Советы о том, как писать сочинение рассуждение

Сочинение, пожалуй, одна из самых сложных письменных работ в школе. Ведь при её подготовке школьнику необходимо показать творческие и интеллектуальные способности.

К тому же на создание шедевра письма даётся один или два урока. Думаем, учитель языка не раз объяснял тебе, как писать сочинение-рассуждение. Но многие нюансы забываются, поэтому подготовили универсальный план, по которому ты можешь с лёгкостью написать текст на любую тему.

Что представляет собой сочинение-рассуждение?Как писать сочинение-рассуждение?

В самом слове «сочинение» кроется суть. То есть ученик должен составить текст на определённую тему.

Когда пишешь сочинение-описание, то стоит включить внутреннего Паустовского и красочно описать предмет, состояние или пейзаж. Сочинение-повествование — будь готов создать мини-рассказ из разряда «Как я провёл лето».

Если речь идёт о сочинении-рассуждении, то попробуй представить себя журналистом, который доказывает свою точку зрения.

Как писать сочинение-рассуждение?

Учитель предлагает тезис (предложение) для раздумий. С ним нужно согласиться (либо нет) и отстоять свою позицию. Доказывать точку зрения необходимо по определённой схеме (строению текста):

  1. Вступление = тезис, основная мысль, которую нужно доказать.
  2. Основная часть = доказательства тезиса (аргументы).
  3. Вывод = обобщить вышесказанное.

Итак, ты получаешь задание: написать сочинение-рассуждение на тему «Мир держится на ласке матерей». Что делать дальше? Смотри пример.

Вступление в сочинении-рассуждении

Это отправная точка твоих рассуждений. Ты можешь говорить об актуальности темы, её важности для общества. Если уместно, сделай экскурс в историю, приведи примеры из книг, журналов, научных исследований, загляни в творчество автора произведения и так далее. В общем, дай понять, согласен ли ты с тезисом, по которому пишешь сочинение, и подготовь почву для аргументов в основной части.

Например: «Первое слово, которое чаще произносит ребёнок — „мама“. Первый человек, к которому бегут с радостью или с горем — мама. От неё зависит то, как видит мир подрастающий ребёнок и кем он станет в будущем. Поэтому я в большой степени согласен с автором строк „Мир держится на ласке матерей“. Хотя во всём есть свои нюансы…»

Основная часть в сочинении-рассуждении

В этой части необходимо доказать свою точку зрения, убедить чтеца в правильности своих суждений. Здесь не стесняйся (но и не переборщи) употреблять вводные слова и словосочетания: допустим, например, во-первых, во-вторых, так как, поэтому, ведь и так далее.

Можешь связывать предложения при помощи конструкций: «Достаточно привести такой пример…», «Подтверждением сказанному может служить тот факт, что…», «Предположим…», «Но если посмотреть с другой стороны…», «По статистике…» и подобные.

Для доказательств используй личный опыт, примеры из литературы и жизни, данные статистики, мнение авторитетных персон и так далее. Желательно, чтобы основная часть сочинения составляла ⅔ всего объёма работы.

Например: «Я согласен с утверждением, ведь также безгранично люблю свою маму и желаю ей самого лучшего. Знаю, что никогда не найду человека, который будет так бескорыстно любить меня. Благодаря той атмосфере, которую создают мамы в семье, мы увереннее идём в этот огромный мир и несём в него то, что она воспитала в нас.

Об этом писали и продолжают писать тысячи поэтов. Они превозносят материнскую любовь, ласку, руки, сердце. В идеале должно быть именно так в каждой семье. Но если брать глобально, то, к сожалению, не все матери готовы делиться лаской с детьми и вообще воспитывать их.

Я говорю о тех случаях, когда сыновей и дочерей оставляют в детских домах, или чего хуже — в урнах. Когда …»

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть не только интересным, но и написанным грамотно

Заключение в сочинении-рассуждении

В заключении тебе нужно красиво и чётко подытожить все свои рассуждения. Объяснить, насколько важна поднятая тема для общества или почему люди должны обратить на неё внимание. Опиши свои впечатления, связанные с произведением, цитатой или темой в двух-пяти предложениях.

