её частей.

  • Формулировка проблемы.
  • Её комментарий.
  • Позиция автора.
  • Собственная позиция.
  • Первый аргумент (пример из литературы).
  • Второй аргумент (пример из опыта).
  • Заключение.

С чего начать план написания сочинения по русскому языку (ЕГЭ)?

План сочинения ЕГЭ по русскому языку

Введение

Проверяющими отдельно оценивается композиционная целостность работы, поэтому очень важно введение, где формулируется проблема текстового фрагмента. Это может быть понятие (трусость, предательство, доброта), явление жизни (голод, война), характер человека.

Во вступлении происходит плавное вхождение в текст сочинения: возникновение заинтересованности читателя, знакомство со стилем изложения. Его объём не должен превышать пяти предложений. Вводную часть по содержанию и эмоциональности необходимо привести в соответствие с авторским фрагментом.

План написания сочинения (ЕГЭ) предусматривает следующие варианты начала творческой работы:

  • Риторические вопросы по проблеме текста. Пример: «Что такое истинное мужество и в чём оно проявляется? Над этой проблемой размышляет (ФИО автора)».
  • Общие рассуждения или сведения по теме: «Человечество с незапамятных времён искало ответ…»
  • Использование цитаты или пословицы. После её написания можно продолжить словами: «Эта мысль пришла на ум во время прочтения текста (ФИО автора)».

Комментарий

Часто учащиеся ошибочно полагают, что комментарий требует краткого пересказа текста. За этот пункт проверяющие выставляют до 2 баллов (за вступление – 1) по результатам ЕГЭ. План сочинения предусматривает не подробное цитирование, а проникновение в авторскую логику раскрытия обозначенной проблемы. Предлагаем два варианта комментирования:

  • По структуре авторского текста.
  • Через анализ актуальности поднятой темы.План сочинения ЕГЭ по русскому языку

В первом случае предстоит ответить на вопросы:

  • С помощью каких приёмов автор привлекает внимание читателя к проблеме?
  • На каком материале её раскрывает?
  • Какие поступки герой отрывка совершает и что это говорит о нём?
  • Какие эмоции по данному поводу переживает сам автор?

Во втором варианте первый вопрос остаётся неизменным, но дальнейшая логика несколько иная:

  • Каков характер проблемы (философская, экологическая, психологическая, социальная или нравственная)?
  • Насколько она сегодня актуальна?
  • Кто и в каких ситуациях сталкивается с ней?
  • Если проблема нова, то что способствовало её появлению?

План написания сочинения по русскому языку (ЕГЭ) не должен исключать переходов, чтобы сохранить смысловую цельность работы. Этому помогают вводные слова и обороты, которыми не следует злоупотреблять: «Анализируя данную проблему, автор вспоминает случай из своей жизни…».

Авторская и собственная позиция

Третий пункт плана предусматривает введение цитаты со ссылкой на авторское мнение, которую необходимо взять в кавычки. Удобнее сделать это с помощью следующих клише:

  • «Писатель считает, что…»
  • «По мнению автора…»
  • «Свою позицию писатель выразил в словах…»

Фамилию и инициалы автора следует указывать полностью, так как проверяющими оценивается фактологическая точность.

План сочинения ЕГЭ по русскому языку

Четвёртый пункт плана предусматривает переход к обозначению собственной позиции экзаменуемого. Она может выражать согласие или несогласие, которое должно быть корректным и развёрнутым. План написания сочинения по русскому (ЕГЭ) требует пропорциональности частей. Каждый пункт следует начинать с красной строки, он состоит из одного-двух абзацев. Переходными могут стать следующие фразы:

  • «Действительно, нельзя не поддержать автора в том, что…»
  • «Мне понятно и близко мнение автора о том, что…»
  • «Я согласен с автором, что…»

При иной точке зрения, допустимы обороты:

  • «Мнение автора интересно, но…»
  • «Думаю, что утверждение автора нельзя считать применимым к…»
  • «Нельзя не согласиться с писателем, что , однако…»

Аргументация позиции

Требование о наличии двух аргументов по обоснованию собственной позиции изложено в задании ЕГЭ. План сочинения предусматривает для каждого довода отдельный абзац. В первом случае необходимо показать хорошее знание литературы, во втором – эрудицию, ибо примеры лучше приводить из жизни известных людей. Уместны следующие обороты:

  • «В доказательство своего мнения приведу пример из повести Н. В. Гоголя »
  • «В поддержку сказанного можно вспомнить роман…»
  • «Об этом говорил в своей поэме…»
  • «Пример революционеров-народников доказывает, что …»
  • «Аналогичный случай был описан в автобиографии В. В. Маяковского…»
  • «Хочу напомнить случай из жизни А. С. Пушкина о том, как…»

Ссылаясь на пример, следует кратко изложить ситуацию в подтверждение выдвинутого тезиса. Пятый и шестой пункты максимально оцениваются в 3 балла, поэтому следует обратить внимание как на убедительность аргументов, так и на точность изложения фактов. Недопустимы ошибки в имени автора или названии произведения.

План сочинения ЕГЭ по русскому языку

Заключение

План написания сочинения по русскому (ЕГЭ) завершается выводами, которые решают следующие задачи:

  • Обобщают информацию по проблеме: «Ещё раз хочется подчеркнуть, что…»
  • Дают оценку сказанному: «Это позволяет сделать вывод…»
  • Выражают прогноз: «Хочется надеяться, что читатели по-настоящему задумаются над…»
  • Призывают к активности: «Осуществляя тот или иной морально-нравственный выбор, каждому из нас необходимо помнить о…»

Финальный абзац должен перекликаться со вступлением, ибо творческая работа должна быть цельной, что оценивается в 2 балла. За точность формулировок и выразительность речи проверяющие добавят ещё два, поэтому нельзя уходить от главной мысли, не повторяя при этом используемые обороты. На что ещё следует обратить внимание при подготовке к ЕГЭ?

План сочинения нельзя произвольно менять. Он отвечает требованиям сочинения-рассуждения и является частью экзаменационного задания.

Источник: https://www.syl.ru/article/295877/ege-plan-sochineniya-osobennosti-napisaniya-trebovaniya-i-rekomendatsii

План сочинения по русскому языку ЕГЭ в 2020 году

План сочинения ЕГЭ по русскому языку

Выпускникам старших классов предстоит сдавать испытание по русскому языку. Творческая часть работы — написание сочинения позволяет набрать большое количество баллов. Предлагаем рассмотреть спецификации, план сочинения, а так же установленные нормы по написанию. Задание будет под номером 27 в экзаменационном билете.

Обновленная структура КИМ 2020

Общее количество заданий в КИМах по русскому языку составит 27. Все они разделены на 2 категории:

Блок Кол-во заданий Макс. балл Тип ответа
1 26 (1-26) 34 краткий
2 1 (27) 24 развернутый (творческое задание)

Справка! Длительность экзамена составит три с половиной часа (210 минут). Использования справочных материалов и какого-либо оборудования не предусмотрено.

В случае корректного выполнения всех заданий, ученик имеет возможность заработать 58 баллов, которые будут внесены в сертификат как максимальные 100 баллов. Тестовый блок работы позволяет набрать 34 балла (приравнивается к 59 баллам сертификата). За творческую часть можно набрать максимальный балл — 24 (41 тестовый).

План сочинения ЕГЭ по русскому языку

При подготовке к экзамену необходимо повторить не только теоретический материал, но и потренироваться писать сочинения, составлять план и аргументировать свою точку зрения.

Важные изменения

Некоторые изменения произошли еще в структуре прошлогодних КИМов. Были установлены четкие критерии, по которым проводится оценка творческого задания. Эти нормы будут актуальны и при проверке сочинения в 2020 году.

ФИПИ разработал 12 критериев, которые будут учитывать при проверке работы, основные из них следующие:

  • комментарий касаемо проблемы должен быть дополнен двумя аргументированными примерами, которые свидетельствуют о том, что экзаменуемый понимает суть проблемы;
  • наличие обоснованного личного отношения относительно авторской позиции.