Например: «Я хочу, чтобы мир держался на ласке матерей. На всём том нравственном, что они воспитывают в нас. Ведь добро порождает добро. И чем больше будет счастливых семей и детей, тем лучше станет окружение, в котором мы живём…»

Надеемся, ты разобрался, как следует писать сочинение-рассуждение и доказывать свою точку зрения. Не бойся посмотреть примеры в интернете. Однако подчистую списывать всё же не стоит.

Тебе, как взрослому человеку и будущему специалисту, пригодится навык отстаивать своё мнение, умение логически и творчески мыслить, убедительно говорить. Больше тренируйся, и у тебя всё получится!

Источник: https://adukar.by/news/kak-pisat-sochinenie-rassuzhdenie-na-lyubuyu-temu

Как писать сочинение-рассуждение

Как писать сочинение-рассуждение

Начнём с определений, что же такое «рассуждение»:

  • умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме («Словарь русского языка» Ожегова С.И.);
  • один из трех элементов сочинения, определяемый как развёртывание мысли по определенной схеме; доказательное развитие какого-нибудь отвлеченного положения до степени его очевидной ясности («Литературная энциклопедия»);
  • функционально-смысловой тип речи, выполняющий особое коммуникативное задание – придать речи аргументированный характер (прийти логическим путем к новому суждению или аргументировать высказанное ранее) и оформляемый с помощью лексико-грамматических средств причинно-следственной семантики («Стилистический энциклопедический словарь русского языка»).

Итак, рассуждение – это мысли, изложенные в соответствии с логикой, подкрепленные доказательствами, связанные цепью аргументов и перерастающие в убедительные выводы.

Рассуждение выявляет и описывает причины и взаимосвязь каких-либо явлений. В его начале, как правило, помещается тезис — утверждение, истинность которого необходимо доказать с помощью аргументов, веских и убедительных доводов.

Сочинение может быть основано как на рассуждениях-утверждениях (доказывается истинность выдвинутого тезиса), так и на рассуждениях-опровержениях (доказывается ложность выдвинутого основного положения). Пишущему предоставляется возможность использовать не только прямые факты, но иногда и доказательства от противного.

Выстраивая доказательства, автор сочинения может опираться на личный опыт, газетные и журнальные публикации, фильмы, приводить примеры из жизни и литературы.

Перед началом работы над сочинением нужно чётко сформулировать мысль, которую потребуется доказать. Затем уже, исходя из утверждения, требующего аргументации, составляется план будущей творческой работы.

Схема сочинения-рассуждения

  1. Вступление.
  2. Тезис.
  3. Аргументы: доводы, доказательства, объяснения, обоснования; примеры, случаи, факты, цифры; мнения авторитетных людей, утверждения, цитаты…
  4. Вывод.

Вступление в сочинении-рассуждении – это небольшое по объему введение в тему. Оно может быть сформулировано в виде вопроса или содержать цитату. Выдвигаемый тезис станет отправной точкой для последующих рассуждений, а бОльшую часть сочинения составит аргументация – не менее 2/3 всего объёма текста. Считается, что оптимальное количество аргументов для сочинения-рассуждения – три.

В роли аргументов могут выступать:

  • исторические факты;
  • статистические данные;
  • эпизоды, сюжетные линии литературных произведений, подтверждающие доказываемую мысль;
  • пословицы и поговорки, афоризмы;
  • мнения авторитетных людей…

Самый убедительный, на Ваш взгляд, аргумент лучше всего располагать последним.

Приводить аргументы в доказательство своей позиции можно при помощи следующих слов и словосочетаний:

  • Обратимся к (факту, воспоминаниям кого-либо, научным данным…)
  • Достаточно привести такой пример…
  • Это можно доказать следующим образом…
  • Подтверждением сказанному может служит следующий факт…
  • Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения, …
  • В этом легко убедиться, обратившись к…
  • Например…
  • Допустим…
  • По свидетельству (кого-либо)…
  • Предположим…
  • Так как; потому что…
  • Во-первых, во-вторых и т.д.

В представленной ниже таблице из «Стилистического словаря русского языка» можно увидеть и другие лексические средства, пригодные для различных видов рассуждения.

Как писать сочинение-рассуждение?