Рекомендации опытных педагогов

Опытные репетиторы, которые подготовили не одно поколение к экзамену по русскому языку, рекомендуют использовать следующую схему при написании сочинения:

  1. Изучить основные стандарты написания ЕГЭ на 2020 год и детально разобрать план творческой работы, а так же ознакомиться с основными темами, которые могут быть вынесены на экзамен.
  2. Разработать структуру сочинения, на которую можно будет опереться при написании работы на любую тему.
  3. Повторить возможные произведения и выписать основные идеи, которые станут полезны при написании сочинения.
  4. Писать пробные сочинения, опираясь на заготовленные клише.

План сочинения

Основные требования, которые касаются 27 задания ЕГЭ по русскому языку, опубликованы в документах на портале ФИПИ. Советуем ознакомиться со всевозможными кодификаторами, спецификациями и демонстрационным вариантом билетов по дисциплине.

Структура 27 задания в 2020 году будет выглядеть следующим образом:

План сочинения ЕГЭ по русскому языку

Чтобы получить высокую оценку за творческое задание, необходимо использовать факты, концепции и аргументы во время написания. Структура должна разделяться на следующие блоки:

  • Первичное описание проблемы.
  • Комментарий с примером, который касается имеющейся проблемы.
  • Раскрытие позиции автора.
  • Личная позиция экзаменуемого по отношению к проблеме с доводами и аргументами.
  • Краткое заключение.

Если вы не имеете представления о том, как должен выглядеть каждый блок, ознакомьтесь с любым примером сочинения из сборника для ЕГЭ и внимательно изучите текст и его структуру. Тем не менее, не стоит брать за основу готовые сочинения, поскольку эксперты хорошо знакомы с готовыми вариантами работ. Отталкиваясь от полученной информации нужно написать свое собственное видение проблемы.

Перечень проблем

В следующем году на ЕГЭ могут быть вынесены самые разнообразные проблемы, начиная от солдатской жизни, заканчивая засорением родного языка. Перечень тематик достаточно большой, поэтому возможность заблаговременной подготовки к написанию сочинения по конкретной теме сводится к минимуму.

Если послушать опытных репетиторов, то можно потренироваться с работой в основных направлениях, сформировать заготовку и изучить произведения, которые будут полезны для раскрытия различных тем. Таким образом можно упростить выполнение творческой части экзамена.

Важно! Перед началом написания работы следует внимательно изучить суть задания и понять заданную тематику.

Структура сочинения

Чтобы написание сочинения не вызвало трудностей, предлагаем ознакомиться с универсальной структурой, которую можно использовать при работе на любую тематику:

Читайте также:  Рекомендации о том, как оформить эссе
Номер План Пояснение
1 Вступление 2-3 предложения
2 Описание проблемы 2-4 предложения
3 Связка 1-2 предложения
4 Комментарий, 1-й пример, аргумент сколько нужно
5 Связка 1-2 предложения
6 Комментарий, 2-й пример, аргумент сколько нужно
7 Связка 1-2 предложения
8 Авторская позиция 1-2 предложения
9 Личное отношение к позиции автора 1-2 предложения
10 Довод к собственной позиции 2-4 предложения
11 Вывод 2-3 предложения

Чаще всего экзаменуемые испытывают трудности во время подбора примеров и написании комментариев и аргументов. При этом нужно отталкиваться от следующих критериев:

  • Два обязательных примера.
  • Примеры должны быть взаимосвязаны.
  • Каждый пример должен быть дополнен пояснением.

Примеры и аргументы служат в качестве связки от описания проблемы к переходу к авторской позиции, поэтому они должны гармонично вписываться в общий контекст.

Клише

При том, что шаблонные сочинения использовать нельзя, в случае необходимости разрешается взять за основу фразы из шаблонных заготовок. Если использовать их в собственной интерпретации и разбавить собственными аргументами, то можно написать грамотное сочинения в соответствии со всеми требованиями.

Стоп-слова

На первый взгляд, в эпитетах и художественных оборотах нет ничего плохого. При этом есть перечень фраз, которые являются некорректными для русского языка. Их не следует использовать при написании сочинений, особенно если это итоговый экзамен.

Выводы

Главным навыком для грамотного написания творческого блока считается умение вести логическую цепочку мыслей в своем рассуждении. Не бойтесь опираться на произведения и повторите правила правописания. Постоянные тренировки помогут выработать умение писать грамотные интересные работы.

Источник: https://www.dosug5.info/plan-sochineniya-po-russkomu-yazyku-ege-v-2020-godu/

План сочинения по русскому языку ЕГЭ в 2019 года

Планируете сдавать в 2019 году ЕГЭ по русскому языку – узнайте, какие нововведения планирует ФИПИ, как изменится структура экзамена, а также, как составить план сочинения и подобрать удачный пример из произведений для раскрытия проблемы.

Не секрет, что именно сочинение большинство выпускников считают самым сложным заданием ЕГЭ по русскому, а значит именно этой теме стоит уделить особое внимание при подготовке к экзаменам 2018-2019 учебного года.

План сочинения ЕГЭ по русскому языку

Формулировка задания №27

Последнее (теперь 27-е) задание ЕГЭ по русскому языку – это, как и ранее, сочинение, но в 2019 году ФИПИ внесло некоторые корректировки в саму формулировку поставленной задачи.

План сочинения ЕГЭ по русскому языку

Одной из проблем, часто встречающихся в работах выпускников, стало чрезмерное цитирование. Эксперты отмечают, что в сочинениях часто можно встретить большой объем чужих мыслей, но крайне редко отображена позиция самого экзаменуемого.

Именно поэтому в 2019 году на ЕГЭ по русскому языку структура сочинения была несколько изменена, а таблица оценивания получила новые критерии. Согласно новым правилам в сочинении должны присутствовать:

  • пояснения к каждому приведенному примеру;
  • смысловая связь между приведенными в сочинении примерами;
  • отношение экзаменуемого к позиции автора;
  • обоснование своей позиции.

Важно! Минимальный объем сочинения остался неизменным и составляет 150 слов. Но, педагоги рекомендуют ориентироваться на написание минимум 200-250 слов.

Критерии оценивания

Составляя план сочинения по русскому языку необходимо в первую очередь ориентироваться на критерии оценивания, обновленные для данного предмета ЕГЭ в 2019 году.

Особого внимания в этом году заслуживают критерии:

  • К2 (комментарий к проблеме);
  • К4 (отношение экзаменуемого к позиции автора).

Полный список критериев, которыми будут руководствоваться эксперты при проверке 27-го задания с развернутым ответом, приведены в демонстрационном варианте 2019 года.

Структура сочинения по новым стандартам

С учетом описанных нововведений, структура сочинения 2019 года должна иметь следующий вид:

  1. Проблема.
  2. Комментарий к проблеме.
  3. Описание позиции автора.
  4. Отношение экзаменуемого к позиции автора.
  5. Обоснование своей позиции.
  6. Вывод.

Текст сочинения должен нести в себе три основных типа информации: фактуальную (реальные факты), концептуальную (субъективное мнение) и подтекстовую (подразумеваемую).

План сочинения

С опорой на приведенную структуру можно составить план написания сочинения по русскому для ЕГЭ 2019 года.

План Пояснения
1 Вступление Подводка к проблеме 2-3 предложения
2 Формулировка проблемы 2-4 предложения
3 Связка 1-2 предложения
4 Комментарий, 1-й пример + пояснение Сколько потребуется
6 Связка 1-2 предложения
7 Комментарий, 2-й пример + пояснение Сколько потребуется
9 Связка 1-2 предложения
10 Позиция автора 1-2 предложения
11 Собственное отношение к позиции автора 1-2 предложения
12 Аргументация собственной позиции 2-4 предложения
13 Вывод (заключение) 2-3 предложения

Именно примеры, комментарии и пояснения к ним являются основными блоками сочинения, а соответственно и требуют особого внимания. В качестве можно использовать истории и цитаты, размышления автора и примеры из произведений. Но, при этом важно помнить, что комментарий должен иметь такую структуру:

  • пример;
  • пояснения к примеру;
  • связующий текст;
  • пример-иллюстрация;
  • пояснение к иллюстрации.

План сочинения ЕГЭ по русскому языку

Круг проблем

Основной задачей, стоящей перед экзаменуемым, будет формулировка проблемы. Далеко не всегда с первого прочтения можно правильно понять поднимаемую в тексте проблему и позицию автора.