Вывод завершает ваше сочинение. Он должен быть убедительным, т.к.  это умозаключение, итог, следствие ваших рассуждений. Он почти дублирует тезис, но выводит его на новый (более глубокий) уровень за счет обобщений и, возможно, прогнозов. Вывод можно формулировать, используя следующие слова и выражения: итак, обобщая сказанное, таким образом, исходя из наших рассуждений, следовательно…

Сочинение-рассуждение станет более убедительным при следующих условиях:

  • основной тезис соответствует теме сочинения,
  • отобранные доказательства достаточно весомы,
  • между частями сочинения тесная логическая связь,
  • выводы четко сформулированы.

Форма вывода (в частности, доказательства) правильна, если в нём не нарушено ни одно правило логики.

Источник: http://www.oshibok-net.ru/for-all/183/184/

Сочинение-рассуждение на заданную тему. Примеры и правила 2019

Доброго времени суток! В данной статье мы рассмотрим то, как писать сочинение-рассуждение на заданную тему, а также в конце будут приведено несколько примеров. Я приведу некоторые аргументы в пользу того, почему в принципе этот тип сочинения очень важен не только для вашего образования, но и для формирования вашей личности.

Следуйте своим мыслям!

Сочинение-рассуждение направлено на то, чтобы оценить ваше видение определенной проблемы и понять, а существует ли у вас в принципе собственное мнение. Конечно, если рассматривать сочинение ЕГЭ или ОГЭ, вам могли говорить, что рекомендуется соглашаться с позицией автора.

Мы не будем размышлять о том, правильно это или нет… Когда перед проверяющим тысячи работ, он обращает внимание на определенные клише, паттерны. При этом все позиции, даже самые оригинальные, кажутся уже кашей.

В этих работах проверяющий скорее ищет ключевые слова, совпадающие с тем шаблоном, что лежит у него рядом с вашей работой. Если я ошибаюсь, поправьте меня…

Однако в сочинении-рассуждении всё не так жестко, и вам важно приоткрыть проверяющему “дверцу” вашего мышления.

Поэтому будьте честны перед самим собой, не заставляйте себя соглашаться с той позицией, которая вам не близка, только потому, что учитель будет доволен.

Ваша позиция может разительно отличаться от общепринятой, быть нестандартной. Не бойтесь этого!

Задача каждого учителя и преподавателя (в моем понимании) дать вам раскрыться, сформировать в вас СОБСТВЕННУЮ точку зрения. Вашу точку зрения. Ведь умение аргументированно отстаивать позицию позволит вам просто-напросто не следовать “стадному чувству” в течение всей вашей жизни!

Таким образом, основная идея написания сочинения-рассуждения – следовать своим мыслям, не пытаться доказывать то, с чем вы заведомо не согласны.

Как писать сочинение-рассуждение?

Итак, мы определились с тем, что первостепенным правилом при написании работы является то, что нет правильных и неправильных позиций! Есть ваша позиция – это и нужно показать. Четко, не расплывчато. Если вы считаете, что в произведении М.

А, Булгакова “Мастер и Маргарита” бо́льшим злодеем по сравнению с Воландом является Алоизий Магарыч, написавший донос на Мастера, так и пишите. Если вы считаете оправданной месть Эдмона Дантеса в произведении “Граф Монте-Кристо”, четко сформулируйте свою позицию и представьте её.

Ничего не нужно придумывать.

Выбор аргументов

Разумеется, любую тему в сочинении-рассуждении нужно аргументировать. Это является основополагающей частью вашей работы в целом. Правильная аргументация подразумевает под собой выстроенное и обоснованное соотношение проблемы определенного произведения, случая из жизни или цитаты мыслителя с вашей позицией.

Наиболее сильными аргументами являются аргументы из литературы и цитаты. Они показывают уровень вашей эрудированности. Более того, это говорит о том, что ваши слова не являются голословными. Случаи из жизни также приводятся, однако они являются менее сильными аргументами в виду того, что их можно попросту выдумать.

Читайте также:  Где найти аргументы для сочинения из литературы?

Зачастую с помощью цитаты можно открыть ваше сочинение. Например:

“Я сомневаюсь – следовательно я мыслю. Я мыслю – следовательно я существую”. Эта известная фраза известного философа, приверженца рационализма Р. Декарта остается актуальной и в наше время. Умение мыслить дает возможность нам принимать оправданные решения в жизни…

Таким образом, градация аргументов по их “авторитетности” является следующей:

  1. Аргументы из литературы.
  2. Цитаты (идеально подходят, чтобы открыть и закрыть сочинение).
  3. Исторические факты.
  4. Случаи из жизни.

Структура сочинения-рассуждения на заданную тему

Ничего сверхъестественного в структуре сочинения-рассуждения нет. Она состоит из 3 частей:

  1. Введение (Вступление).
  2. Основная часть: аргументация, рассуждения, доказательства позиции.
  3. Заключение: итог вышесказанного.

Рассмотрим каждую часть в отдельности.

Вступление в сочинении-рассуждении

Как было сказано выше, ваша работа может начинаться с цитаты известного мыслителя. Во введении достаточно дать 3-5 предложений, чтобы обозначить проблему над которой вы планируете дальше размышлять. Основным приемом при написании вступления является постановка вопроса, на который вы будете отвечать.

Если вы размышляете на тему “должна ли быть наказуема подлость”, в конце вашего вступления поставьте вопрос: “… Так должна ли быть наказуема подлость?”

Основная часть

В основной части вы “защищаете” свою позицию. Вы должны выставить вокруг неё баррикады из аргументов. Поразмышлять над этими аргументами.

Если в качестве аргументации выбран эпизод определенного литературного произведения, вы должны оценить поступки героев и соотнести их с поставленной проблемой.

Обычно для полноты вашей аргументации достаточно привести 3 примера. Каждый следующий аргумент начинается с нового абзаца.

Заключение

Заключением вы должны подытожить все вышесказанное и закрепить окончательно свою позицию. Представьте, что ваша позиция – это гвоздь. Во вступлении вы прицеливаетесь, выбираете место, где он будет находиться.

В основной части вы забиваете его своими аргументами. В заключении вы делаете финальный удар, забивая гвоздь окончательно. Ваша позиция закреплена и полностью раскрыта. Важно дать какой-то вывод.

Иными словами, выдать фразу, которую можно будет внести в золотой фонд цитат (шучу).

Вступление

Подлость – одно из самых низких качеств человека. Пуская свои корни в душу человека, она способна уничтожить его духовно-нравственный стержень.

Более того, чаще всего подлость наносит непоправимый вред и другим людям.

К сожалению, многие подлые люди остаются безнаказанными всю жизнь, а потому вопрос наказуемости подлых людей является краеугольным камнем нашего общества. Так должна ли быть наказуема подлость?

Основная часть

Мой ответ однозначен. Подлые люди должны быть наказаны.

На мой взгляд, такие человеческие пороки, как зависть, подлость, лицемерность обособляются в отдельную категорию, отличную от классической парадигмы добра и зла, подразумевающей, что понимание добрых и злых поступков у каждого человека своё. В этой отдельной категории нет оправданий. Ведь любой приведенный выше порок, воплощенный в жизнь, способен сломать судьбу другого человека.

Особенно ярко это отражено в произведении Александра Дюма “Граф Монте-Кристо”. Главный герой Эдмон Дантес стал жертвой этого человеческого порока сразу от нескольких действующих лиц.

Преследуя каждый свою жалкую цель, Фернан, Данглар и Кадрусс в миг уничтожили прежнюю жизнь молодого капитана Эдмона. Более того, до раскрытия личности главного героя никто из них не сожалел о содеянном.

В конце концов, каждый из героев получает по заслугам, а граф Монте-Кристо освобождается от оков своей мести и начинает новую жизнь вместе с Гайде.

Другой пример наказуемости подлости мы можем встретить в произведении М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Войдя в доверие к Мастеру, Алоизий Магарыч лицемерно нахваливает Мастера, а затем пишет на него донос. Но и он потом находит своё наказание в лице Маргариты.

Заключение

К большому сожалению, в жизни очень часто подлые люди остаются безнаказанными до конца своих дней.

Ужасно и то, что пострадавшие от подлости люди зачастую не находят нигде поддержки, а судьба будто специально делает неприкосновенными поступки подлецов, вынуждая жертв становиться на путь мести. Этот путь безжалостен, он выжигает всё живое в человеке до основания.