Важно! Чаще всего в текстах проблему формируют либо в самом начале, либо в конце. Также при чтении необходимо выделить ключевую лексику, выражающую основную мысль. Она поможет правильно написать комментарий.

Круг проблем, которые могут поднимать тексты ЕГЭ по русскому языку в 2019 году, достаточно широк, что не дает возможности составить примерное сочинение для экзамена заблаговременно. Но, проработав каждую из предложенных тематик, вы без труда сможете выполнить работу, приведя необходимые аргументы и пояснения.

Клише для сочинения

Взяв за основу любой пример сочинения по русскому языку, составленный с учетом новых требований ЕГЭ 2019 года, можно выделить основные клише – фразы, характерные для того или иного блока. Используя такие «фразы-помощники», вы легко составите свой текст, нанизывая слова на основу, как жемчужные бусинки на прочную нить основы.

Предлагаем вашему вниманию такие клише для сочинений 2018-2019 учебного года.

Запрещенные слова

Если есть рекомендованные фразы, то должны быть и слова, которые нежелательно использовать при написании экзаменационного сочинения. Конечно, официально такого анти-словарика не существует, но опытные педагоги составили свой список слов и фраз, которые могут быть истолкованы неоднозначно, являются некорректными с точки зрения русского языка или искажают действительность.

Стремитесь избегать таких оборотов и фраз в своих сочинениях и вы обязательно добьетесь желаемого результата. Также стоит вычитать на предмет присутствия нежелательных слов каждый пример сочинения по русскому, если вы используете таковые при подготовке к ЕГЭ в 2018-2019 учебном году.

Готовые сочинения

Конечно, многие 11-тиклассники в преддверии 2019 года будут искать готовые сочинения по русскому языку, чтобы облегчить для себя подготовку к ЕГЭ. Сразу стоит предостеречь многих от такого на первый взгляд простого, но изначально неправильного пути. Важно понимать такие истины:

  1. Тема сочинения 2019 года никому неизвестна.
  2. Невозможно заготовить или заучить 3-5 сочинений и рассчитывать на успех.
  3. Без глубокого понимания проблемы получить максимально возможные 24 балла за 27 заданий практически невозможно.

Существует ли альтернатива? Вместо готовых сочинений стоит искать модульные части, из которых можно будет быстро составить необходимый текст во время экзамена. Очень помогут в этом списки произведений, раскрывающие ту или иную проблему, а также готовые клише для формулировки собственного отношения к мнению автора.

Источник: https://2019-god.com/plan-sochineniya-po-russkomu-yazyku-ege-v-2019-goda/

Клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку

Работая над сочинением можно воспользоваться стандартным набором фраз, что существенно облегчает процесс написания. Избежать использования клише для сочинения ЕГЭ невозможно, несмотря на то, что о них негативно отзываются критики. Банальные речевые штампы положительно воспринимаются проверяющими, поэтому отказываться от них не стоит.

Клише используются:

  • Для лучшего структурирования сочинения.
  • Чтобы не потерять основную нить суждения.
  • С целью создания шаблонных работ.

Клише для сочинения ЕГЭ по русскому хорошо запоминаются и долго держатся в памяти. Они не вылетают из головы даже при волнении, характерном для всех экзаменующихся. Члены комиссии заведомо настроены не на креативные, а на шаблонные работы. Именно поэтому стандартные фразы не только можно, а даже нужно использовать.

При написании сочинения ЕГЭ по русскому языку нужно знать не только клише, но и план. Если заранее подготовиться к ЕГЭ, то никаких проблем при сдаче экзаменационной работы не возникнет.

План сочинения

Для успешной сдачи экзаменационной работы нужно соблюдать установленные требования по оформлению. Большое значение имеет последовательность излагаемой мысли. При написании сочинения ЕГЭ рекомендуется использовать план клише:

  1. Емкое вступление на 2-3 предложения для подведения читателя к теме текста.
  2. Формулировка и раскрытие проблематики на 2-4 предложения (называем автора и суть изложенных мыслей).
  3. Комментарий и пояснение с цитатами, примерами рассказчика.
  4. Авторская позиция на 1-2 предложения, содержащая ответ на поставленный вопрос и отражающая личное отношение рассказчика к проблеме.
  5. Собственное мнение на 1-2 предложения, включающая согласие с мнением рассказчика, сформулированный тезис, с аргументированными доказательствами.
  6. Обоснование своей позиции с доказательствами и аргументами на 1-2 предложения.
  7. Заключение (2-3 предложения). Следует ставить в аналогии со вступлением, описав свое впечатление о прочитанном тексте и роль произведения в литературе.