Именно поэтому, на мой взгляд, подлость должна всегда без исключений быть наказуема. Наказуема не пострадавшим, а определенными законами: вселенскими, социальными или государственными. Считаю, что мы полностью разобрали, как писать сочинение-рассуждение на тему, приведенную вам в качестве экзаменационной.

Если у вас остались какие-то вопросы или замечания, пишите их обязательно в х. Подписывайтесь на нашу рассылку, чтобы не пропускать новые полезные материалы.

Список сочинений ЕГЭ по русскому языку 2019 вы можете найти в соответствующем разделе. Желаю вам плодотворной подготовки!

Источник: https://egeshik.ru/russkiy-ege/sochineniye-ege-2019/sochinenie-rassuzhdenie-na-temu-pravila-napisaniya-i-primery.html

Как писать правильно сочинение рассуждение по русскому языку: примеры текстов с планом, вводными словами и тезисами

Сочинение-рассуждение является заключительной частью экзаменов ЕГЭ и ОГЭ. Для того, чтобы правильно написать и оформить сочинение, следует знать структуру работы и несколько простых правил.

Что такое сочинение-рассуждение

Сочинение-рассуждение состоит из ваших мыслей, гипотез, высказываний, которых затем следует доказать. Последний этап написания сочинения-рассуждения – обобщение.

В ЕГЭ будет дан текст, в котором изначально необходимо выделить проблему, а затем подтвердить ее примерами из литературы, истории, кино, жизни. После аргументации обязательно пишется заключение.

В ОГЭ также дается текст. После него, на выбор будут предложены три темы, касающиеся данного текста. Каждая тема отличается требованиями к ученику: в одной проверяются знания грамматики, в другой – знания терминов, означающих какие-либо чувства, моральные качества, оценка духовности ученика и т.д.

Схема написания сочинения-рассуждения по русскому языку.

Как составить план и оформить сочинение

Как оформить сочинение? Делать это надо по определенному плану:

  • Тезис (то, что вы хотите доказать).
  • Аргументация (на экзаменах по русскому языку требуемое количество примеров и фактов равно двум).
  • Заключение (Какой урок должен извлечь читатель? Обобщите свои мысли. Для большего эффекта можно призвать читателя к действию).

Этот план является универсальным для оформления сочинения-рассуждения.

Внимание! В пункте «тезис» может быть от 1 до 3 абзацев: вступление, расшифровка терминов, комментарий, актуальность. Если проблема выбрана не вами, а автором текста, то необходимо написать комментарий.

Как правильно писать сочинение

Как писать текст, чтобы он заинтересовал людей, которые будут его читать. В сочинении-рассуждении важно четко и грамотно представить ход своих мыслей, так как именно это интересует проверяющих.

Старайтесь избегать длинных предложений. Лучше разбить сложные на несколько простых.

Еще одно правило: не переписывайте предложения из текста, чтобы избежать чрезмерного цитирования. Для того, чтобы продемонстрировать опору на текст, можно указать номера предложений, в которых вы видите главное, в круглых скобках.

Что такое тезис в сочинении

Как начать сочинение? Лучше всего с тезиса. Тезис – это ваши мысли, сформулированные в краткой форме, буквально в одно предложение. От того, как вы оформите тезис, будет зависеть содержание всего сочинения. Обозначить ваши мысли следует в первой части сочинения, причем это предложение не должно иметь иного смысла.

Внимание! Ваш тезис должен быть обязательно доказан, в противном случае все сочинение не будет зачтено. Причем доказательство не должно исходить из самого тезиса.

Как начать сочинение

Как правильно начать работу? Начинать сочинение следует с небольшой вступительной части. Например, с небольшого рассуждения: Что есть добро и зло? Что такое верность и измена?

Главная задача – плавно перейти к расшифровке терминов: добро – это самое положительное качество человека.

Оно включает в себя все самое лучшее: и сочувствие, и сопереживание, и взаимопомощь и т.д. А зло – это антоним к слову «добро», поэтому это отрицательная черта характера. Обычно после прочтения текста приходит и мысль о том, как начать сочинение.

После этого можно приступать к формулированию тезиса и рассуждению об актуальности, важности этой проблемы. Например: я считаю, что автор прав в том, что добрых, понимающих, бескорыстных людей не так уж и много. Каждый старается улучшить свою жизнь, поэтому некоторые люди ради своего благосостояния готовы идти по головам.

На этом можно закончить вводную и тезисную часть и перейти к аргументации. Можно использовать речевые клише: эта тема волновала многих писателей. Среди них был и (имя и фамилия автора), который написал произведение (название). Это произведение является яркой иллюстрацией данной проблемы, так как…

Как закончить сочинение

Для завершения сочинения вы должны сделать обобщение, вывод. Для начала ответьте на вопрос, удалось ли вам доказать свой тезис, доказали ли вы важность проблемы? Например: в заключение я хочу сказать, что автор действительно был прав в том, что … , так как мы убедились в этом благодаря примерам. Проблема … часто встречается в наше время.

Для того, чтобы ваши слова были убедительными, можно использовать призыв к действию. Например: давайте быть добрее друг к другу! Берегите природу! И т.д. Важно заранее продумать, как закончить повествование.

Вводные слова для сочинения-рассуждения

Как писать сочинение, чтобы оно понравилось экзаменаторам? Рассмотрим возможные вводные слова для сочинения-рассуждения:

I часть. Введение

  1. Автор данного текста говорит о проблеме …
  2. Эта тема не потеряла своей актуальности и по сей день.
  3. Обратимся к предложениям (например, 1-7). Здесь раскрывается основной смысл всего текста.
  4. Чтобы доказать мои слова, обратимся к примерам.
  5. Многие писатели обращались к этой проблеме (пытались найти ее решения). Наиболее удачной, яркой иллюстрацией является (название произведения и автор).

III часть. Заключение

  1. Невозможно не согласится с автором в том, что…
  2. Проблема …. очень важна для нашего поколения.
  3. Пути решения этой проблемы заключаются в том, что….
Читайте также:  Как писать сочинение по русскому языку на ЕГЭ?

Внимание! В аргументации клише и вводные слова будут не совсем уместны, так как в зависимости от темы, они меняются.

Сочинение для ОГЭ

Сочинение для ОГЭ отличается тем, что вы сами можете выбрать на экзамене тему из предложенных. Но в любом случае оно должно иметь опору на текст. Поэтому структура этой работы будет такая:

  • тезис;
  • аргументация;
  • вывод.

Темы различаются по требованиям к ученику:

  • 15-1. Это задание опирается на знания ученика в области грамматики русского языка. Если вы выбрали это задание, то вам нужно знать определение какого-либо языкового явления и доказать достоверность какого-либо высказывания, где будет освещена его роль в жизни человека, в беседе, в книге, тексте и т.д. Затем вы должны подтвердить это примерами из текста.
  • 15-2. Здесь необходимо объяснить ваше понимание финальной фразы отрывка, приведенного в КИМе. Как правило, именно в ней заключается весь философский смысл текста. Ваши мысли должны быть подкреплены фразами из текста.
  • 15-3. Для блестящего выполнения этого задания, следует подготовиться заранее. Вам необходимо знать определения некоторых терминов: дружба, уважение, любовь, понимание, трусость, гордость, патриотизм, зло, измена и т.д. Докажите свои слова определенными предложениями из текста.

Как и писать и на какую тему, ученик выбирает самостоятельно, предварительно оценив свои возможности. Схема построения сочинения-рассуждения.

Текст рассуждение. Примеры текстов

Я думаю, что автор данного текста хочет показать читателям проблему становления личности, роль семьи и атмосферы в доме, в этом сложном и длительном процессе.

В приведенном отрывке мы видим, что ссоры между членами семьи негативно влияют на ребенка и калечат его душу: каждое грубое слово уничтожает беззаботное детство (предложение 10) и, мне кажется, это отражается не только на характере, но и на дальнейшей судьбе человека.

Эта тема очень актуальна, так как касается каждого из нас. Я думаю, что автор абсолютно прав. Безусловно, на человека влияют и многие другие факторы: мода, друзья, общество, эпоха. Но первоначальное представление о мире закладывается именно в семье.

Тема влияния семьи на процесс формирования индивидуальных качеств личности освещается во многих известных произведениях. К примеру, роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» тоже затрагивает эту проблему. Здесь мы видим благополучную семью Ростовых. В их доме всегда царит гармония, а родители чрезмерно заботятся о своих детях.