Формулировка темы (проблемы) исходного текста

Каждое исходное задание предоставляется в виде информации о тексте в форме таблицы. В ней отражены: позиция автора и проблематика исходного текста. Выпускник должен в той или иной форме применить эту информацию в выполняемом задании.

Таблица 1. – Примеры задания и авторские позиции

Примерный круг проблем Позиция автора
Проблема конфликта интересов личности и общественности. Конфликт состоит в осознании собственной значимости каждой личности в обществе. Каждый из нас рано или поздно оказывается перед выбором: ставить личные интересы превыше общественных или же жертвовать собой ради других.
Проблема поиска высшей ценности общества. Главная цель настоящего гуманного общества – забота о благе каждого человека.
Проблема определения истины в споре. Истина может быть обретена только в том споре, в котором оппонентами движет глубокая вера в собственную правоту и нравственное чувство, а не желание превзойти соперника, доказав ему свое превосходство.
Читайте также:  Где найти аргументы для сочинения из литературы?

Для формулировки темы итогового сочинения ЕГЭ используем следующие клише:

  1. В анализируемом тексте (ФИО автора) затронута/поднята/рассмотрена проблема…
  2. Текст посвящен проблеме/тематике…
  3. Текст (ФИО рассказчика) заставляет нас/меня задуматься над такой проблемой, как…
  4. Проблема (указываем суть) волнует всех современных людей без исключения. Над ней поразмыслил (ФИО автора) в тексте…

Все шаблоны для сочинения на ЕГЭ приемлемы, т. к клише помогают грамотно выразить свою мысль, придерживаясь установленных требований, предъявляемых к качеству итоговой работы.

Комментирование проблемы

Пояснительное замечание к выделенной проблематике показывает глубину раскрытия, понятия основных аспектов и степень прослеживания хода авторской мысли. Клише для написания сочинения ЕГЭ в этом случае также незаменимы. Для достаточно написать 3-4 предложения, в которых не должно содержаться цитат и пересказа основного текста.

Поразмышлять можно над следующими моментами:

  1. Кто является адресантом (пояснить на основании каких доводов сделан такой вывод).
  2. Оценка степени актуальности проблематики с пояснением.
  3. Описание решений рассматриваемой проблемы (факты, детали).
  4. Настроение рассказчика (сарказм, грусть, печать, радость и пр.).

Допустимо обращать внимание на эпитеты и метафоры, используемые автором, но только в том случае, если с их помощью была раскрыта суть текста. При написании следует опираться на прочитанный текст, учитывая авторскую позицию.

Таблица 2. – Клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку для комментирования проблемы

Тип текста Примеры
Художественный Автор раскрывает проблему, приводя примеры из жизни…
Рассказчик для раскрытия проблемы рассматривает взаимоотношения…
Мысли/слова героя указывают на…
Автор вкладывает глубокий смысл в слова…
Публицистический (текстовый) В качестве примера рассматривается…
В размышлениях звучит мысль…
Имеют место упоминания о/об…
Присутствует истинное восхищение…
Не случайно текст завершается…
Публицистический (концептуальный) Нравственная/социальная проблематика имеет многовековую историю…
Каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с аналогичной проблемой.
Рассматриваемая проблема является актуальной в настоящее время.

Отражение позиции автора

При сдаче экзаменационной работы важно правильно понимать мнение рассказчика по заявленной проблеме. Оно может быть любым, в том числе и отличным от собственного мнения или от общепринятого.

Чтобы понять позицию, следует обратить внимание на эмоции и чувства изложенного текста. В художественных произведениях позиция не будет выражена открыто, но в смысле фрагментов ее можно четко проследить.