Безусловно, это отразилось на характере главной героини произведения. Наташа Ростова показалась мне избалованной и легкомысленной девушкой, которой неизвестно, что за свои поступки необходимо нести ответственность. В какой-то мере это вызвало у меня отвращение, так как я прагматичный и ответственный человек.

Еще одно произведение, которое иллюстрирует данную проблему – это «Обломов» Гончарова. Здесь есть два героя, которые являются абсолютно противоположными личностями. Один из них – Илья Обломов, который рос в любви и благополучии, он ни в чем не нуждался.

Его жизнь была прекрасна до тех пор, пока он не остался один на один с жестокостью реального мира. И мы видим, что Обломов не стремится исправить свое положение, совсем наоборот: он продолжает целыми днями лежать на диване и мечтать о беззаботной жизни в Обломовке.

Неизвестно что случилось бы с Ильей Обломовым, если бы в его дела не вмешался Штольц. Родители Андрея хотели видеть в своем сыне воспитанного, образцового мужчину, который смог бы постоять за себя, поэтому они были требовательны к нему.

И в итоге мы видим, что оба героя нашли свое место в жизни, но более успешным и счастливым я считаю Андрея Штольца.

Итог

Для того, чтобы набрать высокий балл за сочинение – самое высоко оцениваемое задание, необходимо подготовиться к нему заранее. Напишите несколько сочинений до экзамена, чтобы быть уверенным в своем успехе. Личные примеры отлично помогают сосредоточиться в нужный момент.

Источник: https://uchim.guru/russkij-yazyk/kak-pisat-sochinenie-rassuzhdenie-po-russkomu-yazyku.html

Сочинение-рассуждение [план, клише]

Сочинение-рассуждение – отличная форма проверки знаний, ведь именно в таком виде сочинения вы можете не только блеснуть грамотностью, но и раскрыть всю глубину своего понимания чего-либо, будь то литературное произведение или какой-либо жизненный феномен.

Однако, у учащихся часто возникает вопрос: как писать сочинение-рассуждение? Первое, что вы должны знать: чего от вас ждет учитель.

Когда вам задают сочинение-рассуждение по литературному произведению, то, в первую очередь, хотят проверить следующие умения:

  • умение воспринимать информацию, данную в тексте,
  • умение анализировать точку зрения автора,
  • умение анализировать форму текста и форму подачи информации,
  • умение выразить свою точку зрения на предложенную проблему, независимо от того, совпадает ли она с авторской,
  • умение использовать богатство лексики русского языка для выражения своих мыслей,
  • умение грамотно оформить свою точку зрения на письме в соответствии с синтаксическими и орфографическими нормами.

Таким образом, для того, чтобы написать сочинение-рассуждение, вы, как минимум должны владеть нужной информацией (прочитать литературное произведение, либо несколько статей по предложенной теме), а также составить свое собственное мнение об этой информации.

Здесь начинается основной этап – оформить свое мнение на бумаге в виде сочинения-рассуждения. Иными словами, вам предстоит грамотно аргументировать собственную точку зрения на предложенную тему.

Не забывайте, что ваша точка зрения многое говорит о вас, как о личности, постарайтесь отстаивать лишь те позиции, которые можно обосновать. Вы думаете, что только вы не согласны с автором и большинством? Вы думаете, что быть оригинальным – половина успеха? Возможно, но только в том случае, если у вас есть, что сказать в защиту своего мнения, и эти факты не взяты с потолка.

Структура сочинения-рассуждения

Сочинение рассуждение имеет свою четкую структуру, поэтому, если Вы хотите добиться успеха, необходимо ее придерживаться. Мы привыкли, что сочинение-рассуждение строится по следующей схеме:

  1. Тезис (точка зрения);
  2. Аргументы (доказательства точки зрения);
  3. Собственный вывод.