Сочинение ЕГЭ — примеры клише для отражения позиции:

  • Авторская позиция заключается в том, что…
  • Точка зрения выражена, по-моему, довольно четко.
  • Текст убеждает нас в том, что…
  • Логика текста основана на…

Рекомендуется в черновом варианте рассмотреть сначала позицию рассказчика, а уже потом проработать проблематику текста. Такой подход существенно упростит работу над сочинением.

Выражение своего мнения

Описание собственных мыслей, чувств и эмоций, возникающих при прочтении произведения. Обратите внимание, что мнение учащегося может не совпадать с мнением рассказчика. В большинстве случаев приветствуется оппозиционная точка зрения. Главное изначально продумать аргументы, иначе в сочинении не будет никакого смысла.

Речевые штампы, которые помогут выразить собственное мнение:

  • Я считаю, что автор не прав, потому что…
  • Только частично могу согласиться с рассказчиком, поскольку…
  • По-моему, автор заблуждается, т. к…
  • Мне близка авторская позиция. Я также считаю, что…

Аргументация собственной позиции

В качестве аргументов можно использовать рациональные факты, статистику, объективные показатели, законы и их положения, данные экспертиз и экспериментов. Если привести логические факты нет возможности, то можно остановиться на иллюстративных обобщенно-объективированных утверждениях.

Аргумент должен иметь описательную форму для наглядности и содержать информацию, объясняющую понимание тезиса и доказывающую его правильность. Можно сослаться на авторитет рассказчика, например:

  • Мнение уважаемого и известного ученого…
  • Цитирую авторитетный источник…

Допускается приводить аргументы из художественной литературы. Эксперт не оценивает нравственную позицию экзаменуемого, но при ее отсутствии балл снижается.

Заключение

Перед написанием сочинения ЕГЭ следует изучить не только клише, но и правильность написания каждого раздела. Особого внимания требует заключение, которое не должно быть слишком объемным. На введение и заключение отводится не более 25% всего сочинения.

Достаточно в рамках 2-3 предложений подвести итог вышесказанному, отразив свое собственное впечатление о рассматриваемом тексте: заставило ли тебя произведение по-другому взглянуть на мир. Далее следует общий вывод о роли текста в литературе и глобальности рассматриваемой проблемы.

Поставленные во вступлении вопросы должны быть полностью раскрыты в заключении, которое необходимо связать с основной мыслью сочинения.

Источник: https://unikum.rudn.ru/blog/klishe-dlya-sochineniya-ege-po-russkomu-yazyku

План сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020

План сочинения ЕГЭ по русскому языку

Давайте познакомимся с самой структурой данного экзамена. Он состоит из двух частей: тестовой и письменной. Сегодня нас интересует именно письменная часть ЕГЭ по русскому языку, то есть 27 задание.

Что ФИПИ хотят увидеть в сочинении?

В этом сочинении, согласно ФИПИ, от вас требуется:

  1. Найти и поставить одну из правильных проблем приведённого в КИМе текста.
  2. Написать два : пример + их пояснение + смысловая связь между ними.
  3. Написать позицию автора данного текста.
  4. Написать своё отношение к словам автора и пояснить его.
  5. Написать не меньше 150 слов.
  6. Не увлекать чрезмерным цитированием.

Максимальный балл за 27 задание – 24.

Но при этом сочинение не должно:

  1. Являться полностью пересказанным или переписанным текстом.
  2. Быть написанным по тексту не из КИМа или по неправильной проблеме.

При несоблюдении двух этих пунктов вся ваша работа оценивается в 0 баллов.

План сочинения

Структура (план) сочинения:

  1. Написание правильной проблемы.
  2. Первый комментарий.
  3. Второй комментарий и смысловая связь.
  4. Мнение автора, его позиция.
  5. Собственное отношение к данной проблеме и его пояснение.
  6. Вывод.

Постановка проблемы

Это план, при помощи которого вы сможете определить проблему.

  1. Внимательно прочитайте текст несколько раз, пытаясь понять его основную тему, то есть о чём он: о любви, о войне, о дружбе и т.д.
  2. После определения темы, задайте себе такие вопросы: «Что хотел показать автор текста, описывая (войну, чувства людей, природу и подобное)?», «Что я чувствую после этого текста?», «Какая мысль прослеживается на протяжении всего текста?».
  3. Определив примерную проблему, попытайтесь найти к ней два полноценных . Если у вас это получилось, то тема определена верно, если нет, возвращайтесь к пункту 2.

Иногда в определении проблемы помогают задания 21 и 26. В них могут быть намёки на возможную проблему. НО используйте этот способ только как подсказку.

Первый, второй комментарий и связь между ними

После проблемы пишем комментарии. Итак, чтобы найти и написать комментарии вам нужно:

  1. Найти в тексте две иллюстрации, которые помогают раскрыть поставленную вами проблему.
  2. Дайте к каждому комментарию своё пояснение, то есть объясните смысл ваших примеров.
  3. Укажите связь между двумя ми. Она может находиться, как после первого , так и после второго.
  4. Перечитайте написанные комментарии и спросите себя «Эти примеры раскрывают выбранную проблему?». Если ответ утвердительный, то пишите позицию автора.

Клише для написания примера-иллюстрации:

Для публицистического текста:

  • Для подтверждения проблемы автор приводит / говорит следующие слова: «цитата».
  • Особое внимание стоит обратить на такие слова писателя о…

Для художественного текста:

  • «Цитата» – пишет автор текста.
  • Обратим внимание на следующие мысли / поступки героя…

Клише для пояснения примера-иллюстрации:

Для публицистического текста:

  • Смысл данных слов заключается в следующем: …
  • Данное высказывание доказывает, что…

Для художественного текста:

  • Слова, мысли, поступки данного героя доказывают факт…
  • Эти события писатель описывает для…

Пример иллюстрации с пояснением:

  1. «Особое внимание стоит уделить таким словам автора: «Но он боится сказать: «Стекло разбил я». Смысл данных слов заключается в следующем: иногда люди, рискующие своей жизнью ради веселья и считающие себя самыми отважными, не могут проявить мужества в простых ситуациях, таких как признание вины».
  2. «Знаешь, оказывается, что я не могу выстрелить в человека». – пишет автор. Данные слова героя доказывают, что для человека превыше всего его совесть, которую он готов оберегать любыми способами».

Связь между ми — это важный пункт для получения 5 баллов. Связать свои комментарии можно несколькими способами:

  1. Сопоставить их;
  2. Сравнить их;
  3. Выявить причинно-следственную связь;
  4. Выявить уступки.

Сама связь — 1-2 предложения, находящихся после 2 .

Клише для связи:

  1. Оба примера, дополняя и раскрывая друг друга, показывают…
  2. Противопоставляя данные примеры, автор говорит о том, что…
  3. Рассуждения автора сводятся к выводу о…

Пример: «Оба примера, дополняя и раскрывая друг друга, показывают правильное отношение человека к своей профессии».

Позиция / мнение автора

В этом пункте вы должны чётко определить позицию автора – она должна продолжать проблему.

Клише для написания мнения автора:

  • Позиция автора такова: …
  • Автор стремится донести до своего читателя мысль о…
  • Писатель считает, что…

Пример:

  • Проблема – Какие чувства человек должен испытывать к своей родине? Эту проблему ставит (ФИО) в своём тексте.
  • Позиция автора – Автор хочет донести до нас мысль о том, что человеку необходимо любить, уважать и гордиться своей родиной и родным краем.

Собственное отношение к проблеме и пояснение

В этом пункте вы должны написать своё мнение о проблеме.

Клише для собственного мнение:

  • Трудно не согласиться с автором, ведь…
  • Я разделяю чувство автора по отношению к…
  • Я полностью согласен с автором и считаю, что…

Пример:«Трудно не согласится с автором, ведь именно наши внутренние качества оберегают нас от совершения ужасных поступков».

Собственное мнение подтверждаем литературным аргументом.

Вывод

Вывод – это 1-2 предложения, подводящих итог вашей работе. Он должен следовать за проблемой и не вводить новых идей.

Клише для вывода:

  • Таким образом, автор побудил задуматься над следующей мыслью…

Пример:«Таким образом, автор побудит задуматься о том, что человек должен любить и уважать свою профессию».

Источник: https://bingoschool.ru/blog/233/

Ссылка на основную публикацию