Так-то оно так, но этого совершенно недостаточно, чтобы, скажем, успешно написать сочинение-рассуждение на OГЭ или ЕГЭ или получить отличную оценку в старших классах. Подобная схема работает в начальной школе, или, быть может, класса до седьмого, а дальше – больше…

Перед написанием обязательно ответьте для себя на такие вопросы:

  • Какова тема предложенного текста (о чем текст)?
  • Какова проблема данного текста (какой основной вопрос поднимает текст)?
  • Какова позиция автора по этому вопросу?
  • Как он доказывает свою позиции?
  • В чем замысел и как он реализован?
  • Какова моя точка зрения на проблему?
  • Как я могу доказать свою точку зрения?

Теперь вы готовы строить сочинение-рассуждение. Оно имеет следующую композицию:

  • ВСТУПЛЕНИЕ (обозначение темы / ее актуальность)
  • ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (анализ исходного текста либо информации по теме)
  • А) описание проблемы
  • Б)  ваш комментарий по данной проблеме
  • В) описание позиции автора
  • Г) авторская аргументация, но вашими словами
  • Д) описание вашей позиции
  • Е) аргументы поддерживающие вашу позицию с опорой на жизненный или читательский опыт
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ (выводы по проблеме, опираясь на позицию автора и собственные аргументы)
  • Обычно ВСТУПЛЕНИЕ и ЗАКЛЮЧЕНИЕ по объему (вместе) равны трети основной части, если сочинение занимает 4 страницы, то ВСТУПЛЕНИЕ и ЗАКЛЮЧЕНИЕ будут по половине страницы.

Каждая из частей должна начинаться с красной строки. Аргументация должна быть четкой и логичной. Каждый аргумент также нужно начинать с красной строки. Таким образом, при написании сочинения-рассуждения важно не только то, о чем вы пишите, но и то, как вы пишете.

Какие выражения использовать для сочинения-рассуждения?

Существует ряд выражений, которые помогут вам сделать сочинение связным и логичным, а также подчеркнут, что данное сочинение относится именно к типу сочинение-рассуждение.

Речевые клише для вступления:

  • Наверное, каждый человек не раз задумывался о том, …
  • Я не раз задумывался о том, …
  • Главной проблемой современного общества является не экономическая, не экологическая и даже не политическая, а нравственная проблема …

Начать сочинение-рассуждение также можно с цитаты, если вы уверены, что сможете передать ее дословно, или с краткого сообщения об авторе, опять же, если вы уверены в точности фактического материала.

Речевые клише для начала основной части (указание темы / постановка проблемы):

  • В статье (тексте, рассказе) автор касается вопроса
  • В данной статье рассматривается …
  • Автор поднимает вопрос…
  • Автор выдвигает на всеобщее обозрение тему / проблему …
  • Данная статья посвящена рассмотрению / решению вопроса…
  • Автора волнует проблема…
  • Автор заставляет нас задуматься о проблеме …

Речевые клише для аргументации авторской позиции:

  • Автор раскрывает проблему на материале ….
  • Автор заостряет внимание …
  • В подтверждение своей точки зрения автор …
  • Свое видение проблемы автор выражает при помощи …
  • Автор подводит читателя к выводу ….
  • Автор настаивает на…

Речевые клише для выражения собственной позиции…

  • Я полностью разделяю позицию автора…
  • Я не разделяю позицию автора….
  • Мне близка авторская точка зрения…
  • Мне понятна / не понятна авторская точка зрения…
  • Трудно согласиться / не согласиться с автором ….

Речевые клише для введения аргументов:

  • Во-первых,…во-вторых,…
  • С одной стороны…, с другой стороны…
  • Следующий / еще один пример…
  • Приведем, например, такой факт…
  • Насколько я знаю,…
  • По данным специалистов….
  • Как говорится в пословице…

Речевые клише для подведения итогов.

  • Исходя из всего сказанного, можно сделать следующие выводы:…
  • Исходя из приведенных аргументов…
  • Таким образом …
  • Следовательно …

Полезные советы

Не стесняйтесь своих мыслей. Отстаивайте собственную точку зрения.

  1. Будьте корректны и приводите только обоснованные доводы.
  2. Мыслите творчески, ведь сочинение-рассуждение – это, в первую очередь, творческая работа.
  3. Обязательно проверьте сочинение, проконтролируйте, насколько логически выверено вы построили свое творческое высказывание.
  4. Удачи в написании сочинения-рассуждения.

Источник: https://sochinenie-rus.ru/sochinenie-rassuzhdenie/

Ссылка на основную публикацию